Судья Чернова Н.Е. Дело № 33-6504/2017
А-178г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 мая 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Макаровой Ю.М.,
судей Гришиной В.Г., Корчинской И.Г.,
при секретаре Мядзелец Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Ю.М. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о безопасности зданий и сооружений,
по апелляционной жалобе Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от <дата>, которым постановлено:
«Обязать департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска обеспечить подготовку и направить в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска акт технического состояния подпорной стены в районе жилого дома № 9 «Г» по ул. ФИО2 в г. Красноярске, - с заключением о технологической связанности объекта с объектами муниципальной собственности и заключением о целесообразности приема объекта в муниципальную собственность в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска осуществить постановку подпорной стены в районе жилого дома № 9 «Г» по ул. ФИО2 в г. Красноярске на учет в установленном порядке в течение трех месяцев с момента получения акта о техническом состоянии и заключения о технологической связанности объекта с объектами муниципальной собственности и заключения о целесообразности приема объекта в муниципальную собственность».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Красноярска обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о безопасности зданий и сооружений.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по факту непринятия надлежащих мер органами администрации г. Красноярска по ремонту подпорной стены у дома № 9 «Г» по ул. ФИО2 в г. Красноярске. В результате проверки установлено, что строительство указанного многоквартирного жилого дома осуществлялось на основании разрешения № ДГИ-3058 от 09.10.2007г. Жилой дом введен в эксплуатацию разрешением на ввод от 06.09.2010г. № 01/7086-дг. Согласно заключению ФГУ «Главгосэкспертиза России» от 25.09.2007г. по проектной документации жилого дома предусмотрена подпорная стенка на перепаде рельефа. Подпорная стена строилась и водилась в эксплуатацию в 2010 году. Земельный участок, на котором возведена стена, не относится к придомовой территории и расположен на муниципальной земле. Указанная стена в реестре муниципальной собственности и в системе АИС СПД «Учет бесхозяйных объектов» не числится. Собственник указанного объекта не определен. Прокуратурой выявлен факт непринятия органом местного самоуправления достаточных мер по постановке на учет данного объекта в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Для реконструкции стены требуется выполнить разработку проектной и рабочей документации на капитальный ремонт в объеме, установленном законодательством РФ, проведение соответствующих инженерных изысканий, без которых согласно ст.47 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектно-сметной документации не допускается. Указанные меры не могут быть реализованы, поскольку балансовая принадлежность подпорной стены не определена. Отсутствие текущего и капитального ремонта не обеспечивает надлежащее техническое состояние объекта, его безопасную эксплуатацию, что представляет угрозу для неопределенного круга лиц, проживающих в районе дома № 9 «Г» по ул. ФИО2 в г. Красноярске. В соответствии с п. 48 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска указанный орган организует учет бесхозяйного движимого и недвижимого имущества и работу по признанию права собственности на данные объекты. ДМИЗО администрации г. Красноярска устанавливает факт отсутствия объектов в реестре бесхозяйных объектов муниципального имущества. Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска составляет акт технического состояния и направляет его в ДМИЗО, который обращается в регистрирующий орган. До настоящего времени ответчиками не составлен акт технического состояния и не решен вопрос о постановке подпорной стены на учет в качестве бесхозяйного имущества. Неисполнение структурными подразделениями администрации г. Красноярска своих обязанностей сказывается на жизнеобеспечении населения электроэнергией.
Просит суд обязать департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска обеспечить подготовку и направить в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска акт технического состояния подпорной стены в районе жилого дома № 9 «Г» по ул. ФИО2 в г. Красноярске, - с заключением о технологической связанности объекта с объектами муниципальной собственности и заключением о целесообразности приема объекта в муниципальную собственность; обязать ДМИЗО администрации г. Красноярска осуществить постановку подпорной стены в районе жилого дома № 9 «Г» по ул. ФИО2 в г. Красноярске на учет с момента получения акта о техническом состоянии и заключения о технологической связанности объекта с объектами муниципальной собственности и заключения о целесообразности приема объекта в муниципальную собственность.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска ФИО1 просит отменить решение, вынести по делу новое, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права. Указывает на то, что акт технического состояния объекта составляется межведомственной комиссией, а не департаментом городского хозяйства. До настоящего времени акт технического состояния подпорной стены в районе дома № 9 «Г» по ул. ФИО2 в г. Красноярске Межведомственной комиссией не составлен и в департамент городского хозяйства не поступил, что лишает последнего направить такой акт в департамент муниципального имущества и земельных отношений с заключением о технологической связанности объекта с объектами муниципальной собственности, а также заключением о целесообразности приема объекта в муниципальную собственность. Указывает, что в резолютивной части решения не указаны действия, которые надлежит совершить департаменту для того, чтобы «обеспечить подготовку указанного акта и исполнить решение суда.
Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Гайдук О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На основании с п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований…
Как установлено судом и не оспаривается сторонами подпорная стена в районе жилого дома № 9 «Г» по ул. ФИО2 в г. Красноярске является бесхозяйным недвижимом имуществом, не зарегистрированным в Управлении Росреестра по Красноярскому краю. Поскольку указанное имущество расположено в административных границах муниципального образования г. Красноярск, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по принятию необходимых мер по его постановке на учет и оформлению в муниципальную собственность в силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ и Приказа Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701 должна быть возложена непосредственно на орган местного самоуправления.
В целях реализации возложенных на орган местного самоуправления обязанностей распоряжением администрацией г. Красноярска от 25.05.2011 № 510-ж утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности, в соответствии с п. 2.1 которого обязанность по обращению в орган осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае подтверждения отсутствия собственника Объекта в целях принятия Объекта на учет в качестве бесхозяйного возложена на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Как следует из искового заявления прокурора Советского района целью обращения прокурора в суд, является понуждение органа местного самоуправления к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Поскольку суд пришел к выводу о бездействии администрации города, единственным способом защиты нарушенного права неопределенного круга лиц, является понуждение уполномоченного органа местного самоуправления по постановке на учет такого имущества.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204-207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
Резолютивная часть принятого решения не соответствует указанным требованиям, поскольку является неисполнимой. Суд обязал Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска предоставить акт технического состояния подпорной стены в районе жилого дома № 9 «Г» по ул. ФИО2 в г. Красноярске, который составляется межведомственной комиссией по приемке объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность. При этом ни федеральным законодательством, ни распоряжением администрации города Красноярска от 25.05.2011 № 510-ж на Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска такая обязанность не возложена, равно как и не определены способы воздействия Департамента городского хозяйства по принятию такого решения межведомственной комиссией.
Кроме того, формулировки используемые судом не содержат конкретных действий, которые обязан произвести Департамент городского хозяйства в целях последующего обращения другого органа местного самоуправления в Управление Росреестра за регистрацией бесхозяйного имущества.
Резолютивная часть решения представляет собой копирование Регламента взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности, который прописывает алгоритм действий каждого из органов, участвующих в процессе выявления и регистрации бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Конечным результатом такого взаимодействия является обращение Департамента муниципального имущества и земельных отношений в управление Росреестра с заявлением о регистрации бесхозяйного имущества, в связи с чем оснований для возложения обязанности на иные органы, участвующие в этом процессе не имеется.
На основании изложенного, решение суда в части удовлетворения иска к департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска подлежит отмене, исковые требования в указанной части подлежат оставлению без удовлетворения. Одновременно, в резолютивной части решения следует указать на возложение обязанности на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в установленном порядке зарегистрировать в Управлении Росреестра по Красноярскому краю бесхозяйное недвижимое имущество - подпорную стену в районе жилого дома № 9 «Г» по ул. ФИО2 в г. Красноярске.
Установленный судом срок для исполнения обязанности по регистрации бесхозяйного имущества является достаточным для исполнения обязанности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что резолютивная часть решения подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального суда г. Красноярска от <дата> отменить в части удовлетворения требований к департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, в удовлетворении иска в указанной части отказать.
Решение Центрального суда г. Красноярска от <дата> изменить в части требований к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, изложить резолютивную часть решения следующим образом:
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в установленном порядке зарегистрировать в Управлении Росреестра по Красноярскому краю бесхозяйное недвижимое имущество подпорную стену в районе жилого дома № 9 «Г» по ул. ФИО2 в г. Красноярске в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: