ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6516/17 от 21.09.2017 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Захарова С.И. Дело № 33-6516/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе

председательствующего судьи Пискуновой В.А.,

судей Емельяновой Ю.В., Архипова О.А.,

при секретаре Клиновой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

21 сентября 2017 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 20 июля 2017 года, которым постановлено:

Удовлетворить исковые требования ФИО1 в полном объеме.

Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российский Федерации в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) от 18.05.2017 года № <данные изъяты> об отказе в установлении страховой пенсии и федеральной социальной доплаты незаконным.

Включить ФИО1 в специальный стаж период его работы с 01.01.2009 года по 10.04.2017 года в должности начальника пожарной части в государственном учреждении Ярославской области «Отряд противопожарной службы №19», признав за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях».

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ростове Ярославской области (межрайонное) назначить ФИО1 указанную пенсию с 03.05.2017 года.

Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

3 мая 2017 года ФИО1, <данные изъяты> года рождения, обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч 1. ст. 30 Федерального закона № 400 от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) от 18 мая 2017 года № <данные изъяты> ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» и федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в связи с отсутствием требуемой величины специального стажа.

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ростове Ярославской области (межрайонное), в котором просит признать незаконным отказ в назначении пенсии, включить в специальный стаж период его работы с 01.01.2009 года по 10.04.2017 года в должности начальника пожарной части в государственном учреждении Ярославской области «Отряд противопожарной службы №19», обязать пенсионный орган назначить ему досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400 от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с 03.05.2017 года.

В обоснование исковых требований указал, что до 01.01.2009 года он работал в государственном учреждении «Отряд государственной противопожарной службы №19», которое 01.01.2009 года было передано в собственность Ярославской области и переименовано в «Отряд противопожарной службы №19»; отказ в назначении досрочной пенсии в связи с тем, что на работников противопожарной службы Ярославской области не распространяются гарантии правовой и социальной защиты личного состава государственной противопожарной службы, установленные федеральным законодательством, считает не основанным на законе; характер его деятельности и функциональные обязанности за период его работы в пожарной части фактически не изменились, переименование организации и изменение ее ведомственной принадлежности не может изменить уровень правовых гарантий на получение льготной пенсии; разные источники финансирования не могут повлиять на характер его труда и лишить права на льготное пенсионное обеспечение. Кроме того, выполняя свои должностные обязанности, 21.12.2009 года он получил повреждение здоровья, что также подтверждает то, что переименование организации, изменение ее ведомственной принадлежности не меняет факторы риска для жизни и здоровья при выполнении государственных задач в области пожаротушения. В связи с наличием достаточного трудового стажа в должностях государственной противопожарной службы, он приобрел право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление ФИО1, в котором указано на необоснованность заявленных исковых требований, законность вынесенного пенсионным органом решения.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное). В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к нарушению судом норм материального права, несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, выслушав ФИО1, а также его представителя по доверенности ФИО2, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что 01.01.1992 года ФИО1 был принят в ППЧ-23 на должность водителя; в период с 01.06.2001 года по 01.04.2005 года ППЧ-23 была переименована в 51 профессиональную пожарную часть 19 отряда пожарной охраны УГПС УВД Ярославской области, 19 отряд пожарной охраны УГПС УВД Ярославской области был переименован в 19 отряд пожарной охраны УГПС МЧС России Ярославской области, впоследствии - в отряд государственной противопожарной службы №19 МЧС России Ярославской области; 01.04.2006 года ФИО1 назначен временно исполняющим обязанности начальника 51-й профессиональной пожарной части отряда государственной противопожарной службы №19; 01.08.2006 года назначен на должность начальника 51-й профессиональной пожарной части отряда государственной противопожарной службы №19 МЧС России Ярославской области; 01.01.2009 года отряд государственной противопожарной службы №19 МЧС России Ярославской области переименован в государственное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы №19», профессиональная пожарная часть №51 переименована в пожарную часть №51; с 14.10.2009 года государственное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы №19» функционально подчинено Главному управлению МЧС России по Ярославской области; 21.07.2011 года государственное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы №19» переименовано в Государственное казенное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы №19».

В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2016 №47-п государственное казенное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы №19» реорганизовано в форме присоединения к государственному казенному учреждению Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области (ГКУ ЯО ПСС ЯО). Принимая решение об удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что должность начальника пожарной части включена в Список должностей работников государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФИО1 работал в государственной противопожарной службе, в том числе, в спорный период времени, характер деятельности и функциональные обязанности истца фактически не изменились, переименование организации, изменение ее ведомственной принадлежности не может изменить уровень правовых гарантий на получение льготной пенсии и не может быть определяющим при разрешении вопроса о приобретении ФИО1 права на пенсионное обеспечение.

С указанным выводом судебная коллегия соглашается, находит его основанным на правильном толковании и применении норм материального права.

Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Аналогичные положения были предусмотрены подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в РФ", действовавшего до 01 января 2015 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименован начальник пожарной части.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).

В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008г. № 695-п «О принятии в собственность Ярославской области федеральных государственных учреждений и внесении изменений в Постановление Администрации области от 03.10.2001 № 141 и в Постановление правительства области от 14.05.2008 № 230-П» федеральное государственное учреждение – Государственное учреждение «отряд государственной противопожарной службы № 19 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Ярославской области» с 01.01.2009 года принято в собственность Ярославской области, включено в состав противопожарной службы Ярославской области и переименовано в государственное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы № 19».

Соответственно, с 01.01.2009 года истец работает в должности начальника пожарной части противопожарной службы Ярославской области (субъекта РФ).

В соответствии с положениями Закона Ярославской области от 7 декабря 2004 года №52-з «О пожарной безопасности в Ярославской области» на работников противопожарной службы Ярославской области распространяются в полном объеме гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, установленные федеральным законодательством. Дополнительные гарантии правовой и социальной защиты личного состава противопожарной службы Ярославской области могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами Ярославской области (п. 4 ст. 5 Закона). Перечень оперативных должностей противопожарной службы Ярославской области, дающих право на установление пенсии по старости работникам, работающим на указанных должностях, по достижении ими возраста 50 лет при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет, определяется Правительством Ярославской области (п. 5 ст. 5 Закона).

Постановлением Правительства Ярославской области от 23 мая 2011 года № 392-п утвержден перечень оперативных должностей Противопожарной службы Ярославской области в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также с Законом Ярославской области от 7 декабря 2004 года №52-з «О пожарной безопасности в Ярославской области». В перечне поименован начальник пожарной части. Указанное Постановление вступило в силу 23 мая 2011 г. и действовало на момент обращения истца в пенсионные органы с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости.

С учетом приведенных положений нормативно-правовых актов у суда первой инстанции имелись основания для включения спорного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем, доводы жалобы о том, что спорный период работы истца не подлежит включению в специальный стаж, поскольку противопожарная служба субъектов Российской Федерации не входит в структуру Государственной противопожарной службы МЧС России, судебной коллегией отклоняются.

Отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведений о специальном стаже, на которое ссылается ответчик, также не является основанием для отмены постановленного судом решения, поскольку правильность оформления работодателем документов, при отсутствии вины самого работника, не должна препятствовать полной реализации его пенсионных прав.

При включении спорного периода работы в специальный стаж у ФИО1 возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 03 мая 2017 года.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным. Доводы жалобы правильность решения суда первой инстанции по существу не опровергают, основанием для отмены решения не являются.

По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 20 июля 2017 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи