ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-651/2017 от 14.02.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело

судья Лытнева Ж.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего судьи Чайкиной Е.В.

и судей краевого суда Карабельского А.А.

ФИО1

при секретаре Галицкой Я.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 14 февраля 2017 года гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к войсковой части о признании приказа незаконным, признании условий дополнительного соглашения неподлежащими применению, возложении обязанности дополнить трудовой договор, возложении обязанности произвести перерасчет,

по апелляционной жалобе представителя ответчика войсковой части К.

на решение Железнодорожного районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ командира войсковой части от <Дата> «О выплате процентной надбавки к должностному окладу лицам гражданского персонала части за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда» в части выплаты ФИО2 с <Дата> процентной надбавки в размере 4%.

Признать незаконными и не подлежащими применению условия дополнительного соглашения к трудовому договору от <Дата>, заключенному <Дата> между ФИО2 и войсковой частью

Обязать войсковую часть произвести с <Дата> перерасчет и выплату ФИО2 процентной надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере 12%.

В остальной части иска ФИО2 отказать.

ФИО3 в удовлетворении исковых требований к войсковой части о признании условий дополнительного соглашения не подлежащими применению, возложении обязанности дополнить трудовой договор, возложении обязанности произвести перерасчет отказать.

Взыскать с Войсковой части госпошлину в доход местного бюджета в размере руб.

Заслушав доклад судьи Чайкиной Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

К., ФИО2, ФИО3 обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с <Дата> года они работают в в/ч в должности техников группы Авиационного Вооружения и Десантного Оборудования. По результатам проверки и аттестации оценки условий труда и из заключения от 16.11.2015г. «О результатах вредных и опасных производственных факторов» установлено, что им перестали предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 12 дней, снижена дополнительная надбавка за вредность до 4%, которая согласно трудовому договору составляет в размере 12%. При этом, опасный труд комиссией, проводившей специальную оценку условий труда, не рассматривался, хотя истцы занимаются работами, связанными с авиационным вооружением и боеприпасами.

С учетом неоднократных уточнений и дополнений ФИО2 просил: не применять условия дополнительного соглашения от <Дата> к трудовому договору от <Дата>, подписанного между ним и командиром войсковой части ; приказ командира войсковой части от <Дата> в отношении него о выплате процентной надбавки за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда в размере 4% считать недействительным; обязать командира войсковой части дополнить раздел 4 п. 4.1.2. трудового договора записью следующего содержания: «процентная надбавка за работу, связанную с опасными условиями труда - 24%»; обязать командира войсковой части произвести перерасчет заработной платы и выплату ему процентной надбавки за работу с опасными условиями труда в размере 24% с момента заключения трудового договора до настоящего времени, а также за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере 12% с момента заключения трудового договора до настоящего времени.

Истец ФИО3 просил: не применять к нему условия дополнительного соглашения к трудовому договору; обязать командира войсковой части дополнить трудовой договор со ссылкой на обязанность оплачивать ему процентную надбавку в размере 24% за опасные условия труда; обязать командира части произвести перерасчет и выплатить ему компенсационные выплаты в размере 24% за опасные условия труда с момента начала трудовой деятельности до настоящего времени и 12% за тяжелые и вредные условия труда с момента начала трудовой деятельности до настоящего времени; обязать дополнить трудовой договор «процентная надбавка за работу, связанную с опасными условиями труда 24%» (т. ).

Определениями суда от <Дата> и от <Дата> к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», ФКУ «Объединенное стратегическое командование <адрес>» и ООО «Консалтинговый центр» (т. ).

Определением суда от <Дата> исковые требования истца К. выделены в отдельное производство, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации (т. ).

Судом постановлено вышеприведенное решение (т. ).

В апелляционной жалобе представитель ответчика войсковой части К. просит решение суда в части взыскания с войсковой части государственной пошлины отменить, принять в указанной части новое решение. Указывает, что войсковая часть не имеет лицевых счетов, в связи с чем исполнение решения суда является невозможным. При этом войсковая часть является обособленным подразделением УФО МО РФ по <адрес>, что подтверждается уведомлением о постановке на налоговый учет. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, пунктами 2 и 4 Постановления Пленума Верхового Суда РФ от <Дата> «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» воинские части, как орган военного управления Министерства обороны РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции (т. ).

В суд апелляционной инстанции ответчики Министерство обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование восточного военного округа», ООО «Консалтинговый центр Охраны труда», ФКУ УФО МО РФ по <адрес>, войсковая часть , извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайство об отложении дела не заявили.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ(далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истцов ФИО2, ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО2 и ФИО3 являются работниками войсковой части , работают в должности авиационного техника по планеру и двигателю группы обслуживания (авиационного вооружения и десантного оборудования инженерно-авиационной службы вертолетной эскадрильи, что подтверждается трудовыми договорами от <Дата> (л.д. ) и от <Дата> (л.д. ).

Пунктом 4.1.2 трудового договора предусмотрена выплата процентной надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда 12%.

Пунктом 5.5 трудового договора работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 8 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с тяжелыми и вредными условиями труда продолжительностью 12 рабочих дней.

Согласно карте специальной оценки условий труда работников проведена оценка условий труда по идентифицированным вредным (опасным) факторам рабочего места авиационного техника по планеру и двигателям, с которой истцы были ознакомлены <Дата> (л.д. ).

Дополнительными соглашениями к трудовым договорам от <Дата> раздел 4 пункта 4.1.2. трудового договора изложен в следующей редакции: процентная надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 3 класса (3.1) 1 степени – на 4%. Раздел 5 пункта 5.5 трудового договора изложить в следующей редакции: дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, нет. (л.д. ).

Приказом командира войсковой части от <Дата>, лицам гражданского персонала, в том числе ФИО2, ФИО3, установлено выплачивать с <Дата> процентную надбавку к должностному окладу за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере 4%.

Приказом командира войсковой части от <Дата>, в вышеуказанный приказ внесены изменения в части срока выплаты процентной надбавки по вновь установленному размеру (4%) – с <Дата>.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части признания незаконными приказа командира войсковой части от <Дата> и условий дополнительного соглашения к трудовому договору, обязании произвести перерасчет и выплату процентной надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, суд первой инстанции исходил из того, что при подписании дополнительного соглашения к трудовому договору истцы были введены в заблуждение работодателем относительно установления им выплат компенсационного характера, что привело к ухудшению положения истцов по сравнению с установленными коллективным договором, изменения в который внесены не были.

Решение суда в данной части не оспаривается.

Оспаривая решение суда в части взыскания с войсковой части государственной пошлины, представитель ответчика войсковой части К. ссылается на освобождение их от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции.

Судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы и исключении из мотивировочной и резолютивной частей решения указание суда о возложении на взыскание с войсковой части государственной пошлины в доход бюджета городского округа «<адрес>».

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, не подлежит взысканию на основании ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика - государственного органа Российской Федерации, который не отнесен законом к числу ее плательщиков.

В соответствии со ст. 89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подп. 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) (пп. 19 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ).

Данная норма регулирует отношения, связанные с уплатой или взысканием государственной пошлины в соответствующий бюджет.

Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 г. N8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", к органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (п.2). При решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, войсковая часть освобождена от уплаты государственной пошлины как государственный орган Российской Федерации и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины. В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит изменению, из мотивировочной и резолютивной частей решения указание на взыскание с войсковой части государственной пошлины в доход бюджета городского округа «<адрес>» в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Железнодорожного районного суда <адрес> от <Дата> изменить. Исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения указание на взыскание с войсковой части государственной пошлины в доход бюджета городского округа «<адрес>» в размере <данные изъяты> рублей.

Председательствующий: Чайкина Е.В.

Судьи: Карабельский А.А.

ФИО1