Судья Бурдова Е.А. Дело № 33-654/12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 октября 2012 года г.Черкесск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Дубовцевой А.Н.
судей: Болатчиевой А.А., Сыч О.А.
при секретаре Лафишевой Ж.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к войсковой части № 20096, ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам», Департаменту финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации о взыскании денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения,
по апелляционной жалобе ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам» на решение Зеленчукского районного суда КЧР от 3 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дубовцевой А.Н., объяснения представителей ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам» ФИО2 и ФИО3, ФИО1 и ее представителя ФИО4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к войсковой части № 20096, ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам», Департаменту финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации, в котором просила признать действия командира войсковой части № 20096 незаконными, обязать ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам» и Департамент финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации выплатить в ее пользу разницу между ранее выплаченной суммой денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, и причитающихся ей денежных средств в сумме <...> руб.
В обоснование иска ФИО1 указала, что является вдовой старшего лейтенанта К., проходившего службу по контракту в войсковой части 20096 в период с 15 марта 2008 года. 20 октября 2008 года К. погиб в ДТП, возвращаясь после дежурства из места расположения части к месту постоянного проживания. Приказом командира войсковой части 20096 от 21 октября 2008 года № 212 К. исключен из списков части, его выслуга лет в календарном исчислении на дату гибели составила 2 года 8 месяцев 12 дней.
Супруг истицы являлся участником накопительно-ипотечной системы на основании пп.2 п.1 ст.9 ФЗ от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» как офицер, поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года.
В нарушение требований вышеназванного закона командир войсковой части, где служил К., не разъяснил истице о том, что она, как член семьи погибшего военнослужащего, имеет право на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения. Более того, при предоставлении сведений об участниках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, исключенных из реестра, командир указал, что К. не имеет права на использование накоплений.
После обращения истицы в марте 2011 года с жалобой на действия командира в\ч 20096 к командующему Космическими войсками МО РФ указанные действия командира были признаны ошибочными, ей было предложено предоставить необходимые документы и в феврале 2012 года на ее счет перечислены денежные средства в сумме <...> рублей.
Однако с указанной суммой истица не согласна, считает, что расчет подлежащей выплаты следует производить исходя из размера накопительного взноса не за 2008 год (<...> руб.), а за 2012 год (<...> руб.). Разница между причитающейся и полученной суммой составляет <...> руб.
Решением Зеленчукского районного суда от 3 июля 2012 года исковые требования ФИО1 удовлетворены – судом постановлено признать незаконными действия командира войсковой части № 20096, Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам», выразившиеся в отказе ФИО1 на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения в полном объеме в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ; взыскать с ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам» в пользу ФИО1 денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, в сумме <...> рублей.
На данное решение ответчиком ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам» подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решение суда в связи с его незаконностью и необоснованностью. В частности, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, и порядок определения их размера. Кроме того, денежные средства взысканы с ненадлежащего ответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просила решение Зеленчукского районного суда от 3 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. В письменных возражениях приведены доводы, аналогичные доводам искового заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам» ФИО2 и ФИО3 поддержали доводы апелляционной жалобы и просили ее удовлетворить.
ФИО1 и ее представитель ФИО4 просили оставить решение Зеленчукского районного суда без изменения.
Руководитель Департамента финансового обеспечения МО РФ в адресованном судебной коллегии письменном заявлении просил рассмотреть данное дело в отсутствие их представителя, представитель войсковой части № 20096, извещенный о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился и не сообщил суду о причинах неявки.
В соответствии с положениями ч.3 ст.167 и ч.1 ст.327 ГПК РФ, предоставляющими возможность рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, истица ФИО1 с 9 августа 2008 года состояла в зарегистрированном браке с К. (л.д.20). К. являлся военнослужащим Вооруженных Сил РФ по контракту о прохождении военной службы, заключенному <дата> сроком на 5 лет. 20 октября 2008 года К. погиб в результате дорожно-транспортного происшествия и исключен из списков личного состава Вооруженных Сил РФ (л.д. 21-23).
При заключении контракта о прохождении военной службы К. стал участником накопительно-ипотечной системы в силу прямого указания закона как офицер, поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключивший первый контракт о прохождении военной службы начиная с <дата> (пп.2 п.1 ст.9 ФЗ от 20.08.2004 г. «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»), его регистрационный номер №.... После смерти он был исключен из реестра участников накопительно-ипотечной системы (л.д. 24).
В материалах дела имеется письмо – ответ на обращение ФИО1 к командующему Космическими войсками за подписью руководителя рабочей группы по контролю за ходом заселения жилых помещений от 21 октября 2010 года, в котором ФИО1 предложено повторно направить необходимые документы в ФБУ «ОФО МО РФ по КБР и КЧР» (л.д. 27).
Указанное письмо является подтверждением того, что впервые за назначением выплат денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, ФИО1 обращалась в 2010 году.
В дальнейшем 27 июля 2011 года командиром войсковой части 20096 был издан приказ № 150 о выплате ФИО1 денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, в размере <...> руб. Расчет суммы выплаты был произведен исходя из количества полных лет, месяцев и дней, которые старший лейтенант К. не дослужил до даты, когда общая продолжительность его службы могла составить 20 лет, составляющих 17 лет 4 месяца 18 дней, и размера годового накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы, установленного ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 года» и составляющего <...> руб. В этот же день, 27 июля 2011 года, приказ, расчет и другие документы были направлены руководителю ФБУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам» (л.д. 68-73), а 29 июля 2011 года - в Департамент финансового планирования Министерства обороны РФ (л.д. 143-145).
Согласно письму №... от 18 августа 2011 года руководителя Департамента финансового планирования МО РФ в выделении бюджетных ассигнований для выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, было отказано в связи с тем, что, во-первых, расчет дополнительных денежных средств произведен неверно исходя из размера годового накопительного взноса на 2011 год, а не на 2008 год; во-вторых, ФИО1 не представлены сведения о том, не является ли она членом собственника жилого помещения (л.д. 146-147). Указанная информация была доведена до сведения ФИО1 (л.д. 148-151).
Решением Хабезского районного суда от 20 января 2012 года установлено, что ФИО1 не является членом семьи собственника жилого помещения Н., где она зарегистрирована по месту жительства (л.д. 28-36). 21 февраля 2012 года указанное решение вступило в законную силу, а 24 февраля 2012 года денежные средства в сумме <...> рублей, исходя из размера годового накопительного взноса на 2008 год за период 17 лет 4 месяца 18 дней ФКУ «ОФО МО РФ по Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам» перечислены на счет ФИО1 (л.д. 37, 156).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал действия ответчиков незаконными и посчитал, что, поскольку выплата денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, была произведена в 2012 году, размер указанной выплаты должен быть рассчитан исходя из размера годового накопительного взноса на 2012 год <...> руб. за период 14 лет 14 дней (с февраля 2012 года), недоплата составляет <...> руб. и подлежит взысканию с ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам».
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку при разрешении спора по существу судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок расчета и выплаты членам семьи военнослужащих, являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих установлены Федеральным законом РФ от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ (с последующими изменениями) «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
Согласно п.3 ч.1 ст.4 указанного закона одной из форм реализации права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы является выплата по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет.
Выплата указанных денежных средств может быть произведена членам семей военнослужащих, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (ч.2 ст.4 Закона № 117-ФЗ).
Данные выплаты производятся федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в трехмесячный срок начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти заявления в письменной форме от участника накопительно-ипотечной системы или членов его семьи с просьбой о получении выплаты (ч.3 ст.4 Закона № 117-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.10 ФЗ от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника является исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.
В случае исключения участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью члены его семьи имеют право использовать денежные средства, указанные в пункте 3 части 1 статьи 4 данного Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях. При этом именной накопительный счет участника закрывается (ч.1 ст.12 Закона № 117-ФЗ)
17 ноября 2005 года Правительством РФ принято Постановление № 686 «Об утверждении Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения» (далее по тексту Правила), в соответствии с пунктом 4 которых расчет размера дополнительных средств производится федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - заинтересованный федеральный орган исполнительной власти). Указанный размер дополнительных средств определяется исходя из размера годового накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, и количества полных лет, месяцев и дней, которые участник накопительно-ипотечной системы не дослужил с даты возникновения основания для исключения его из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которая соответствует дате исключения этого участника из списков личного состава воинской части, до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет.
Выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом исполнительной власти в 3-месячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника накопительно-ипотечной системы или члена его семьи с приложением перечисленных в Правилах документов (п.6 Правил).
В заявлении (рапорте) участника накопительно-ипотечной системы или члена его семьи о выплате дополнительных средств указываются: сведения о том, что участник накопительно-ипотечной системы или члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»; сведения о непринятии членами семьи участника накопительно-ипотечной системы его обязательств по ипотечному кредиту (займу) (в случае исключения участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим); получатель денежных средств и его платежные реквизиты; обязательства об использовании дополнительных средств по целевому назначению, освобождении занимаемого служебного жилого помещения или иного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Указанное заявление член семьи участника накопительно-ипотечной системы подает после исключения участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в заявлении (рапорте) о выплате дополнительных средств и прилагаемых к нему документах (п.7 Правил).
В соответствии с п.8 Правил заинтересованные федеральные органы исполнительной власти организуют работу по проверке сведений, содержащихся в заявлениях (рапортах) участников накопительно-ипотечной системы или членов их семей и прилагаемых к ним документах. По результатам проверки принимается решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных средств.
Основаниями для отказа в выплате дополнительных средств являются непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 6 Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах (п.9 Правил).
Повторное обращение участника накопительно-ипотечной системы или члена его семьи с заявлением (рапортом) о выплате дополнительных средств допускается после устранения причин, послуживших основанием для отказа в их выплате (п.10 Правил).
Согласно п.11 Правил заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, принявшие решение о выплате дополнительных средств, несут ответственность за обоснованность такого решения, а участники накопительно-ипотечной системы или члены их семей - за использование дополнительных средств по целевому назначению.
Порядок организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержден Приказом Министра обороны от 20 февраля 2006 года № 77 (ред. от 6.11.2008 г.).
Согласно п.7 указанного Порядка расчет размера дополнительных денежных средств производится воинскими частями (организациями) Вооруженных Сил Российской Федерации и определяется исходя из размера годового накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, и количества полных лет, месяцев и дней, которые участник накопительно-ипотечной системы не дослужил с даты возникновения основания для исключения его из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которая соответствует дате исключения этого участника из списков личного состава воинской части, до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет.
Выплата дополнительных денежных средств производится один раз за весь период прохождения военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, выделенных на жилищное обеспечение военнослужащих, по последнему месту прохождения военной службы участником накопительно-ипотечной системы (п.8 Порядка).
В нарушение вышеприведенных норм, установленных статьей 4 Федерального закона РФ от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», пунктом 4 Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, пунктом 7 Порядка организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, суд первой инстанции согласился с представленным истицей расчетом дополнительных денежных средств исходя из размера годового накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на 2012 год.
При этом, определяя размер выплаты, суд первой инстанции исходил из количества полных лет, месяцев и дней, которые участник накопительно-ипотечной системы не дослужил, не с даты возникновения основания для исключения его из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (20 октября 2008 года), до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет (при общей продолжительности военной службы К. 2 года 7 месяцев 12 дней этот период составил 17 лет 4 месяца 18 дней), как это установлено действующим законодательством, а с февраля 2012 года - даты перечисления денежных средств на счет истицы до 8.03.2026 года за период 14 лет 14 дней.
То есть суд первой инстанции фактически изменил порядок определения размера выплаты, установленный законодателем, и не учел, что полный пакет необходимых документов был представлен ФИО1 только в феврале 2012 года после вступления в законную силу судебного решения, подтверждающего, что истица не является членом семьи собственника жилого помещения площадью <...> кв.м. Н.
Поскольку Правилами выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, на заинтересованные федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность по проверке сведений, содержащихся в заявлениях (рапортах) участников накопительно-ипотечной системы или членов их семей и прилагаемых к ним документах, а непредставление или представление не в полном объеме необходимых документов является основанием для отказа в выплате дополнительных средств, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконными действий командира войсковой части № 20096, Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам», выразившиеся в отказе ФИО1 на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения в полном объеме в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ.
После устранения причин, послуживших основанием для отказа в выплате дополнительных средств, ответчиками в соответствии с требованиями пункта 10 Правил обращение ФИО1 было рассмотрено повторно и принято решение о выплате указанных средств в размере <...> рублей.
Таким образом, при изложенных выше обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 и доводы апелляционной жалобы обоснованны.
В силу пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права. В данном случае суд, удовлетворяя иск, допустил неправильное применение норм материального права, в связи с чем решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленчукского районного суда КЧР от 3 июля 2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к войсковой части № 20096, ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам», Департаменту финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации о признании действий командира войсковой части № 20096 незаконными и взыскании денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, в сумме <...> руб. отказать.
Председательствующий:
Судьи: