Судья Федоренко О.В. дело ***
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июня 2017 г. <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Храмцовой В.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ФИО1 на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску Министерства труда и социальной защиты Алтайского края к ФИО1 о взыскании финансовой помощи при государственной регистрации предпринимательской деятельности.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управления Алтайского края по труду и социальной защите (далее по тексту – Главтрудсоцзащита) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании полученной финансовой помощи при государственной регистрации предпринимательской деятельности в сумме <данные изъяты> рублей, расходов по оплате банковских услуг по зачислению денежных средств (финансовой помощи) на лицевой счет ответчика в сумме <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.
В обоснование заявленных требований ссылалось на то, что ДД.ММ.ГГ между краевым государственным казенным учреждением «Центр занятости населения <адрес>» и ФИО1 был заключен договор *** предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данный договор был заключен в соответствии с законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», законом Алтайского края от 18.12.2014 года № 100-ЗС «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Порядком предоставления гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации», утвержденным Постановление Администрации Алтайского края от 30.12.2011 N 792.
Согласно указанному договору ответчик, выполняя условия пункта 3.3.3 Договора, осуществил государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью «ДвуЯн», о чем ДД.ММ.ГГ была внесена запись в Реестр.
В свою очередь, в соответствии с и. 3.1.1 Договора, краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения <адрес>» перечислило на лицевой счет Ответчика финансовую помощь, предоставляемую при регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства в размере <данные изъяты> руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением *** от ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с пунктами 3.3.5-3.3.6 Договора Ответчик взял на себя обязательства осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом не менее 24 месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также израсходовать финансовую помощь в соответствии с бизнес-планом и условиями Договора.
В силу и. 3.3.8 Договора Ответчик обязан представить в Центр занятости в течение 5 рабочих дней со дня истечения 12 месячного срока осуществления предпринимательской деятельности документы, подтверждающие расходование финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом и условиями Договора, предусмотренные и. 3.3.7. Результат осуществления предпринимательской деятельности и расходования финансовой помощи в течение 12 месяцев фиксируется двухсторонним промежуточным актом выполнения условий Договора.
Обязанности, предусмотренные Договором, также предусмотрены пунктами 3.6, 3.8 Порядка предоставления гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30.12.2011г. ***.
Исходя из смысла пункта 3.8 Порядка предоставления единовременно финансовой помощи предоставление вышеуказанных документов в Центр занятости необходимо в целях подтверждения целевого использования финансовой помощи при государственной регистрации.
ДД.ММ.ГГ Центром занятости в адрес Ответчика было направлено уведомление о предоставлении необходимых документов, а в случае не предоставления документов и получения отрицательного заключения комиссии по отбору бизнес-планов результатов осуществления предпринимательской деятельности о возможности взыскания средств финансовой помощи в судебном порядке.
Однако, Ответчик в срок, указанный в уведомлении, в Центр занятости не явился и не представил необходимые документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в соответствии с условиями договора и бизнес-плана.
Согласно п. 3.3.8 Договора результат осуществления предпринимательской деятельности и расходования финансовой помощи в течение 12 месяцев фиксируется двухсторонним промежуточным актом выполнения условий Договора.
Однако, в связи с тем, что Ответчиком не представлены документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в соответствии с условиями договора и бизнес- плана в течение 12 месяцев, промежуточный акт с Ответчиком подписан не был.
ДД.ММ.ГГ комиссией по отбору бизнес-планов Администрации <адрес> Алтайского края вынесено заключение с отрицательной оценкой исполнения Ответчиком обязательств по осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГ Договора в случае вынесения комиссией по отбору бизнес- планов, созданной органом местного самоуправления, заключения с отрицательной оценкой исполнения обязательств по осуществлению предпринимательской деятельности Ответчик обязан осуществить возврат средств финансовой помощи в полном объеме.
ДД.ММ.ГГ Ответчику была направлена претензия о возврате средств финансовой помощи добровольно.
Однако Ответчик претензию проигнорировал.
В связи с чем, было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Ответчика средств финансовой помощи.
ДД.ММ.ГГ мировым судьей судебного участка ***<адрес> Алтайского края был вынесен судебный приказ о взыскании с Ответчика средств финансовой помощи.
Однако Ответчиком в установленный законом срок были представлены возражения относительно исполнения данного судебного приказа.
Пунктом 4.1 Договора предусмотрено, что Ответчик несет ответственность за нецелевое использование финансовой помощи, неисполнение иных условий Договора.
Кроме того, в соответствии с и. 3.1.2 Договора Центр занятости, за счет средств краевого бюджета, осуществил оплату банковских услуг, связанных с перечислением Ответчику средств финансовой помощи в размере 301,50 руб., что подтверждается платежным поручением *** от ДД.ММ.ГГ.
Согласно ч. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 3.12 Порядка предоставления единовременной финансовой помощи предусмотрено, что гражданин, не исполнивший без уважительных причин обязанности, предусмотренные пунктами 3.6, 3.8, 3.9 данного Порядка, обязан возместить понесенные центром занятости затраты в полном объеме.
Истец просили взыскать с ФИО1 в доход краевого бюджета Алтайского края на счет Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в управлении федерального казначейства по Алтайскому краю сумму полученной финансовой помощи при государственной регистрации предпринимательской деятельности в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек, расходы по оплате банковских слуг по зачислению денежных средств (финансовой помощи) на лицевой счет ФИО1 в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., итого взыскать <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ с ФИО1 в доход краевого бюджета Алтайского края на счет Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в Управлении федерального казначейства по Алтайскому краю взыскана сумма полученной финансовой помощи при государственной регистрации предпринимательской деятельности в размере 58800 рублей, расходы по оплате банковских услуг в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, всего <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.
Взыскана с ФИО1 государственная пошлина в доход городского округа муниципального образования <адрес> в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит решение суда отменить и производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы указал, что истец допустил односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий. Поскольку им были представлены доказательства, свидетельствующие о движении денежных средств на счете ООО, уплате налогов и выплате заработной платы, тем самым представлены доказательства осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом. Полагает, что решение комиссии по отбору бизнес-планов с отрицательной оценкой, в связи с тем, что не представлен отчет об осуществлении предпринимательской деятельности является преждевременным, поскольку согласно договору он обязан предоставить в Центр в течение 5 рабочих дней со дня истечения 24 месячного срока осуществления предпринимательской деятельности документы, подтверждающие выполнение своих обязательств и отчет. К тому же на заседание данной комиссии он не был приглашен, не знал о месте и времени его проведения, поэтому не мог оспорить заключение комиссии. Не согласен с выводом суда об обязанности его осуществить возврат средств финансовой помощи в полном объеме, поскольку в п. ДД.ММ.ГГ договора указано «в случае ликвидации организации, прекращения предпринимательской деятельности ранее срока указанного в п. 3.3.2 договора», который обязует осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 24 месяцев со дня внесения записи в Реестр. Полагает, что суд дал неверную оценку письмам МИФНС и его пояснениям по предоставлению расчета по форме 6-НДФЛ, так как налоговые органы признали его предприятие действующим и осуществляющим предпринимательскую деятельность, а суд расценил это как обязанность, которая возникла, в связи с созданием и регистрацией общества, как руководителя.
В письменных возражениях истец Министерство труда и социальной защиты Алтайского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу п. 1 ст. 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
В соответствии с п. 2 ст. 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Постановлением Администрации Алтайского края от 30.12.2011 N 792 "О реализации органами службы занятости населения Алтайского края полномочий в области содействия занятости населения" утвержден Порядок предоставления гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, определяющий последовательность и условия предоставления такой помощи.
В силу п. 3.1 указанного Порядка гражданин, получивший финансовую помощь при государственной регистрации, обязан осуществлять ее использование в соответствии с целевым назначением. Целевым использованием гражданином финансовой помощи при государственной регистрации признается ее расходование в рамках осуществления предпринимательской деятельности с соблюдением условий бизнес-плана, прошедшего отбор в соответствии с условиями Порядка, в части вида и места (населенный пункт) осуществления предпринимательской деятельности, количества создаваемых рабочих мест, в том числе для трудоустройства безработных граждан.
Согласно п. 3.8 Порядка гражданин, получивший финансовую помощь при государственной регистрации, обязан в течение установленного договором срока осуществления предпринимательской деятельности представить в центр занятости населения документы, подтверждающие ее целевое использование (декларации о доходах, представляемые в налоговые органы, документы бухгалтерского и налогового учета, документы, подтверждающие расходы и доходы, книги учета доходов и расходов, кассовые книги, банковские документы, подтверждающие движение денежных средств на расчетных счетах, другие соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности и целевое расходование средств).
В целях подтверждения целевого использования финансовой помощи при государственной регистрации гражданин обязан в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренного договором, представить в центр занятости населения документы, подтверждающие выполнение своих обязательств в полном объеме, а также представить в комиссию отчет об осуществлении предпринимательской деятельности с приложением копий подтверждающих документов (п. 3.9).
Комиссия на основании представленного гражданином отчета осуществляет оценку исполнения им обязательств по осуществлению предпринимательской деятельности в соответствии с условиями бизнес-плана. По результатам указанной оценки комиссия в письменной форме выдает гражданину и центру занятости населения копию соответствующего заключения.
В случае вынесения комиссией заключения с отрицательной оценкой исполнения гражданином обязательств по осуществлению предпринимательской деятельности в заключении отражаются основания определения данной оценки с указанием нарушенного гражданином положения нормативного правового акта и/или условия договора, предусматривающего оказание финансовой помощи при государственной регистрации (п. 3.10).
Гражданин, не исполнивший без уважительных причин обязанности, предусмотренные пунктами 3.1, 3.6, 3.8 и 3.9 настоящего Порядка, обязан возместить центру занятости населения понесенные затраты в полном объеме (п. 3.12).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции при разрешении настоящего спора по существу, ДД.ММ.ГГ между КГКУ «ЦЗН <адрес>», с одной стороны, и ФИО1, с другой стороны, в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***- ЗС «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Порядком предоставления гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации был заключен договор *** предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно п. 1.2 договора его предметом является предоставление ФИО1 за счет средств краевого бюджета единовременной финансовой помощи при государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Условиями договора (п.п. 2.1, 3.1.1, 3.1.2) предусмотрено, что КГКУ «ЦЗН <адрес>» принял на себя обязательство перечислить на лицевой счет ФИО1 финансовую помощь в сумме 58800 рублей в течение 60 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или ЕГРИП на основании представленного ответчиком свидетельства о внесении записи в соответствующий реестр, осуществить за счет средств краевого бюджета оплату банковских услуг, связанных с перечислением гражданину средств в сумме 58800 рублей.
ФИО1, выполняя условия договора (п. 3.3.3 Договора), осуществил государственную регистрацию ООО «ДвуЯн», о чем ДД.ММ.ГГ была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
ДД.ММ.ГГ КГКУ «ЦЗН <адрес>» перечислил ответчику денежные средства в размере 58800 рублей.
Кроме того, истцом были оплачены услуги банка в сумме <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек по зачислению денежных средств на счет ответчика.
В силу пунктов 1.3 и 3.3.2 Договора предпринимательская деятельность должна быть организована и осуществляться в соответствии с бизнес - планом по виду экономической деятельности.
Согласно п. 3.3.5, 3.3.6, 3.3.7, 3.3.8 Договора гражданин обязуется осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом не менее 24 месяцев со дня внесения записи в Реестр, осуществить расходование перечисленной Центром занятости населения финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом и условиями настоящего договора, в течение срока действия договора предъявлять по требованию Центра занятости населения документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности, а также документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи (декларации о доходах, представляемые в налоговые органы, документы бухгалтерского и налогового учета, документы, подтверждающие расходы и доходы, книги учета доходов и расходов, кассовые книги, банковские документы, подтверждающие движение денежных средств на расчетных счетах и другие документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности и целевое расходование средств финансовой помощи). Целевое использование финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом и условиями Договора подтверждается актом выполнения условий договора с учетом заключения комиссии по отбору бизнес-планов, представить в Центр занятости в течение 5 рабочих дней со дня истечения 12 месячного срока осуществления предпринимательской деятельности документы, подтверждающие расходование финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом и условиями Договора.
Согласно п.4.1 Договора гражданин несет ответственность за предоставление недостоверных сведений и подложной документации с целью получения помощи на организацию предпринимательской деятельности, а также за нецелевое использование финансовой помощи, неисполнение иных условий Договора в соответствии с действующим законодательством и условиями Договора.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик не оспаривал факт заключения вышеназванного договора, предоставления ему единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с условиями договора ответчик не представил в течение 5 рабочих дней со дня истечения 12 месячного срока осуществления предпринимательской деятельности документы, подтверждающие расходование финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом и условиями Договора, промежуточный акт с ответчиком подписан не был.
ДД.ММ.ГГ Центром занятости в адрес Ответчика было направлено уведомление о предоставлении необходимых документов, а в случае не предоставления документов и получения отрицательного заключения комиссии по отбору бизнес-планов результатов осуществления предпринимательской деятельности о возможности взыскания средств финансовой помощи в судебном порядке.
Ответчик в срок, указанный в уведомлении, в Центр занятости не явился и не представил необходимые документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в соответствии с условиями договора и бизнес-плана.
Администрацией <адрес> представлено заключение об осуществлении предпринимательской деятельности ФИО1 в соответствии с условиями бизнес-плана ООО «ДвуЯн» от ДД.ММ.ГГ, согласно которому комиссия по отбору бизнес-планов выдала отрицательную оценку по осуществлению предпринимательской деятельности ФИО1 в связи с тем, что не представлен отчет об осуществлении предпринимательской деятельности.
ДД.ММ.ГГ ответчику была направлена претензия о возврате средств финансовой помощи добровольно, которая ответчиком оставлена без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГ по заявлению истца мировым судьей судебного участка ***<адрес> был выдан судебный приказ о взыскании с ответчика суммы полученной финансовой помощи, который определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГ отменен в связи с подачей ответчиком в установленный законом срок возражений относительно исполнения данного судебного приказа.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих ведении предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом во исполнение условий договора от ДД.ММ.ГГ, как и не представлено доказательств не осуществления такой деятельности по уважительным причинам.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами районного суда, поскольку они основаны правильном применении норм материального права, установленных по делу обстоятельствах, представленных доказательствах, надлежащая оценка которым дана судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, результаты оценки доказательств отражены в решении, оснований для их переоценки судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы об обратном, не усматривает.
Довод жалобы о преждевременности решения комиссии по отбору бизнес-планов, в связи с тем, что согласно договору он обязан предоставить в Центр в течение 5 рабочих дней со дня истечения 24 месячного срока осуществления предпринимательской деятельности документы, подтверждающие выполнение своих обязательств и отчет, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с п. 3.3.8 Договора ответчик обязан представить в Центр занятости в течение 5 рабочих дней со дня истечения 12 месячного срока осуществления предпринимательской деятельности документы, подтверждающие расходование финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом и условиями Договора.
Поскольку в соответствии с п. ДД.ММ.ГГ Договора, в случае ликвидации организации, прекращения предпринимательской деятельности ранее срока, указанного в п. 3.3.5 договора, по причинам не признанным комиссией по отбору бинес-планов, созданной органом местного самоуправления, уважительными, вынесения данной комиссией заключения с отрицательной оценкой исполнения гражданином обязательств по осуществлению предпринимательской деятельности либо в случае несоблюдения условий прекращения предпринимательской деятельности, предусмотренных п. ДД.ММ.ГГ договора, гражданин обязуется осуществить возврат средств финансовой помощи в размере, указанном в п. 2.1 договора, в полном объеме, то довод жалобы о несогласии с выводом суда об обязанности его осуществить возврат средств финансовой помощи в полном объеме, так как в п. ДД.ММ.ГГ договора указано «в случае ликвидации организации, прекращения предпринимательской деятельности ранее срока указанного в п. 3.3.2 договора», несостоятелен, поскольку основан не неверном понимании указанного пункта Договора.
Довод жалобы о том, что суд дал неверную оценку письмам МИФНС и его пояснениям по предоставлению расчета по форме 6-НДФЛ, а также доказательствам, свидетельствующим об осуществлении им предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается, в связи с чем данные доводы жалобы подлежат отклонению.
В целом доводы, приведенные в апелляционной жалобе сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, фактически направлены на несогласие с выводами суда и иную оценку установленных по делу обстоятельств и исследованных судом доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Доводов, влияющих на законность судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 ГПК РФ все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика ФИО1 на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: