ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6500/2015 от 25.08.2015 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33-6500/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 25 августа 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Федотовой Л.Б., судей Селютиной И.Ф., Солопьева В.И., при секретаре Рассейно Н.В., с участием прокурора Стиплина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дьяченко А.Н. на решение Ленинского районного суда г.Орска Оренбургской области от 14 августа 2015 года по делу по заявлению Дьяченко А.Н. об отмене регистрации кандидата в депутаты Орского городского Совета по одномандатному округу № 15 Сушановой Л.А.,

у с т а н о в и л а:

Дьяченко А.Н. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование требований указав, что решением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 15 по выборам депутатов Орского городского Совета депутатов от 31 июля 2015 года произведена регистрация кандидата в депутаты Орского городского Совета по одномандатному избирательному округу № 15 Сушановой Л.А. на основании поданного ею 17 июля 2015 года заявления.

Полагает, что регистрация кандидата в депутаты Орского городского Совета по одномандатному округу № 15 Сушановой Л.А. произведена незаконно и подлежит отмене на основании следующего.

Сушанова Л.А. являлась членом избирательной комиссии муниципального образования «г. Орск» с правом решающего голоса. 17 июля 2015 года Сушановой Л.А. представлено уведомление о самовыдвижении и заявление о регистрации в качестве кандидата в депутаты, а 31 июля 2015 года произведена регистрация кандидатом в депутаты Орского городского Совета по одномандатному избирательному округу № 15.

Подписи в подписных листах, представленные Сушановой Л.А., являются недействительными, поскольку были собраны с нарушением положений пункта 5 статьи 32 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области», которая установила запрет в сборе подписей членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, а на момент сбора подписей Сушанова Л.А. являлась членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, её полномочия были прекращены только 30 июля 2015 года.

Кроме того, полагает, что Сушанова Л.А. использовала свое служебное положение, поскольку в соответствии с решением избирательной комиссии муниципального образования «город Орск» от 3 июня 2015 года была назначена членом рабочей группы – членом избирательной комиссии муниципального образования «город Орск» с правом решающего голоса по проверке документов, представляемыми кандидатами, избирательными объединениями в Избирательную комиссию муниципального образования «город Орск» на выборах депутатов Орского городского Совета.

Решением избирательной комиссии муниципального образования «город Орск» от 24 августа 2010 г. Сушановой Л.А. был предоставлен доступ к системе ГАС «Выборы» в режиме подготовки и проведении выборов, в связи с чем, она имела полную информацию об избирателях на избирательном участке.

Проверка подписных листов, поданных ФИО1, не проводилась, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей не устанавливалась.

Кроме того, полагает, что полномочия ФИО1 были прекращены с нарушением установленных пунктом 10 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сроков.

Указанное свидетельствует о преимущественном положении кандидата ФИО1 перед другими кандидатами, что влечет отмену ее регистрации.

Просил отменить регистрацию ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Орского городского Совета по одномандатному избирательному округу № 15.

Решением Ленинского районного суда г.Орска в удовлетворении заявления было отказано.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

ФИО2 о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 260.1 названного закона неявка в суд лиц, участвующих по делу и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ФИО2

Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., пояснения представителя избирательной комиссии ФИО3 и представителя ФИО1 ФИО4, просивших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Стиплина И.В., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2006 года № 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ от 12 июня 2006 года № 67-ФЗ) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

В соответствии с частью 6 статьи 37 указанного закона, части 5 статьи 32 закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.

Согласно подпункту «к» пункта 6.4 части 6 статьи 38 ФЗ от 12 июня 2006 года № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в законе Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области».

В соответствии с частью 7 статьи 76 ФЗ от 12 июня 2006 года № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона; ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости; и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением № 9 окружной избирательной комиссии избирательного округа № 15 от 31 июля 2015 года ФИО1 была зарегистрирована кандидатом в депутаты Орского городского Совета по одномандатному избирательному округу № 15.

Кандидатом в депутаты по этому же избирательному округу был зарегистрирован ФИО2

Разрешая данное дело, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных ФИО2 требований, поскольку установил, что каких-либо нарушений избирательного законодательства при регистрации кандидата ФИО1 допущено не было.

Вывод суда мотивирован тем, что сам по себе факт наличия у кандидата статуса члена избирательной комиссии с правом решающего голоса не может рассматриваться как безусловное препятствие для участия в сборе подписей в свою поддержку. Действий, свидетельствующих о неоднократном использовании ФИО1 преимуществ должностного или служебного положения, не установлено.

При рассмотрении дела установлено, что решением избирательной комиссии муниципального образования «г. Орск» от 30 июля 2015 года были прекращены полномочия члена избирательной комиссии муниципального образования «г.Орск» с правом решающего голоса - ФИО1 на основании её заявления от 20 июля 2015 года о сложении полномочий члена избирательной комиссии и письма председателя Орского городского Совета от 28 июля 2015 года о невозможности в установленный законом срок принять решение о прекращении полномочий ФИО1

В период с 23 июля 2015 года по 26 июля 2015 года сбор подписей в поддержку ФИО1 осуществляли В.., Н.., С.., собрав 45 подписей.

Протоколом проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Орского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 15 от 29 июля 2015 года 1 подпись избирателя признана недействительной, вычеркнута собственноручно кандидатом, 44 подписи избирателей признаны действительными.

Принимая во внимание, что ФИО1 в заявлении от 20 июля 2015 года сложила полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также тот факт, что законом не установлен запрет на сбор подписей избирателей в свою поддержку кандидатом в депутаты, формально являющимся членом избирательной комиссии, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о действительности представленных ФИО1 для регистрации подписей.

Оценивая доводы заявителя об использовании ФИО1 своих должностных полномочий, судебная коллегия исходит из того, что по смыслу требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под использование преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата в депутаты, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 данного Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 40 указанного Федерального закона кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Пункт 5 статьи 40 этого же Федерального закона устанавливает действия, которые являются использованием преимуществ должностного или служебного положения.

Судом установлено, что при сборе подписей кандидат в депутаты ФИО1 не совершала действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 40 указанного Федерального закона.

Судом были проверены и обоснованно отклонены как не нашедшие своего подтверждения доводы заявителя о том, что ФИО1 при сборе подписей избирателей использовала систему ГАС «Выборы», при проверке представленных ею подписей участвовала как член рабочей группы.

Так, представитель избирательной комиссии муниципального образования «город Орск» ФИО3 пояснил, что регистр избирателей имеется только в системе ГАС «Выборы», установленной по районам, доступ к которым имеет только системный администратор ГАС «Выборы», который членом избирательной комиссии не является, ФИО1 с 17 июля 2015 года участия в заседаниях рабочих групп как член избирательной комиссии не принимала.

Поскольку судом не получено бесспорных доказательств в подтверждение факта нарушения кандидатом ФИО1 норм избирательного законодательства, вывод в решении суда об отсутствии оснований для отмены регистрации названного кандидата является правильным, а решение суда об отказе в удовлетворении заявленного требования - законным и обоснованным.

Довод апелляционной жалобы о том, что проверка подписей избирателей рабочей группой не производилась, достоверность сведений об избирателях не устанавливалась, несостоятелен, поскольку опровергается протоколом проверки подписей избирателей от 29 июля 2015 года.

Другие доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении, поэтому оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г.Орска Оренбургской области от 14 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: