ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6494/2016 от 19.08.2016 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-6494/2016

В суде первой инстанции дело рассматривалось судьей Бобелевой И.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда

в составе:

председательствующего Гвоздева М.В.,

судей Железовского С.И., Масловой Т.В.,

при секретаре Арабаджи М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 августа 2016 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Аяно-Майскому району о понуждении к совершению действий по установке технических средств,

по апелляционному представлению прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края на решение Аяно-Майского районного суда Хабаровского края от 09 июня 2016 года.

Заслушав доклад судьи Железовского С.И., объяснения прокурора Лазаревой Н.А., судебная коллегия

установила:

прокурор Аяно-Майского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к ОМВД России по Аяно-Майскому району о понуждении к совершению действий по установке технических средств.

В обоснование заявленного иска прокурор указал, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о противодействии терроризму и экстремизму установлено, что муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Аян Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края, расположенное в <адрес> и муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад <данные изъяты> Аян Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края, расположенное в <адрес> не принимаются меры, направленные на профилактику терроризма и экстремизма и минимизации их последствий. В этой связи решениями Аяно-Майского районного суда Хабаровского края от 01.03.2016 года и 02.03.2016 года по искам прокурора района указанные образовательные учреждения обязаны оборудовать главный пост охраны образовательных учреждений кнопкой экстренного вызова служб (пожарной службы, правоохранительных органов, медицинской помощи и службы 112). Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в ОМВД России по Аяно-Майскому району расположенному в <адрес> технические средства для исполнения судебных решений от 01.03.2016г. и от 02.03.2016 г. отсутствуют, что исключает возможность обеспечения функционирования кнопок экстренного вызова правоохранительных органов.

Просил суд обязать ОМВД России по Аяно-Майскому району установить в срок до 24.08.2016 г. в помещении здания отделения полиции, расположенного по <адрес> технические средства обеспечивающие поступление в ОМВД России по Аяно-Майскому району сигнала вызова кнопок экстренного вызова правоохранительных органов из МКОУ СОШ с. Аян и МКДОУ детский сад <данные изъяты>.

Решением Аяно-Майского районного суда Хабаровского края от 09.06.2016 г. в удовлетворении исковых требований прокурору Аяно-Майского района Хабаровского края отказано.

В апелляционном представлении прокурор Аяно-Майского района Хабаровского края не согласившись с решением суда, просит его отменить. Указывает, что суд фактически, определяя обязанность МКОУ СОШ с. Аян и МКДОУ детский сад <данные изъяты> обеспечить установку кнопок экстренного вызова правоохранительных органов и отказывая в удовлетворении иска прокурора к ответчику о возложении обязанности установить технические средства обеспечивающие поступление в ОМВД России по Аяно-Майскому району сигнала вызова с данных кнопок исключил возможность реального исполнения в Аяно-Майском районе Хабаровского края судебных решений по искам прокурора к МКОУСОШ с. Аян и МКДОУ детский сад <данные изъяты>, поскольку в Аяно-Майском районе подразделения вневедомственной охраны отсутствуют. Отсутствие в штате ОМВД России по Аяно-Майскому району достаточного количества сотрудников и технической возможности реагировать по вызовам кнопок экстренного вызова правоохранительных органов не должно являться обстоятельством, освобождающим ответчика от обязанности пребывать по таким вызовам в места массового нахождения детей, а должно служить основанием побуждения его к установке в отделе полиции соответствующей аппаратуры поступления сигнала вызова с кнопок экстренного вызова и наличия в составе дежурной смены достаточного количества сотрудников полиции для реагирования на экстренные вызовы поступавшие из образовательных учреждений.

Письменных возражений относительно доводов апелляционного представления прокурора не поступило.

Представитель ОМВД России по Аяно-Майскому району в заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении (ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что ОМВД России по Аяно-Майскому району является территориальным органом МВД России районного уровня, которое осуществляет свою служебную деятельность на территории Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края.

Приказом УМВД России по Хабаровскому краю от 17.09.2014 года №591 утверждено Положение об Отделении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Аяно-Майскому району. Данное Положение определяет основные полномочия и организацию деятельности ОМВД России по Аяно-Майскому району.

В соответствии с разделом II Положения ОМВД России по Аяно-Майскому району, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел: участвует в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами МВД России, в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также в проведении оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов; участвует в пределах компетенции в охране объектов, а также в охране имущества физических и юридических лиц по договорам.

Согласно штатному расписанию ОМВД России по Аяно-Майскому району по состоянию на 01.06.2016 года штатная численность Отделения составляет 33 единицы, из них - 23 единицы аттестованного состава и 10 единиц вольнонаемного состава. Строевые подразделения вневедомственной охраны полиции указанным штатным расписанием не предусмотрены.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 5 ФЗ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 4, 12 ФЗ от 07.12.2011 г. № 3 – ФЗ «О полиции», п. 3, 47 Наставления по организации деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны полиции, утвержденного приказом МВД России от 21.09.2015 г. № 900, инструкцией по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны, утвержденной приказом МВД России от 16.07.2012 г., Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ», установив, что деятельность полиции по охране имущества и объектов граждан и (или) организаций, в том числе на договорной основе, а также обеспечения оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны полиции объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, осуществляют строевые подразделения вневедомственной охраны полиции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлены законные основания для понуждения ответчика к установке в помещении отдела полиции указанных в иске технических средств.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства и представленных сторонами доказательствах, которые исследовались судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.

В силу п. 17 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-Ф3 на полицию возлагаются следующие обязанности: участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (в редакции действующей на в период спорных правоотношений) на полицию возлагалась, в том числе, обязанности охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны; осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом; обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-Ф3 распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 года №1629-р утвержден Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией. Муниципальные казенные общеобразовательные учреждения в Перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией, отсутствуют.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и установлено, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

До вступления в силу соответствующего федерального закона деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также лиц, проходящих военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов, определяющих задачи внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полномочия полиции, права военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудников полиции, а также порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны. До вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции, а также определяющие порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны (подпункты а, б п. 14 Указа).

Образование Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года №157 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации само по себе, до вступления в силу соответствующего федерального закона и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, не свидетельствует об утрате вневедомственной охраной обязанности охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании тревожной сигнализации.

Доводы апелляционного представления не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционном представлении, судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены принятого судом решения не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Аяно-Майского районного суда Хабаровского края от 09 июня 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Аяно-Майскому району о понуждении к совершению действий по установке технических средств оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края – без удовлетворения.

Председательствующий М.В. Гвоздев

Судьи: Т.В. Маслова

С.И. Железовский