ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6512/18 от 04.12.2018 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33-6512/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 4 декабря 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Нерубенко Т.В.

судей Фурмановой Л.Г., Скоковой Д.И.

при секретаре Аноприенко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьячкова Сергея Петровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области о возмещении расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, выплате денежных средств за фактически произведенные расходы на оплату стоимости провоза багажа, компенсации морального вреда.

по апелляционной жалобе Дьячкова Сергея Петровича

на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 20 июля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Нерубенко Т.В., объяснения представителя Государственного учреждения - УПФР в городе Старый Оскол и Старооскольском районе Новиковой Г.Е., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

Дьячков С.П. согласно программы по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2017 году переехал из г. Нефтеюганска Ханты-Мансийского АО - Югры в г. Старый Оскол Белгородской области с целью постоянного проживания.

27 декабря 2017 года обратился в пенсионный орган города Старый Оскол и Старооскольского района с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера.

18 января 2018 года УПФР приняло решение № 85 о выплате компенсации расходов, связанных с переездом в размере 32194,70 руб., в том числе расходов на оплату стоимости провоза багажа 20930 руб. Поскольку фактически произведенные им расходы на оплату стоимости провоза багажа составили 79300 руб., 29 января 2018 года Дьячков С.П. обратился в УПФР с заявлением, в котором указал, что примененный тариф согласно приложению № 44 Приказа ФСТ России от 27 июля 2010 года № 156-т/1 не подходит для расчета компенсации по Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1351, так как данный тариф применяется при расчете перевозки багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении. В ответе пенсионного органа от 9 февраля 2018 года ему разъяснили о невозможности выплаты компенсации в полном объеме по причине того, что стоимость перевозки, оплаченной за перевозку багажа автомобильным транспортом, выше стоимости перевозки багажа, рассчитанной по установленным тарифам на перевозку багажа железнодорожным транспортом. При этом тариф, примененный УПФР для расчета компенсации расходов на оплату стоимости провоза багажа, составляет 209 руб. 30 коп. за 10 кг груза.

Дьячков С.П., полагая, что у УПФР отсутствовали основания применения данного тарифа, а фактически произведенные им расходы, связанные с перевозкой багажа автомобильным транспортом, не превышают тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом, о чем свидетельствуют представленные им документами, в том числе расчет стоимости перевозки груза, произведенной ПАО «ТрансКонтейнер», инициировал обращение в суд и просил взыскать с пенсионного органа расходы на перевозку груза из района Крайнего Севера в город Старый Оскол в размере 58370 руб., а также 35000 руб. за причинение ему морального вреда.

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Старый Оскол и Старооскольском районе просила в иске отказать, считая его незаконным и необоснованным в связи с отсутствием нормы действующего законодательства, на основании которой УПФР должен произвести компенсацию расходов по оплате стоимости провоза багажа в размере, указанном Дьячковым С.П.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Дьячков С.П. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.

В суд апелляционной инстанции Дьячков С.П., будучи своевременно уведомленным о дате, месте и времени рассмотрения дела не явился, сведений о причине неявки не представил, судебная корреспонденция возвращена в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения.

Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия признает их неубедительными.

Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.

На основании части 6 статьи 35 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № 4520-1 лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей» утверждены Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей.

Указанные выше Правила определяют размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам.

В силу пункта 3 названных Правил компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с 2-местными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей), морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий, внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий, воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении и фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.

Как следует из пункта 5 тех же Правил, компенсация производится на основании документов, подтверждающих стоимость и категорию проезда, выданных транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом, в пределах, установленных пунктом 3 Правил.

На основании статьи 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Статьей 2 Устава железнодорожного транспорта, утвержденного Федеральным законом № 18-ФЗ от 10 января 2003года предусмотрено такое понятие как тарифные руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Приказом ФСТ России от 27 июля 2010 года № 156-т/1 утверждены тарифы, сборы и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Пассажирская компания «Сахалин», ОАО «АК «Железные дороги Якутии» и на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правила их применения (Тарифное руководство) согласно приложению к настоящему Приказу.

Главой IV указанного выше Приказа предусмотрены Правила применения тарифов, сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, пробегом багажных вагонов (в порожнем состоянии), а также за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте во внутригосударственном сообщении. В мотивировочной части решения суда первой инстанции подробно указаны тарифы на перевозку грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, предусмотренные пунктом 4.1.2. вышеприведенных Правил.

Как следует из расчета, представленного истцом, компенсации подлежат расходы, связанные с оплатой провоза багажа по договору на перевозку грузов автомобильным транспортом на территории Российской Федерации от 3 апреля 2017 года в размере 79300 руб. С учетом произведенной ответчиком оплаты 20930 руб., сумма, подлежащая компенсации составляет 58370 руб.

В соответствии с расчетом ответчика компенсация расходов, связанных с оплатой провоза багажа, не более 1 тонны на пенсионера по установленным тарифам на перевозку багажа железнодорожным транспортом, произведена Дьячкову С.П. в следующем порядке:

1000 кг х 209,30 руб. : 10 кг = 20 930 руб., где: 209,30 руб. – железнодорожный тариф на перевозку 10 кг багажа; 1000 кг – вес перевозимого багажа (в соответствии с подпунктом «б» п.3 Правил).

В связи с тем, что размер фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа истца превысил установленные тарифы на перевозку багажа, ответчиком правильно произведена выплата компенсации расходов с учетом ограничения по установленным тарифам, указанным выше. Правовых оснований для компенсации расходов в объеме, заявленном истцом, как обоснованно указано в решении, не имеется.

Вопреки утверждению в жалобе об обратном, судом правильно приняты расчеты компенсации пенсионного органа, поскольку при его осуществлении принималась во внимание информация, предоставленная АО «Федеральная пассажирская компания (АО «ФПК») Юго-Восточный филиал – пассажирское вагонное депо «Воронеж» от 26 октября 2017 года № 4862/ювост, согласно которой тарифы, сборы и плата на работы (услуги,) связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутри-государственном сообщении, утверждены Приказом ФСТ России от 27 июля 2010 года №156-т/1, согласно приложению № 44 к которому проиндексированный тариф 2017 года при перевозке багажа на расстояние от 3301-3500 составляет 209,3 руб. за 10 кг багажа. Ближайшей железнодорожной станцией к г. Нефтеюганск является станция Пыть-Ях Свердловской железной дороги. Расстояние от ст. Пыть- Ях до ст. Старый Оскол по железной дороге составляет 3348 км.

Расстояние от г. Нефтеюганск до станции Пыть-Ях по автомобильной дороге составляет 49 км. Итого: 3348 км +49 км =3397 км., что не превышает расстояние 3500 км.

Документальное подтверждение указанных тарифов компетентными органами представлены в материалы дела.

Доводы жалобы о подлежащей компенсации расходов исходя из расчета, произведённого ПАО «Трансконтейнер» не могут быть признаны убедительными, так как данная организация не осуществляла перевозку багажа истца и не является уполномоченным органом по даче разъяснений относительно установления и применения тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, так как направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Поскольку оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, апелляционная жалоба подлежит отклонению.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 20 июля 2018 года по делу по иску Дьячкова Сергея Петровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области о возмещении расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, выплате денежных средств за фактически произведенные расходы на оплату стоимости провоза багажа, компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу Дьячкова С.П. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи