Судья Селезнева О.В. Дело №33-649/2015
Докладчик Тамаров Ю.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Ганченковой В.А.
Тамарова Ю.П.
при секретаре судебного заседания Косолаповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 марта 2015 г. в городе Саранске дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 декабря 2014 г.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением о признании незаконным несогласование Министерством культуры и туризма Республики Мордовия и Администрацией городского округа Саранск проведения публичного мероприятия.
В обоснование заявления указали, что 23 декабря 2014 г. в Министерство культуры и туризма Республики Мордовия и Администрацию городского округа Саранск ими было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц 29 декабря 2014 г. с 13 до 14 часов на Советской площади г. Саранска, на территории памятника В.И. Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину, с указанием пикетируемых объектов и целей проведения этого мероприятия.
Письмом от 23 декабря 2014 г. Министерство культуры и туризма Республики Мордовия предложило изменить место проведения публичного мероприятия.
Письмом от 23 декабря 2014 г. Администрацией городского округа Саранск отказано в согласовании публичного мероприятия и предложено изменить форму публичного мероприятия на митинг или собрание и изменить место его проведения.
В связи с этим просили суд признать незаконным и нарушающим их право на свободу мирных собраний, необоснованным и неоправданным вмешательством в реализацию права на свободу мирных собраний несогласование Министерством культуры и туризма Республики Мордовия и Администрацией городского округа Саранск публичного мероприятия на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на территории памятника В.И. Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину, на 29 декабря 2014 г. с 13 часов до 14 часов, возложении обязанности на Министерство культуры и туризма Республики Мордовия и Администрацию городского округа Саранск по устранению в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод гражданина и препятствий к осуществлению прав и свобод (л.д. 1-6).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 декабря 2014 г. в удовлетворении заявления отказано (л.д. 44-49).
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 просили решение суда отменить, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам, указанным в заявлении (л.д. 51-62).
В судебное заседание ФИО1, ФИО2, представитель Министерства культуры и туризма Республики Мордовия не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 75-78), о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Саранск ФИО3 просил решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, 23 декабря 2014 г. ФИО1 как организатор публичного мероприятия и уполномоченный организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции ФИО2 подали в Министерство культуры и туризма Республики Мордовия и Администрацию городского округа Саранск уведомления о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц 29 декабря 2014 г. с 13 до 14 часов на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на территории памятника В.И. Ленину и на площади, прилегающей к памятнику.
Пикетируемыми объектами в уведомлениях указаны здания, являющиеся местами нахождения представителя Президента Российской Федерации - главного федерального инспектора по Республике Мордовия, Главы Республики Мордовия, Правительства Республики Мордовия, Государственного собрания Республики Мордовия, Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия и Администрации городского округа Саранск.
Также в уведомлениях указаны значительные по количеству и направлениям цели публичного мероприятия, носящие общественно-политический характер.
Согласно письму Министерства культуры и туризма Республики Мордовия от 23 декабря 2014 г. № 1-15/894 ФИО1 сообщено о невозможности согласовать проведение указанного в уведомлении публичного мероприятия в связи с осуществлением подготовительных мероприятий для проведения новогодних и рождественских праздников на Советской площади г. Саранска, в том числе и в районе памятника В.И. Ленину, здания Государственного Собрания Республики Мордовия. Также заявителю доведена информация об утверждённом приказом Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 09 января 2013 г. № 1 Перечне мест, единых специально отведённых или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Республики Мордовия.
Согласно письму Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия от 23 декабря 2014 г. № 8656-Исх ФИО1 сообщено, что форма организации и проведения заявленного публичного мероприятия не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку в нарушение пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» при проведении данного мероприятия заявленные многочисленные цели не соответствуют пикетируемому объекту, что исключает возможность проведения пикетирования.
Кроме того, указано о невозможности согласовать проведение указанного в уведомлении публичного мероприятия в связи с осуществлением подготовительных мероприятий для проведения новогодних и рождественских праздников на Советской площади г. Саранска, в том числе и в районе памятника В.И. Ленину.
Также заявителю доведена информация об утверждённом приказом Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 09 января 2013 г. № 1 Перечне мест, единых специально отведённых или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Республики Мордовия.
В связи с этим заявителю предложено изменить форму публичного мероприятия и провести митинг или собрание на любом из предложенных мест.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующим в деле, не опровергнуты и сомнения в их достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Администрацией городского округа Саранск и Министерством культуры и туризма Республики Мордовия не нарушены права и свободы ФИО1 и ФИО2, а также не допущены нарушения требований Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Данный вывод суда основан на правильном применении закона.
В соответствии со статьёй 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В целях обеспечения реализации гарантированного статьёй 31 Конституции Российской Федерации права граждан в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В пунктах 2, 3 и 6 статьи 2 данного Федерального закона установлены следующие понятия:
собрание - совместное присутствие граждан в специально отведённом или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия, обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 12 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Приказом Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 9 января 2013 г. № 1 утверждён Перечень мест, единых специально отведённых или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Республики Мордовия. На территории городского округа Саранск определены следующие места:
театральная площадь г. Саранска (территория, непосредственно прилегающая к зданию Государственного русского драматического театра Республики Мордовия), почтовый адрес: ул. Советская, д. 60, предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, до 900 человек (из расчёта 1 кв.м на чел.);
площадка между музейно-историческим комплексом «Навеки с Россией», ул. Красная и водоемом стадиона «Старт», почтовый адрес: ул. Московская, д. 12, предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, до 10000 человек (из расчёта 1 кв.м. на чел.);
площадка у кинотеатра «Россия» (территория, непосредственно прилегающая к зданию кинотеатра «Россия», почтовый адрес: пр. 50 лет Октября, д. 17 «б», предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, до 550 человек (из расчёта 1 кв.м. на чел.);
помещение дома культуры «Луч», почтовый адрес: ул. Веселовского, д. 40а, зал на 365 мест.
При таких обстоятельствах Министерство культуры и туризма Республики Мордовия и Администрация городского округа Саранск обоснованно не согласовали проведение вышеуказанного публичного мероприятия ввиду наличия объективных причин невозможности его проведения в указанных в уведомлениях время и месте в связи с проведением в этот период времени и в этом месте подготовительных мероприятий по организации массового отдыха граждан.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
По этим основаниям отклоняются доводы апелляционной жалобы, которые к тому же являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 декабря 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
судьи В.А. Ганченкова
Ю.П. Тамаров