Судья Миллер М.В. Дело № 33-649
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 марта 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Е.Г.
и судей Ирышковой Т.В., Бурдюговского О.В.
при секретаре Кипкаевой К.С.
заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по апелляционной жалобе представителя Володина О.Н. по доверенности Катана И.В. на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 15 декабря 2015 года, которым постановлено:
Оставить без удовлетворения исковые требования Володина О.Н. к МБУ «Центр организации дорожного движения г.Пензы», администрации г.Пензы и Управлению жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы о признании права на выплату стимулирующего характера и взыскании премии.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Володина О.Н. по доверенности Катана И.В., представителя МБУ «ЦОДД г.Пензы» по доверенности Абрашкиной А.А., просивших решение суда отменить, представителя администрации г.Пензы по доверенности Узбяковой А.В., представителя Управления ЖКХ г.Пензы по доверенности Елисеевой А.М., просивших решение оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Володин О.Н. обратился в суд с иском к МБУ «Центр организации дорожного движения г. Пензы», администрации г.Пензы и Управлению Жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы о признании права на выплату стимулирующего характера и взыскании премии, указав, что с 29.03.2010 главой администрации г.Пензы был принят на должность директора МАУ «Центр организации дорожного движения г.Пензы», с ним был заключен трудовой договор № от 29.03.2010, согласно п.10.3 которого за образцовое исполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности глава администрации г.Пензы вправе поощрить его в порядке, предусмотренном Положением о стимулирующих выплатах руководителям муниципальных учреждений г.Пензы и другими нормативно правовыми актами. 20.05.2015 письмом за № он обратился к начальнику УЖКХ г.Пензы с предложением рассмотреть вопрос по премированию руководителя учреждения по результатам выполнения целевых показателей за IV квартал 2014 года, приложив все необходимые документы. 27.05.2015 Протоколом заседания комиссии по оценке выполнения целевых показателей деятельности МБУ «ЦОДД г.Пензы» и стимулирующих выплат директору МБУ «ЦОДД г.Пензы» за IV квартал 2014 года было принято решение на основании п.3.1 Положения «О комиссии по оценке выполнения целевых показателей деятельности учреждения, подведомственных Управлению ЖКХ г.Пензы» не рассматривать вопрос о премировании, так как не соблюдены сроки предоставления отчета целевых показателей деятельности МБУ «ЦОДД г.Пензы» за IV квартал 2014 года. Непредставление отчета в установленные сроки было вызвано объективными причинами, но не меняет того, что целевые показатели деятельности организации были выполнены в полном объеме. Формальный отказ с указанием только на нарушение срока представления отчета нарушает его право на достойное денежное вознаграждение за отличные целевые показатели деятельности учреждения. В связи с длительной невыплатой причитающейся премии он испытывает нравственные страдания, его трудовые права нарушены. Просил признать за ним право на выплату стимулирующего характера и взыскать с ответчика в свою пользу премию в размере <данные изъяты> руб., расходы по обращению к адвокату за составление искового заявления в размере <данные изъяты> руб., моральный вред в размере <данные изъяты> руб., расходы по составлению доверенности на представителя в размере <данные изъяты> руб.
Представитель МБУ «ЦОДД г.Пензы» по доверенности Абрашкина А.А. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель Управления ЖКХ г.Пензы по доверенности Елисеева А.М. просила в иске отказать, пояснив, что Комиссия УЖКХ г.Пензы рассмотрела представленные истцом документы и правомерно приняла решение, что вопрос о премировании руководителя МБУ «ЦОДД г.Пензы» не подлежит рассмотрению, так как не соблюдены сроки предоставления отчета целевых показателей деятельности учреждения за четвертый квартал 2014 года.
Представитель администрации г.Пензы по доверенности Троицкая Т.А. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагая, что истец не представил необходимые документы в установленный срок для рассмотрения вопроса по премированию руководителя за четвертый квартал 2014 года. Комиссия УЖКХ г.Пензы обоснованно оставила без рассмотрения вопрос о стимулирующих выплатах Володину О.Н. за 4 квартал 2014 года. Какие-либо пояснения об уважительных причинах пропуска установленного срока в исковом заявлении отсутствуют. Выплаты стимулирующего характера являются правом работодателя, а не его обязанностью. Просила в иске отказать.
Октябрьский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Володина О.Н. по доверенности Катана И.В. решение суда просила отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное в нарушение норм материального и процессуального права. Иск подлежал удовлетворению в связи с тем, что п.3.1 Положения «О комиссии по оценке выполнения целевых показателей деятельности учреждений, подведомственных Управлению ЖКХ г.Пензы» не устанавливает запрета на отказ в рассмотрении отчета о выполнении целевых показателей и на выплату премии по результатам деятельности за определенный квартал при соблюдении установленных Положением условий для премирования. Формальный отказ со ссылкой на несвоевременность представления отчета лишает истца права на предусмотренные законом и локальными актами права на выплаты стимулирующего характера. Решение комиссии по оценке выполнения целевых показателей деятельности МБУ «ЦОДД г.Пензы» и стимулирующих выплат директору данного учреждения за 4 квартал 2014 года противоречит ст.22 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату труда равной ценности. Решение о взыскании премии может быть принято и без издания соответствующим представителем работодателя приказа о начислении премиальной выплаты. Единственным условием для материального поощрения является достижение необходимого результата в работе, а отказ в назначении премии в связи с пропуском срока подачи документов не соответствует закону. Спорная премия входит в систему оплаты труда как дополнительное вознаграждение по результатам работы, оснований для лишения истца данной выплаты не имелось. Суд первой инстанции необоснованно не принял заявление об уточнении исковых требований, в котором был оспорен и протокол заседании комиссии от 27.05.2015, нарушив нормы процессуального права, что привело к вынесению неправильного решения. Просила принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как видно из материалов дела, между главой администрации г.Пензы и Володиным О.Н. заключен трудовой договор № от 29.03.2010 на должность директора МАУ «Центр организации дорожного движения г.Пензы». В соответствии с п.10.3 трудового договора за образцовое выполнение Володиным О.Н. должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности глава администрации г.Пензы вправе поощрить его в порядке, предусмотренном Положением о стимулирующих выплатах руководителям муниципальных учреждений г.Пензы и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников муниципальных учреждений г.Пензы, утвержденным постановлением главы администрации г.Пензы от 05.12.2008 №, стимулирующие выплаты руководителям муниципальных учреждений, за исключением премии, выплачиваются на основании приказа главного распорядителя бюджетных средств, если иное не установлено правовыми актами администрации г.Пензы с учетом достижения показателей муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности муниципального учреждения и его руководителя. Премирование руководителей учреждений осуществляется на основании постановления администрации города. Решение о премировании принимается по представлению заместителя главы администрации города, осуществляющего оперативное руководство данным учреждением, и на основании ходатайства главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с основными критериями и условиями премирования, утвержденными соответствующими нормативно-правовыми актами.
Положением о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений города Пензы по отрасли жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного постановлением главы администрации г.Пензы от 06.03.2009 №, к которым согласно Уставу относится МБУ «Центр организации дорожного движения города Пензы», установлены критерии, по которым производится премирование руководителей за показатели деятельности муниципальных бюджетных и казенных учреждений по отрасли жилищно-коммунального хозяйства в отчетный период. Премирование руководителей учреждений осуществляется на основании постановления администрации города.
Согласно Положению об оплате труда работников МАУ «ЦОДД г.Пензы», утвержденному 28.05.2010, решение о выплате всех видов премирования и оказание материальной директору Учреждения принимаются главой администрации города по представлению заместителя главы администрации города, курирующего отрасль города.
Приказом УЖКХ г.Пензы № от 02.09.2011 утверждены Положение о стимулирующих выплатах руководителям учреждений, подведомственных Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Пензы, состав комиссии по оценке целевых показателей деятельности учреждений, подведомственных Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Пензы, Положение о комиссии по оценке целевых показателей деятельности учреждений, подведомственных Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Пензы, целевые показатели деятельности учреждений, подведомственных Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Пензы.
В соответствии с Положением о стимулирующих выплатах руководителям учреждений, подведомственных Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Пензы, руководителям учреждений устанавливаются в том числе стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы по итогам выполнения целевых показателей деятельности учреждений. Стимулирующие выплаты устанавливаются с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности деятельности учреждения, личного вклада руководителей в осуществление основных задач и функций, определенных Уставом учреждения, а также выполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором.
Подготовку предложений о стимулировании руководителей учреждений осуществляет Комиссия по оценке выполнения целевых показателей деятельности учреждений и стимулирования руководителей учреждений. Руководители учреждений обязаны ежеквартально представлять отчеты о выполнении целевых показателей деятельности учреждения. Размеры стимулирующих выплат устанавливаются приказом 1 раз в квартал по результатам оценки выполнения целевых показателей деятельности учреждения. Решение по каждому руководителю принимается индивидуально. Условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах с руководителями учреждений.
