ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6587/2014 от 20.06.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Судья Солодкий Р.С. дело № 33-6587/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 20 июня 2014 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Грымзиной Е.В.,

 судей: Пашковой Т.В., Волковой И.А.,

 при секретаре Гузун Ю.И.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградской областной общественной организации «Ассоциация по защите прав потребителей» к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сантехсервис» о признании действий по предоставлению коммунальных услуг без доведения до сведений потребителей информации, противоправными,

   по апелляционной жалобе Волгоградской областной общественной организации «Ассоциация по защите прав потребителей»

 на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 17 апреля 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований Волгоградской областной общественной организации «Ассоциация по защите прав потребителей» к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «<.......>» о признании действий по предоставлению коммунальных услуг без доведения до сведений потребителей информации, противоправными, понуждении к доведению решения суда до сведения потребителей, взыскании судебных расходов отказано.

 Заслушав доклад судьи Пашковой Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

 ВООО «Ассоциация по защите прав потребителей» обратилась с иском к ООО «Управляющая компания «<.......>» о признании действий по предоставлению коммунальных услуг без доведения до сведений потребителей информации, противоправными.

 В обоснование заявленных требований указала, что при осуществлении общественного контроля соблюдения прав потребителей при оказании коммунальных услуг ответчиком собственникам жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» и п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а именно, до сведения потребителей услуг, оказываемых управляющей компанией не была доведена информация об услугах, обеспечивающая возможность их правильного выбора.

 Просила суд признать противоправными действия ООО «УК «<.......>» по предоставлению коммунальных услуг без доведения до сведения потребителей в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, следующей информации: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информацию о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;

 в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности): сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы; информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении; сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

 Взыскать с ответчика судебные расходы по <.......> рублей за рассмотрение каждого искового заявления, обязать ответчика довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации.

 Суд постановил указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе Волгоградская областная общественная организация «Ассоциация по защите прав потребителей» оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить.

 Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии с п.1 ст.45 Закона РФ от 07 февраля 1992 № 2300-1 (ред. от 28 июля 2012 года) «О защите прав потребителей» граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

 Согласно п.2 ст.45 Закона «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.

 Согласно п.1 ст.10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

 При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Волгоградская областная общественная организация «Ассоциация по защите прав потребителей» создана 19 декабря 2006 года, зарегистрирована Управлением федеральной регистрационной службы по Волгоградской области 28 декабря 2006 года.

 Копией выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается внесение записи о ВООО «Ассоциация по защите прав потребителей» как о некоммерческой организации и юридическом лице в ЕГРЮЛ.

 Согласно п. 2.3 Устава, для достижения уставных целей и задач ВООО «Ассоциация по защите прав потребителей» осуществляет общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направляет в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей.

 Из содержания Устава ВООО «Ассоциация по защите прав потребителей» следует, что Организация создана в целях содействия развитию представления товаров и услуг надлежащего качества во всех сферах деятельности, регулируемых Федеральным законом «О защите прав потребителей» (п.2.1).

 Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ВООО «Ассоциация по защите прав потребителей» провела общественный контроль деятельности ООО «УК «<.......>» на предмет правильности предоставления коммунальных услуг потребителям по договорам управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>, в ходе которого были выявлены нарушения прав потребителей согласно Закону «О защите прав потребителей» и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.

 ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки были составлены акты общественного контроля № <...>, из которых следует, что ООО «УК «<.......>», при реализации коммунальных услуг в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, в нарушение п.п. «П», п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах не предоставляет Потребителям информацию, указанную в данном пункте путем размещения ее на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов).

 В актах так же указано, что контроль осуществлен с использованием видеосъемки в присутствии свидетелей и в случае не устранения выявленных нарушений, лицами составившими акты будет направлен в суд иск в защиту неопределенного круга потребителей.

 В соответствии с абз.7 п.2 Правил предоставления коммунальных услуг под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

 Согласно п.п «а, п» п. 31 указанных Правил, исполнитель обязан:

 а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

 п) предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:

 сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;

 адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;

 размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;

 информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;

 порядок и форма оплаты коммунальных услуг;

 показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;

 сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;

 наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;

 в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):

 (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013года № 614)

 сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;

 (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013года № 614, в ред. Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2014 года № 136)

 информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;

 (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013года № 614)

 сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности);

 (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013года № 614).

 Из указанных норм права следует, что общественные организации наделены функциями по выявлению и пресечению действий исполнителей, изготовителей и продавцов нарушающих права неопределенного круга лиц потребителей.

 В этой связи, юридически значимыми обстоятельствами подлежащими установлению при разрешении настоящих спорных правоотношений является наличие противоправных действий со стороны ответчика на момент проведения проверки общественной организацией и факт неустранения равно как и продолжение совершения данных действий на момент подачи иска в суд.

 В силу ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

 Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Оценив представленные доказательства, дав надлежащую оценку актам общественного контроля № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные акты не могут являться допустимыми доказательствами по делу, поскольку составлены негосударственными контролирующими органами и являются формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

 Данные акты общественного контроля не были направлены в орган государственного надзора, в орган местного самоуправления для проведения проверки изложенных в акте фактов, а также в ООО «УК «<.......>» с целью предоставления возможности устранения в добровольном порядке допущенных нарушений суд первой инстанции обоснованно сделал вывод об отсутствии наличия указанных истцом нарушений.

 Поскольку представленными истцом доказательствами не установлен факт нарушения прав неопределенного круга потребителей действиями ответчика, суд первой инстанции принял правильное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

 Судебная коллегия соглашается с выводами суда, находит их обоснованными и законными.

 Доводы апелляционной жалобы об отсутствии необходимой информации, не содержат в себе правовых оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции. В жалобе не приводится каких-либо доказательств, кроме тех, которые уже были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с правильностью которой судебная коллегия соглашается.

 При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

 Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 Решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 17 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волгоградской областной общественной организации «Ассоциация по защите прав потребителей» - без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: