ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6510/2022 от 19.09.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

г. Сыктывкар Дело № 33-6510/2022

11RS0002-02-2022-000626-20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,

судей Агранович Ю.Н., Круковской А.В.,

при секретаре Сметаниной Е.Ф.,

рассмотрела в судебном заседании 19 сентября 2022 года дело по апелляционной жалобе Тимербулатова ФИО7 на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 июня 2022 года, которым

отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <Адрес обезличен>» о признании права на получение звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения.

Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <Адрес обезличен>» о признании права на получение звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения. В обоснование заявленных требований указал, что Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми приказом от <Дата обезличена><Номер обезличен> отказало ему в присвоении звания «Ветеран труда», не приняв во внимание, что он имеет требуемый стаж работы, <Дата обезличена> и <Дата обезличена> награжден почетными грамотами Министерства энергетики РФ. Просит признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми вынести решение о присвоении ему звания «Ветеран труда» с даты его обращения в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <Адрес обезличен>»; обязать ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <Адрес обезличен>» выдать ему удостоверение «Ветеран труда».

В судебном заседании истец участия не принимал, извещался надлежащим образом, в своем заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчики Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <Адрес обезличен>» в письменных отзывах возражали против удовлетворения исковых требований, полагая их необоснованными, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, считая его незаконным, принятым при неправильном применении норм материального права.

В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ и обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что истец работает на предприятиях угольной промышленности с <Дата обезличена> по настоящее время, общий стаж составляет более 25 лет.

Приказами Министерства энергетики РФ <Номер обезличен>п от <Дата обезличена> и <Номер обезличен>п от <Дата обезличена> ФИО1 за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса награжден Почетными грамотами Министерства энергетики РФ.

<Дата обезличена> истец через ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <Адрес обезличен>» подал заявление о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения, приложив документы.

Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в присвоении истцу звания «Ветеран труда» отказано ввиду отсутствия к тому оснований: представленные документы не отвечают требованиям абз. 5 п. 6 и п.п.2 п.11 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен> «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми» - представление документов, которые не подтверждают право гражданина на присвоение ему звания «Ветеран труда» по основаниям, установленным Законом Республики Коми «О социальной поддержке населения в <Адрес обезличен>», настоящим Положением; Почетная грамота Министерства энергетики РФ не дает права на присвоение звания «Ветеран труда».

Считая данный приказ незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

При этом суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 7 Федерального закона от <Дата обезличена> № 5-ФЗ «О ветеранах», Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> которым утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда№, приказом Министерства энергетики РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О ведомственной награде Министерства энергетики Российской Федерации», а также Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утв. Постановлением Правительства Республики Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен>, исходил из того, что с <Дата обезличена> Почетные грамоты, которыми награжден истец, не дают права на присвоение звания «Ветеран труда».

С вводами суда судебная коллегия соглашается.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от <Дата обезличена> № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от <Дата обезличена> № 388-ФЗ) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Аналогичные положения содержатся в ст. 22.1 Закона Республики Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен>-РЗ «О социальной поддержке населения в <Адрес обезличен>» (в ред. Закона РК от <Дата обезличена><Номер обезличен>-РЗ) и пп. 1 п. 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утв. Постановлением Правительства Республики Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен> (в ред. Постановления Правительства Республики Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен>).

Согласно п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от <Дата обезличена> № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и награждения указанными знаками отличия», вступившим в силу с <Дата обезличена>, утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и о награждении указанными знаками отличия (далее - Положение).

Федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, в 3-месячный срок предписано разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда»; привести свои нормативные правовые акты в соответствии с настоящим постановлением.

Согласно указанному Положению установлен порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», и порядок награждения знаками отличия.

Предусмотрено, в частности, что федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, который учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, содержащим, в том числе перечень сфер деятельности (отраслей экономики), за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) в которых лицо может быть награждено знаком отличия.

В силу изложенного с <Дата обезличена> действует новый порядок присвоения звания «Ветеран труда».

Указом Президента Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> предусмотрено, что Министерство энергетики РФ является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> Приказом Министерства энергетики РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О ведомственной награде Министерства энергетики РФ» учреждена ведомственная награда Министерства энергетики РФ - медаль «За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса» и Положение о медали «За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса».

Согласно п. 2 вышеуказанного Положения, медаль II степени является ведомственным знаком отличия Министерства, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Таким образом, имеющиеся у истца Почетные грамоты не являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от <Дата обезличена> № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на <Дата обезличена> ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, то есть по нормам ранее действующего законодательства.

Аналогичные положения предусмотрены пп. 3 п. 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утв. Постановлением Правительства Республики Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен> (в ред. Постановления Правительства Республики Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен>).

С учетом приведенных норм материального права, принимая во внимание то, что награждение истца Почетными грамотами Министерства энергетики РФ имело место после <Дата обезличена>, а сами Почетные грамоты не являются ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда» являются правомерными и обоснованными.

Суд первой инстанции верно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и обосновано применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Апелляционная жалоба по существу сводится к несогласию с постановленными выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, отражая правовую позицию заявителя в суде первой инстанций. Между тем всем приведенным доводам истца судом была дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется оснований.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение выводы суда и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ином толковании норм материального права, примененных судом при разрешении настоящего дела.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимербулатова ФИО8 - без удовлетворения.

Мотивированное определение составлено <Дата обезличена>.

Председательствующий

Судьи