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд признал установленным и исходил из того, что решение о производстве истцу один раз в квартал стимулирующей выплаты по итогам выполнения целевых показателей деятельности МБУ «Центр организации дорожного движения города Пензы» при соблюдении установленных критериев принимается главой администрации г.Пензы на основании предложения Комиссии Управления ЖКХ г.Пензы по оценке выполнения целевых показателей деятельности учреждений и стимулирования руководителей учреждений, а за заявленный Володиным О.Н. четвертый квартал 2014 года постановление главы администрации г.Пензы о произведении выплаты ему премии не принималось.
Как следует из Положения о комиссии по оценке целевых показателей деятельности учреждений, подведомственных Управлению жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы (п.п.3.1, 2.6), Комиссия принимает на рассмотрение от руководителей учреждений отчеты о выполнении целевых показателей деятельности учреждений ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Прием отчетов осуществляет секретарь Комиссии. Отчет за 4 квартал календарного года принимается до 17 января года, следующего за отчетным периодом. Заседания Комиссии проводятся, как правило, 1 раз в квартал. Дата проведения заседания Комиссии назначается председателем Комиссии (в его отсутствие заместителем председателя Комиссии) не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Заседание Комиссии по оценке выполнения целевых показателей деятельности учреждениями за 4 квартал календарного года проводится не позднее 30 января года, следующего за отчетным периодом.
Между тем, по материалам дела, письмо МБУ «ЦОДД г.Пензы» о рассмотрении вопроса по премированию руководителя за №, датированное 20.05.2015, с приложениями целевых показателей и отчета о их выполнении получено Управлением ЖКХ г.Пензы 25.05.2015.Указанный отчет и приложенные к нему документы были заявлены на рассмотрение ближайшего заседания Комиссии 27.05.2015. Согласно протоколу от 27.05.2015 № в связи с несоблюдением установленных сроков Комиссия решила, что вопрос о премировании руководителя МБУ «Центр организации дорожного движения г.Пензы» за четвертый квартал 2014 года рассмотрению не подлежит.
Факт несвоевременного предоставления истцом отчета о выполнении целевых показателей учреждения за четвертый квартал 2014 года сторонами не оспаривается; с заявлениями о восстановлении указанного срока, признания причин его пропуска уважительными и невозможности своевременного направления отчета в Управление ЖКХ г.Пензы истец не обращался, решение Комиссии не оспорено, незаконным не признано.
Судебная коллегия не усматривает оснований оспаривать вывод суда первой инстанции об отсутствии права подменять уполномоченных лиц в процедуре назначения стимулирующей выплаты истцу.
Отказывая в иске к администрации г.Пензы, районный суд правомерно исходил из того, что данный ответчик, которому предоставлено право соответствующим образом поощрить истца как руководителя МБУ «ЦОДД г.Пензы», был лишен возможности рассмотреть необходимые документы и принять решение о премировании истца в связи с непоступлением ему предложений о премировании от вышеуказанной Комиссии и при наличии неотмененного решения этой Комиссии от 27.05.2015.
Заявленный иск к МБУ «ЦОДД г.Пензы» и Управлению ЖКХ г.Пензы, по обоснованному мнению суда, не подлежал удовлетворению, поскольку в компетенцию данных организаций решение вопроса о назначении спорной выплаты стимулирующего характера не входит.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания к удовлетворению заявленных требований, в связи с чем в иске правильно отказано в полном объеме.
Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.
Доводы жалобы были предметом исследования и оценки районным судом, на законе не основаны, направлены на переоценку объективно установленного судом первой инстанции, о незаконности судебного решения не свидетельствуют, основанием к отмене решения суда не являются.
Определение судьи об отказе в принятии уточненных исковых требований от 14.12.2015 не противоречит требованиям гражданского процессуального законодательства, поскольку заявление стороны истца фактически являлось дополнением ранее заявленных требований новым требованием о признании незаконным и недействительным протокола Комиссии от 27.05.2015 №, и истец не был лишен возможности обратиться с данным требованием самостоятельно в порядке главы 12 ГПК РФ, то есть его право на судебную защиту не нарушено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 15.12.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 по доверенности Катана И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи