Судья Ефанов В.А. Дело №33-6529/2020 (2-4685/19)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Назаренко О.Н.,
судей Кияшко Л.В., Пономаревой Л.Е.,
с участием прокурора Капитан-Дубровской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дмитриевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Сочи в интересах Золотарева < Ф.И.О. >17 к администрации г. Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края о выделении финансовых средств в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; финансирования в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционным жалобам представителя администрации г. Сочи – Козаева Э.П. и заместителя министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края – Киселевой Н.А. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Кияшко Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31 октября 2019 г. удовлетворены требования первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи к министерству финансов Краснодарского края, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, администрации города Сочи о возложении обязанности при формировании бюджета предусмотреть финансирование мероприятий (субвенций) по печению благоустроенными жилыми помещениями Золотарева < Ф.И.О. >18, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На министерство труда и социального развития Краснодарского края возложена обязанность предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам оставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров Золотареву < Ф.И.О. >19.
На администрацию г. Сочи возложена обязанность предоставить Золотареву < Ф.И.О. >20, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
В апелляционной жалобе представитель администрациипросит решение суда отменить в части и отказать прокурору г. Сочи в удовлетворении требований к администрации г. Сочи и возложении обязанности по приобретению жилого помещения Золотареву Л.В., ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения.
В апелляционной жалобе заместитель министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, что повлекло за собой вынесение решения, не соответствующего действующему законодательству.
В возражениях на апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи ставший помощник прокурора г. Сочи – Коган Я.М. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу – без удовлетворения, поскольку изложенные в ней доводы основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, с связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
На апелляционную жалобу министерства труда и социального развития Краснодарского края поступил отзыв, в котором представитель министерства финансов просил решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что требования о возложении обязанности на министерство финансов Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, Золотареву Л.В., являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку действующим законодательством такая обязанность не предусмотрена.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации по доверенности – Жудик А.Ю. поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края по доверенности – Михайловский В.А. на доводах жалобы настаивал, просил решение суда отменить, в удовлетворении иска заявленных требований отказать.
Другие участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки или с заявлением об отложении дела слушанием к суду не обращались. Судебная коллегия приняла решение рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, так как их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу, согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности согласно ст. 67 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора г. Сочи Краснодарского края и, возлагая на администрацию обязанность предоставить Золотареву Л.В. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам предоставления по договору социального найма и соответствующего финансирования за счет субвенций, предоставленных муниципальному образованию г-к Сочи министерством труда и социального развития Краснодарского края, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление жилого помещения Золотареву Л.В. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляться в порядке, установленном ст. 8 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что прокуратурой города Сочи проведена проверка по обращению Золотарева Л.В. о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ему жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что на основании ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Золотарев Л.В., 10 августа 2000 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 26 мая 2005 г. родители Золотарева Л.В. - Золотарева Л.З., 27.06.1981 года рождения, и Золотарев В.В., 05.10.1973 года рождения, лишены родительских прав.
Постановлением администрации Лазаревского района г. Сочи от 31 августа 2005 г. №450 над Золотаревым Л.В. установлена опека.
С 05 мая 2006 г. Золотарев Л.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <...>, где фактически и проживает.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Золотарев Л.В. собственником или нанимателем недвижимого имущества не является. Кроме того, Золотарев Л.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже достиг 18 летнего возраста.
Наличие предусмотренного ст. 7 Закона Краснодарского от 30 июня 2009 г. №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» права на обеспечение жилым помещением подтверждено заключением уполномоченного органа по учету (заключение департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от 19 октября 2017 г., 19 сентября 2017 г.) о необходимости включения Золотарева Л.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На основании заявления от 05 мая 2017 г. приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 21 ноября 2017г. №1818-жс Золотарев Л.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Вместе с тем, до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения Золотареву Л.В. не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с ним не заключен, чем нарушены его жилищные права гарантированные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон №159-ФЗ).
Согласно ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательном этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», лицам указанной категории уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. В случае если норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствующем муниципальном образовании составляет менее 33 кв.м. на одиноко проживающего гражданина, жилое помещение предоставляется по норме не менее 33 кв.м.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными го су дарственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» в части приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст. 2 указанного Закона, а также ст. 8 Закона №159-ФЗ, ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Указанные расходы отнесены к расходам Министерства труда и социального развития края, выделение денежных средство возложено на Министерство финансов Краснодарского края.
В соответствии с Положениями о министерстве труда и социального развития Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 г. № 1240 Министерство труда и социального развития Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского края, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае.
С учетом норм Положения о министерстве труда и социального развития Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 №1240 «О министерстве труда и социального развития Краснодарского края», главным распорядителем средств краевого бюджета по предоставлению субвенций на реализацию Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» является министерство труда и социального развития Краснодарского края. При этом с учетом указных выше положений именно министерство труда и социального развития Краснодарского края обеспечивает предоставление субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований.
В соответствии с Положением о министерстве финансов Краснодарского края, утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 №746 министерство финансов Краснодарского края является исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, уполномоченным обеспечивать разработку и реализацию единой бюджетно-финансовой политики Краснодарского края, составление и организацию исполнения краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, осуществлять управление средствами краевого бюджета. Оно осуществляет возложенные на него функции во взаимодействии, в том числе, с органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.
К бюджетным полномочиям министерства финансов, как финансового органа Краснодарского края, относится непосредственное составление проекта закона Краснодарского края о краевом бюджете согласно статье 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 7 Закона Краснодарского края от 04 февраля 2002г. №437-КЗ «О бюджетном процессе в Краснодарском крае», Положению о министерстве финансов, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 №746.
Следовательно, требования первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора г. Сочи по возложении на министерство финансов обязанности произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления Золотареву Л.В. не выполнимо, поскольку, министерство финансов, как финансовых орган, не наделено полномочиями предусматривать или не предусматривать финансирование мероприятий (субвенции) для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения по собственной инициативе.
Таким образом, вывод суда первой инстанции в данной части является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившей в силу с 01 марта 2013 г., действие положений ст. 8 Закона №159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №215-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Указанные расходы отнесены к расходам министерства социального развития и семейной политики края.
Согласно п. 1.1, 3.36 Положения о министерстве труда и социального развития Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 г. №1240, министерство является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского края, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае.
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. Таким образом, доводы апелляционных жалоб нельзя признать законными и обоснованными.
Доводы представителя администрации г. Сочи о невозможности исполнения судебного акта ввиду ненаделения администрации г. Сочи отдельными государственными полномочиями в указанной сфере, а равно отсутствия финансирования в 2015-2018 годах переданных администрации г. Сочи государственных полномочий, опровергаются материалами дела.
Неисполнение администрацией г. Сочи переданных государственных полномочий, а равно непринятие мер к реализации в 2015-2018 годах мероприятий Государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани», влечет нарушение жилищных прав Золотарева Л.В.
Установленные судом обстоятельства, изложенные выше, представителем администрации г. Сочи и заместителем министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края не опровергнуты, в то время как в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Приведенные в апелляционных жалобах выводы не содержат указания на обстоятельства, которые не являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, по своей сути направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм материального права.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании анализа предоставленных доказательств, правильно установил фактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу о законности решения суда и об отсутствии оснований для его отмены.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31 октября 2019 года - оставить без изменения, а апелляционные жалобы– без удовлетворения.
Председательствующий О.Н. Назаренко
Судьи Л.В. Кияшко
Л.Е. Пономарева