ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6516 от 28.09.2017 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-6516

Строка № 093г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 сентября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Л.В.,

судей - Авдеевой С.Н., Глазовой Н.В.,

при секретаре Бронякиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авдеевой С.Н.

гражданское дело по иску Борзаковой Галины Сергеевны к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма

по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области

на решение Ленинского районного суда г. Воронежа

от 05 июня 2017 года

(судья райсуда Калинина Е.И.),

У С Т А Н О В И Л А :

Борзакова Г.С. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области с требованиями обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении истцу и члену ее семьи – дочери ФИО1 вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма; обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с ней договор социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.

В обоснование заявленных требований Борзакова Г.С. указала, что приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 17 ноября 2014 г. № 207 утверждено заключение от 2 октября 2014 г. №4 областной межведомственной комиссии о признании жилых помещений <адрес>, непригодным для проживания.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 02 декабря 2015 года за истицей и ее дочерью ФИО1 было признано право пользования комнатами и в цокольном этаже указанного здания на условиях договора социального найма и признано право на принятие на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма.

Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области № 158/ОД от 02 февраля 2016 года Борзакова Г.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории: граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном законном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, составом семьи 2 человека (она, дочь – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с 14 января 2016 года. Однако жилое помещение ей не предоставлено до настоящего времени, что и послужило основанием для обращения в суд.

Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 05 июня 2017 года исковые требования удовлетворены. Суд возложил обязанность на Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Борзаковой Г.С. и члену ее семьи – дочери ФИО1 вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма; на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность заключить с Борзаковой Г.С. договор социального найма жилого помещения, предоставленного на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области (л.д. 41, 42-45).

В апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом заявитель указал, что жилое помещение по договору социального найма не может быть предоставлено истцу ввиду отсутствия в настоящее время в реестре государственного имущества Воронежской области отвечающего требованиям действующего законодательства жилого помещения, в то время как в соответствии с п.5 ст. 4 Закона Воронежской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» жилое помещение по договору социального найма предоставляется только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области. Также указывается на то, что заключение договора социального найма жилого помещения в отсутствие предмета договора не представляется возможным (л.д. 49-52).

Не явившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, о причинах неявки суд не известили. Судебная коллегия в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, заслушав представителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Язеву В.В., поддержавшую жалобу, истца Борзакову Г.С., возражавшую против жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Статьей 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено

ведение государственного учета жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и др.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договорам социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1).

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2).

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации и жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3).

В Воронежской области действует Закон Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», который регулирует правоотношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан жилых помещений из государственного жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма.

Статья 1 данного Закона предусматривает категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в числе которых указаны граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно части 1 статьи 4 названного Закона жилые помещения жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 4 предусмотрено, что гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в случае, если данные категории предусмотрены частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.

В соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Разрешая дело, суд установил, что Борзакова Г.С. проживает в жилом помещении жилищного фонда Воронежской области, которое признано в установленном порядке непригодным для проживания, уполномоченным органом принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории: граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном законном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, составом семьи 2 человека (она, дочь – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из установленных обстоятельств, суд пришел к выводу, что Борзакова Г.С. на основании Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Воронежской области. Такой вывод суда представляется правильным, так как соответствует положениям указанного Закона.

Частью 5 статьи 4 Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ предусмотрено, что жилое помещение предоставляется на условиях договора социального найма только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области.

Сторона ответчика, возражая против иска и ссылаясь на данное положение Закона Воронежской области от 09.10.2007 №93-ОЗ, указывала на отсутствие в государственном жилищном фонде <адрес> свободного изолированного жилого помещения. Данный довод в качестве основания для отмены решения указан и в апелляционной жалобе.

Суд в решении указал, что обеспечение вне очереди жилым помещением той категории граждан, к которой отнесена истец, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия жилых помещений в собственности области. Между тем, такой вывод суда является ошибочным и подлежит исключению из мотивировочной части решения суда. Так Жилищным кодексом РФ обеспечение вне очереди жилым помещением граждан, проживающих в жилых помещениях, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, зависит от условия признания таких граждан малоимущими. А в части 5 статьи 4 Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» прямо предусмотрено, что жилое помещение предоставляется на условиях договора социального найма только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области. Аналогичное положение содержится и в Административном регламенте департамента социальной защиты Воронежской области по исполнению государственной функции «Ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятия решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма», утвержденного приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 26.01.2016 года № 102/ОД. Недействительными данные положения нормативных актов в установленном порядке не признаны.

В то же время судебная коллегия учитывает, что указанный ошибочный вывод суда не привел к неправильному разрешению спора по существу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вопреки требованию данной нормы права стороной ответчиков доказательств отсутствия в государственном жилищном фонде Воронежской области свободного изолированного жилого помещения в суд первой инстанции представлено не было, не представлено таких доказательств и в суд апелляционной инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит. Доводы апелляционной жалобы о невозможности заключения договора социального найма жилого помещения в отсутствие предмета договора также не могут повлечь отмену решения суда, поскольку на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность по заключению договора социального найма с Борзаковой Г.С. только после предоставления ей конкретного жилого помещения.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оснований для ее удовлетворения не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 05 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии