ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-653/2017 от 28.02.2017 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Кривчук В.А. Дело № 33–653/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 февраля 2017 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Пудова А.В.,

судей: Коженовой Т.В., Мацкив Л.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказания по Смоленской области (далее - УФСИН России по Смоленской области) на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 23 ноября 2016 года, которым удовлетворен иск ФИО1

Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России - ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

ФИО3 обратился в суд с требованиями к УФСИН России по Смоленской области, Управлению капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России (далее - УКСНЭР ФСИН России), ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России о признании права на предоставление социальной выплаты на состав семьи из двух человек и возложении обязанности произвести социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения. В обоснование иска указал, что согласно решению Сафоновского районного суда от (дата) г. признано незаконным и отменено решение комиссии ФСИН России, принятое (дата) г. об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты. Этим же решением суда, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от (дата) г. без изменения, ФСИН России обязано принять его на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Вместе с тем до настоящего времени указанная социальная выплата, определенная законом, ему не перечислена, что является существенным нарушением его жилищных прав, так как до настоящего времени он вынужден проживать в наемном жилье. Согласно письму ФСИН России от (дата) г. с (дата) г. он составом семьи на 1 человек поставлен на учет для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Однако, вышеуказанными судебными постановлениями установлено, что право на предоставление указанной социальной выплаты возникло у него на состав семьи из двух человек: ФИО3 и его сына -Х.С.Р.., <данные изъяты> года рождения. В связи с чем просил суд признать за ним право на предоставление указанной социальной выплаты на состав семьи из двух человек: ФИО3 и его сына - Х.С.Р.., <данные изъяты> года рождения; обязать ответчика произвести указанную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу соответствующего судебного решения.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России по доверенностям ФИО2 против удовлетворения исковых требований возражал, поддержал представленные ранее УФСИН России по Смоленской области письменные возражения.

Представитель ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области по доверенности ФИО5 вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.

Представитель УКСНЭР ФСИН России в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося ответчика.

Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от (дата) года суд постановил: Признать за ФИО1 право постановки на учет и на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на него и члена его семьи Х.С.Р., (дата) года рождения.

Обязать ФСИН России поставить ФИО1 с составом семьи два человека на учет для получения единовременной социальной выплаты на состав семьи из двух человек с (дата) г. - момента постановки на учет ФИО1 и возложить обязанность произвести социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в порядке очередности.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 - отказать.

В апелляционной жалобе представитель ответчика УФСИН Росси по Смоленской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебное заседание апелляционной инстанции явился представитель ответчика УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России - ФИО2, поддержавший доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

В соответствии с положениями ч.ч. 3, 4 ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1).

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Из материалов дела следует и судом установлено, что решением Сафоновского районного суда Смоленской области от (дата) г. постановлено: признать незаконным решение комиссии ФСИН России от (дата) г. об отказе ФИО1 в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Обязать ФСИН России принять ФИО1 на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Апелляционным определением от (дата) г. Смоленского областного суда вышеуказанное решение суда оставлено без изменения. При этом данными судебными актами установлено, что сведения, содержащиеся в представленных в Комиссию ФСИН документах, позволяют сделать вывод о том, что ФИО3 не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилых помещений, в отношении которых требовались выписки из домовых книг и копий финансово-лицевых счетов. Таким образом, в отсутствие выписок из домовых книг и копий финансово-лицевых счетов, на основании представленных в Комиссию документов, содержащих в том числе сведения о регистрации граждан в указанных жилых помещениях, для чего и предназначено ведение домовых книг и финансово-лицевых счетов, у Комиссии имелась возможность сделать вывод о необеспеченности жильем ФИО3 и членов его семьи на условиях социального найма или на праве собственности.

(дата) . в Управление капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России ФИО1 подано заявление об уточнении состава семьи, в котором он поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Ответом УКСНЭР ФСИН России от (дата) . ему разъяснено, что во исполнение вышеуказанных судебных актов, истец поставлен на учет с (дата) г. составом семьи 1 человек (протокол заседания комиссии ФСИН России от (дата) ).

Вместе с тем, из копии учетного дела усматривается, что ФИО3 были предоставлены сведения на себя и на несовершеннолетнего сына Х.Р.С., (дата) года рождения, то есть на состав семьи - два человека.

Оценив представленные сторонами доказательства, и учитывая, что ФИО3 были предоставлены сведения не только на него, но и на несовершеннолетнего сына Х.Р.С., (дата) года рождения, то есть на состав семьи из двух человек, суд пришел к выводу об удовлетворению искового требования ФИО3 в части признания за ним права постановки на учет и на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на него и члена его семьи Х.Р.С., (дата) года рождения. При этом, суд счел, что сына истца Х.Р.С. надлежит поставить на учет с (дата) г. – с момента постановки на учет ФИО1

Разрешая требования истца в части возложения на ответчика обязанности произвести указанную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу соответствующего решения, суд, исходя из того, что в силу пункта 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет, при этом, исключая нарушения прав и законных интересов иных лиц, ранее вставших на учет и включенных в свободный список, а также порядка финансирования программы, пришел к выводу об отказе в его удовлетворении.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон и подтверждены материалами дела.

Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 названного Федерального закона №293-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369 (далее – Правила).

Пунктом 2 Правил и части 5 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в п.п. 1 - 3 ч. 2 статьи 1 указанного закона.

В силу п. 5 Правил сотрудникам, проходящим службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369 (далее – Правила) в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.ст. 31, 69 Жилищного кодекса РФ. К заявлению прилагаются соответствующие документы, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.

Таким образом, разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, исходя из того, что решение вопроса о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения осуществляется только при наличии необходимого пакета документов, а также учитывая, что истцом при обращении с заявлением о постановке на учет для получения указанной выплаты были представлены все необходимые документы, на себя и несовершеннолетнего сына, правильно руководствовался вышеприведенными нормами материального права и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 в части признания за ним права постановки на учет и на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на него и члена его семьи Х.Р.С.., (дата) года рождения, с (дата) г. - момента постановки на учет ФИО1

Юридически значимые обстоятельства судом были установлены правильно, представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, в апелляционной жалобе таких доводов не приведено.

Решение является законным и обоснованным, рассмотрено судом в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, по доводам жалобы оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 23 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказания по Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: