Судья Алешков А.Л. 33-6564/2020(2-1056/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 ноября 2020 года г.Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Беспаловой В.В., Решетниковой О.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искуФИО1 к администрации городского поселения Белый Яр Сургутского района о восстановлении в списке очередности,
по апелляционной жалобе администрации городского поселения Белый Яр Сургутского района на решение Сургутского районного суда от 12 августа 2020 года, которым постановлено:
«Обязать администрацию городского поселения Белый Яр Сургутского района восстановить ФИО1 в списке очередности граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, с момента подачи заявления 27.10.2011 года».
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд к администрации городского поселения Белый Яр Сургутского района с иском о восстановлении в списке очередности граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, с момента подачи заявления 27.10.2011 года.
Требования мотивированы тем, что на основании заявления от 27.10.2011 года постановлением администрации г.п. Белый Яр от 19.04.2016 г. № 149 истец и члены её семьи в составе 5 человек приняты на учет граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением администрации г.п. Белый Яр от 22.09.2017 года № 433 «О снятии с учета граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства и о внесении изменения в постановление администрации Белый Яр от 19.04.2016 № 149» принято решение о снятии истца и членов её семьи с учета на основании п. «д» п. 21 ст. 6.2 Закона ХМАО - Югры от (дата)(номер), в связи с выявлением в представленных документах сведений, несоответствующих действительности и послуживших основанием для постановки на учет, а также иных фактов отсутствия правовых оснований для постановки на учет.
Как указано в информации администрации поселения, направленной по запросу прокуратуры Сургутского района, в ходе актуализации списков граждан, состоящих на учете, были истребованы сведения о недвижимости, находящейся в собственности семьи истца. Согласно полученной из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии информации, в собственности истца и членов её семьи находится 2 объекта недвижимости общей площадью 92 кв.м., С учетом требования решения Совета депутатов г.п. Белый Яр от 29.01.2019 № 222-нпа «Об установлении учетной нормы предоставления жилых помещений по договорам социального найма на каждого члена семьи истца приходится 18,4 кв.м., что на 2,4, кв.м. больше учетной нормы площади жилого помещения на одного человека.
В судебном заседании истец требования поддержала.
Представитель ответчика администрации городского поселения Белый Яр Сургутского района в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения Белый Яр Сургутского района ссылается на обстоятельства, установленные в суде первой инстанции, просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Указывает, что в постановлении администрации о снятии семьи истца с учета допущена техническая ошибка в указании подпункта «д» пункта 21 ст.6.2 Закона ХМАО от 03.05.2000 N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", тогда как в качестве основания для снятия истца с учета должен быть указан подпункт «г» пункта 21 ст.6.2 Закона ХМАО от 03.05.2000 N 26-оз, поскольку обеспеченность каждого члена семьи истца превышает учетную норму.
Полагает, что установив данные обстоятельства суд должен был отказать в удовлетворении требований.
В письменных возражениях ФИО1 выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец ФИО1, представитель ответчика администрации городского поселения Белый Яр Сургутского района в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пп. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (в редакции от 27.05.2011 года) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 марта 2005 года в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо поставленным на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, предусмотренном настоящим Законом, на основании их заявлений для строительства индивидуальных жилых домов однократно бесплатно предоставляются земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (п.1).
Земельные участки, указанные в пункте 1 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", также однократно бесплатно предоставляются в том числе категориям граждан - многодетные семьи, не менее пяти лет проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (пп.2 п.2 ст. 7.4 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2005 N 57-оз).
Закон ХМАО от 03.05.2000 N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 14.04.2000), в редакции от 27.05.2011 года, действующей на дату обращения истца с заявлением о постановке на учет граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок, предусматривал возможность однократного бесплатного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов гражданам, отнесенным к категориям, указанным в пунктах 1, 2 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", - в размере, устанавливаемом органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований автономного округа (пп.б п.3 ст.6 Закона ХМАО от 03.05.2000 N 26-оз).
При этом, указанным законом на дату обращения истца с заявлением в орган местного самоуправления предусмотрено, что утверждение порядка реализации прав граждан на бесплатное предоставление земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов в собственность лицам, отнесенным к категориям, указанным в пунктах 1, 2 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" отнесено к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (пп. "р" в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2011 N 52-оз). Утратил силу в соответствии с Законом ХМАО - Югры от 16.12.2011 N 119-оз.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 18.06.2011 N 219-п (ред. от 13.10.2011) "О порядке реализации прав граждан на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (вместе с "Типовым (примерным) порядком бесплатного предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, в собственность граждан, отнесенных к категориям, указанным в пунктах 1, 2 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", для строительства индивидуальных жилых домов"), утвержден вышеуказанный Порядок, который устанавливает процедуру реализации прав бесплатного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов в собственность лицам, отнесенным к категориям граждан, указанным в пунктах 1, 2 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Типовым порядком бесплатного предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, в собственность граждан, отнесенных к категориям, указанным в пунктах 1, 2 статьи 7.4 закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", для строительства индивидуальных жилых домов предусматривалось, в том числе:
- гражданин или его представитель подает заявление о бесплатном предоставлении ему земельного участка (далее - заявление), государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности (далее - земельный участок) в уполномоченный орган местного самоуправления (п.1.).
Одновременно с заявлением гражданин представляет копии документов, которые являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации для подтверждения отнесения его к категории граждан, указанной в пунктах 1, 2 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (п.2.).
Прием заявления и документов от гражданина, решение о предоставлении земельного участка или об отказе в его предоставлении осуществляется в населенном пункте по месту жительства гражданина (п.3.).
Принимая заявление, должностное лицо уполномоченного органа местного самоуправления регистрирует его и выдает гражданину расписку с указанием перечня, даты и времени получения копий документов (п.4.).
Должностное лицо уполномоченного органа местного самоуправления в срок не более пяти рабочих дней с момента принятия заявления и документов осуществляет их проверку на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (п.5.).
Решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается если:
- не представлены копии документов или они содержат противоречия, имеют подчистки либо не оговоренные в них исправления (п.6.1.).
- на дату принятия правового акта о предоставлении земельного участка гражданин утратил статус нуждающегося в улучшении жилищных условий (п. 6.2.)
Очередность граждан на предоставление земельных участков, включенных в Перечень, определяется в соответствии с очередностью предоставления жилых помещений на условиях социального найма, независимо от даты поступления заявления о предоставлении земельного участка (п.12.).
Гражданам, не состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, земельные участки бесплатно предоставляются после предоставления земельных участков гражданам, принятым на такой учет (п.13.).
Решение о бесплатном предоставлении земельного участка принимается в форме правового акта уполномоченного органа местного самоуправления и направляется в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения гражданину, а также уполномоченному должностному лицу органа местного самоуправления по месту жительства гражданина в целях принятия во внимание при ведении учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.14.).
Статья 6.2 Закона Ханты- Мансийского автономного округа от 03.05.2000 № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» введена Законом ХМАО - Югры от 16.12.2011 N 119-оз.
Статьей 6.2 Закона от 03.05.2000 № 26-оз определено, что исполнительные органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, обладающие в пределах установленных полномочий правом предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляют учет граждан, относящихся к категориям, указанным в пункте 1 статьи 7.4 Закона о жилищных отношениях, желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства (п.1). Для принятия на учет гражданин, желающий бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, подает в уполномоченный орган соответствующее заявление с указанием оснований принятия его на учет (п.2). Должностное лицо уполномоченного органа в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 4.1 настоящей статьи, принимает решение о принятии гражданина на учет либо об отказе в принятии его на учет (п.8). Очередность принятия гражданина на учет определяется исходя из времени подачи им соответствующего заявления (п.10).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 21 статьи 6.2 Закона Ханты- Мансийского автономного округа от 03.05.2000 № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» гражданин снимается с учета желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в случаях утраты оснований, дающих гражданину право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с условиями статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
Подпункт «д» пункта 21 статьи 6.2 вышеуказанного закона введен Законом ХМАО - Югры от 27.09.2015 N 97-оз, согласно которому гражданин снимается с учета в случае выявления в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для постановки на учет, а также иных фактов отсутствия правовых оснований для постановки на учет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
27.10.2011 года ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования городское поселение Белый Яр Сургутского района с заявлением о включении в списки очередности для получения бесплатного земельного участка, представив необходимые документы, указав состав семьи: ФИО2 - супруг, ФИО3 - сын, ФИО4 - дочь, ФИО5 - дочь (л.д.54,55).
Постановлением администрации городского поселения Белый Яр от 19.04.2016 № 149 (пункт 29 приложения к Постановлению) ФИО1 принята на соответствующий учет составом семьи пять человек, с даты подачи заявления 27.10.2011 года.
В результате актуализации списка граждан, состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ответчиком в августе 2017 года (дата выписки из ЕГРН) были выявлены основания снятия ФИО1 с учета граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
По состоянию на 22.09.2017 года в собственности ФИО1 и собственности членов её семьи находились следующие объекты недвижимости:
- квартира площадью 48,4 кв.м., по адресу: Сургутский район, пгт. Белый Яр, (адрес), вид права - собственность; дата регистрации собственности - 24.01.2012 года;
- жилой дом площадью 43,6 кв.м., по адресу: (адрес), вид права - собственность, дата регистрации собственности - 26.08.2004 года.
В соответствии с пунктом 2 решения Совета депутатов городского поселения Белый Яр от (дата)(номер)-нпа «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений по договорам социального найма» учетная норма площади жилого помещения исчисляется из общей площади жилого помещения на одного человека и составляет 16 кв.м.
Таким образом, площадь жилых помещений, находящихся в собственности ФИО1 и членов её семьи составляет 92 кв.м., что составляет 18,4 кв.м. на одного члена семьи и превышает учетную норму.
Постановлением администрации г.п. Белый Яр от 22.09.2017 года № 433 «О снятии с учета граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства и о внесении изменений в постановление администрации Белый Яр от 19.04.2016 № 149» принято решение о снятии истца и членов её семьи с учета на основании п. «д» п. 21 ст. 6.2 Закона ХМАО - Югры от 03.05.2000 № 26, в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для постановки на учет, а также иных фактов отсутствия правовых оснований для постановки на учет (л.д.65).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 включена в списки граждан для получения бесплатного земельного участка по дате подачи заявления от 27.10.2011 года.
Поскольку правовой акт о постановке ФИО1 в 2011 году в связи с внесенными изменениями в Закон Ханты - Мансийского автономного округа от (дата)(номер)-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (введении ст.6.2) не принимался, Постановлением администрации городского поселения Белый Яр от (дата)(номер)ФИО1 поставлена на соответствующий учет по дате подачи заявления от 27.10.2011 года (в списке (номер)) (л.д.70).
Постановлением администрации г.п. Белый Яр от 22.09.2017 года (номер)ФИО1 снята с учета по п. «д» п. 21 ст. 6.2 Закона ХМАО - Югры от 03.05.2000 (номер).
Однако, судом первой инстанции оснований для снятия ФИО1 с учета по пп. «д» п. 21 ст. 6.2 Закона ХМАО - Югры от 03.05.2000 (номер) не установлено.
Данный вывод суда первой инстанции противоречит установленным по делу обстоятельствам и представленным документам.
Действительно, наличие в собственности ФИО1 и членов ее семьи жилых помещений более установленной учётной нормы в результате приобретения права собственности после включения ФИО1 в списки очередности основанием для снятия истца с учета по пп.«д» п. 21 ст. 6.2 Закона ХМАО - Югры от 03.05.2000 (номер) не является, поскольку в представленных 27.10.2011 года ФИО1 документах не усматривается сведений, несоответствующих действительности и послуживших основанием для постановки на учет, а также иных фактов отсутствия правовых оснований для постановки на учет.
Однако, судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства, основанием для отказа в предоставлении земельного участка является утрата гражданином статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, учитывая, что статус нуждающихся в улучшении жилищных условий семья ФИО1 утратила после включения в списки очередности для получения бесплатного земельного участка путем приобретения ФИО1 жилого помещения,
в качестве основания для снятия истца с учета должен быть указан подпункт «г» пункта 21 ст.6.2 Закона ХМАО от 03.05.2000 N 26-оз.
Допущенное администрацией неверное указание подпункта в качестве основания для снятия ФИО1 с учета граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок, основанием для восстановления ФИО1 в указанном списке не является, поскольку бесспорно ФИО1 право на однократное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории «Многодетная семья» утратила.
Учитывая, что в собственности супруга ФИО1 - ФИО2 с 26.08.2004 года имеется жилой дом площадью 43,6 кв.м. по адресу: (адрес), расчет нуждаемости на дату обращения ФИО1 с заявлением о включении в списки желающих приобрести бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, будет следующим:
43,6 кв.м./ 5 членов семьи = 8,72 кв.м., то есть семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Утрата права на однократное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства произошла после приобретения в собственность ФИО1 жилого помещения - квартиры площадью 48,4 кв.м., по адресу: Сургутский район, пгт. Белый Яр, (адрес), дата регистрации собственности - 24.01.2012 года, после чего расчет нуждаемости семьи производится с учетом двух жилых помещений:
(43,6 кв.м.+48,4 кв.м.)/ 5 членов семьи = 18,4 кв.м., что более учетной нормы, то есть с 24.01.2012 года семья статус нуждающейся в улучшении жилищных условий утратила, в связи с чем ФИО1 законно снята с учета граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Основания для восстановления ФИО1 в данном списке судебной коллегией не установлены, доказательств наличия права состоять в данном списке ФИО1 в суд не представила.
При этом довод истца о том, что дом, в котором расположена квартира площадью 48,4 кв.м. по адресу: Сургутский район, пгт. Белый Яр, (адрес), признан аварийным и подлежит расселению, юридического значения для разрешения данного спора не имеет, поскольку указанные обстоятельства должны возникнуть на дату обращения с заявлением о включении в списки.
Кроме того, названный дом признан аварийным в 2019 году, после снятия ФИО1 с учета граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, жилищные права собственника ФИО1 в данном случае будут реализованы в соответствии со ст.32 ЖК РФ.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что Постановление администрации г.п. Белый Яр от 22.09.2017 года № 433 о снятии истца с учета является законным, основания для восстановления ФИО1 на указанном учете не установлены, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского районного суда от 12 августа 2020 годаотменить.
Постановить новое решение, которым ФИО1 в удовлетворении требований к администрации городского поселения Белый Яр Сургутского района о восстановлении в списке очередности граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, с момента подачи заявления 27.10.2011 года - отказать.
Председательствующий | Иванова И.Е. |
Судьи | Беспалова В.В.Решетникова О.В. |