Судья Ачикалов С.В.
Докладчик Карболина В.А. Дело № 33-6500\2014г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Быковой И.В.
Судей Карболиной В.А., Коваленко В.В.
С участием прокурора Баландина Е.И.
При секретаре Ш.Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 07 августа 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.Бердска на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 12 мая 2014 года, которым заявление прокурора г. Бердска Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании в части Постановления администрации г. Бердска от 13 февраля 2014 года № 575 удовлетворено.
Признан противоречащим пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и недействующим со дня принятия постановление администрации г. Бердска от 13 февраля 2014 года № 575 «Об утверждении административного регламента «Предоставление муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части возложения подпунктами 1, 2, 5, 9, 11, 12, 13, 14 второго абзаца пункта 7 раздела 2 административного регламента «Предоставление муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на граждан обязанности представления документов, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Обязана администрация г. Бердска Новосибирской области опубликовать настоящее решение в газете «Бердские новости».
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., объяснения прокурора Баландина Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Бердска Новосибирской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта администрации г. Бердска в сфере жилищных правоотношений.
В обоснование заявления указал, что Постановлением администрации г. Бердска от 13 февраля 2014 года № 575 утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Указанный нормативный акт содержит положения, противоречащие федеральному законодательству, поскольку порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В Новосибирской области такой порядок установлен Законом Новосибирской области от 04 ноября 2005 года № 337-03 «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма», статьей 4 которого установлен перечень документов, представляемых гражданином для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Следовательно, требование от граждан представления документов на основании статьи 4 Закона Новосибирской области от 04 ноября 2005 года № 337-03 в настоящее время противоречит действующему федеральному законодательству.
На основании изложенного просил признать противоречащим пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и недействующим со дня принятия постановления администрации г. Бердска от 13 февраля 2014 года № 575 «Об утверждении административного регламента «Предоставление муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части возложения подпунктами 1, 2, 5, 9, 11, 12, 13, 14 второго абзаца пункта 7 раздела 2 административного регламента «Предоставление муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на граждан обязанности представления документов, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Просил обязать администрацию г. Бердска опубликовать решение суда в газете «Бердские новости».
С принятым решением не согласна администрация г. Бердска В апелляционной жалобе просят решение отменить и принять новое решение по делу.
В обоснование доводов жалобы указывают, что вывод суда о том, что подпункты 1, 2, 5. 9, 11, 12, 13, 14 второго абзаца пункта 7 раздела 2 административного регламента «Предоставление муниципальной услуги «Прием заявлений, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного оспариваемым постановлением администрации города Бердска, обязывают граждан предоставить документы, которые не содержатся в подпункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.06.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», не обоснован, так как в случае если нормативными правовыми актами определяется иной порядок предоставления документов, то Перечень документов, который содержится в пункте 6 ФЗ ««Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», не является исчерпывающим.
Кроме того, суд не учел что административный регламент, утвержденный вышеуказанным постановлением, разработан в соответствии законом Новосибирской области от 04.11.2005 № 337-03 "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма», который регламентирует порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в жилье, устанавливает Перечень документов, которые предоставляют граждане для принятия на учет, нуждающихся в жилье.
Таким образом, требования подпунктов 1, 2, 5, пункта 7 раздела 2 Регламента соответствует законодательству Новосибирской области, требуемые документы, указанные в данных подпунктах, являются обязательными для предоставления заявителями при обращении за оказанием муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а так же постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По мнению апеллянта, документы, указанные в подпунктах 9, 11, 12, 13, 14 пункта 7 раздела 2 Регламента (удостоверение ветерана ВОВ; удостоверение (справка) вдовы инвалида ВОВ; удостоверение «Жителя блокадного Ленинграда») истребуются администрацией города Бердска на основании подпункта 5 части 2 статьи закона Новосибирской области от 04.11.2005 № 337-03 «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договору социального найма».
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением администрации г. Бердска от 13 февраля 2014 года № 575 утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Подпункты 1, 2, 5, 9, 11, 12, 13, 14 абзаца второго пункта 7 раздела 2 Регламента содержат требование о представлении гражданами документов, получение которых в соответствии с пунктом 2 части 1, частью 6 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ отнесено к полномочиям органа, оказывающего муниципальную услугу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 ФЗ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
В соответствии с частями 3 и 7 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В Новосибирской области такой порядок установлен Законом Новосибирской области от 04 ноября 2005 года № 337-03 «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма», статьей 4 которого установлен перечень документов, представляемых гражданином для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
На основании части 9 статьи 28 Федерального закона от 03 декабря 2011 № 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня официального опубликования данного Федерального закона до 1 января 2013 года регулирование в сфере жилищных отношений вопросов обеспечения реализации требований пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных и муниципальных услуг, осуществляется законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.7 ст. 74 Федерального закона от 01 июля 2011 года № 169-ФЗ, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в редакции настоящего Федерального закона) в части предоставления документов и информации об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, применяются с 1 января 2013 года.
Принимая решение и удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что постановление администрации г. Бердска от 13 февраля 2014 года № 575 в вышеуказанной части требования от граждан представления документов на основании статьи 4 Закона Новосибирской области от 04 ноября 2005 года № 337-03 в настоящее время противоречит части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку по существу они сводятся к иной оценке доказательств, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемый нормативный акт содержит положения, противоречащие федеральному законодательству.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела обстоятельства на основании представленных доказательств, которым дал надлежащую оценку, и с учетом требований подлежащих применению норм материального и процессуального права постановил законное и обоснованное решение, а доводы апелляционной жалобы не являются основанием к его отмене.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Бердского городского суда Новосибирской области от 12 мая 2014 года по доводам апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Бердска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: