ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6590/17 от 12.09.2017 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Тюленев В.В. Дело № 33- 6590 / 2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 сентября 2017 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего Вороной Н.Л.,

судей: Данилова А.В., Решетниковой О.В.

при секретаре Чайка Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осканова Тамирлана Ахметовича к администрации Сургутского района, администрации сельского поселения Солнечный Сургутского района о понуждении к соблюдению процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения,

по апелляционной жалобе администрации Сургутского района на решение Сургутского районного суда от 02 мая 2017 года, которым постановлено:

«Обязать администрацию Сургутского района соблюсти процедуру, предшествующую изъятию жилого помещения у Осканова Тамирлана Ахметовича, а именно принять решение об изъятии жилого помещения, уведомить о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, принадлежащее Осканову Тамирлану Ахметовичу, для муниципальных нужд, в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В удовлетворении остальной части требований Осканова Тамирлана Ахметовича отказать».

Заслушав доклад судьи Данилова А.В., судебная коллегия

установила:

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчикам, в котором просил обязать администрацию Сургутского района, администрацию сельского поселения Солнечный соблюсти процедуру, предшествующую изъятию жилого помещения у собственника, а именно: принять уполномоченным органом решение об изъятии жилого помещения; провести государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; уведомить в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем через год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), общей площадью 34,7 кв.м. Заключением межведомственной комиссии № 17/2013 от 10 декабря 2013 года многоквартирный дом (адрес), в котором находится жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу. Заключение межведомственной комиссии в отношении спорного многоквартирного дома утверждено распоряжением администрации сельского поселения Солнечный № 50 от 12 декабря 2013 года, которым установлен срок отселения жильцов до 10 июня 2015 года. Снос данного дома в рамках программы с учетом права на внеочередное расселение был запланирован в 4 квартале 2015 года. Расселение домов, признанных непригодными для проживания, осуществляется в строгом соответствии со списком очередности сноса, утвержденным постановлением администрации Сургутского района от 12 сентября 2011 года № 3373-нпа "Об утверждении списков очередности сноса непригодных для проживания жилых домов, подлежащих сносу в 2011-2020 годах". Согласно экспертному заключению № 233 от 07 июля 2016 года, размер выкупной стоимости спорного жилого помещения составляет 1 323 000 руб. и сторонами не оспаривается. Ни администрация Сургутского района, ни администрация с.п. Солнечный не принимали решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и не приступили к реализации порядка изъятия жилого помещения в рамках ст.32 ЖК РФ. Соглашение, в котором стороны определили возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия, не обсуждались и не заключались. В рассматриваемой ситуации истец в целях своих законных прав и интересов вправе оспорить бездействие администрации Сургутского района при затягивании осуществления вышеуказанной процедуры, предусмотренной ст.32 ЖК РФ. Из требования № 02/2015 от 24 июня 2015 года о сносе многоквартирного дома № 7 следует: «в течение трех месяцев необходимо осуществить снос многоквартирного дома № 7, расположенного по адресу: (адрес). В случае если в установленный выше срок не будет осуществлен снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию жилое помещение в указанном доме, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ с выплатой возмещения за жилые помещения исходя из его стоимости». Из смысла вышеуказанного требования следует, что у администрации сельского поселения Солнечный по истечении двух недель с момента вручения требования возникла обязанность соблюдения процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника.

В судебном заседании Осканов Т.А. поддержал заявленные требования.

Представители ответчиков иск не признали.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе администрация Сургутского района просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права. Обеспечение проживающих в поселении, и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ и ст. 5 Устава с.п. Солнечный, утвержденного решением Совета депутатов с.п. Солнечный от 24.11.2005 года № 7, относится к вопросам местного значения администрации с.п. Солнечный. Жилой дом № 7 передан в муниципальную собственность муниципальному образованию с.п. Солнечный. При этом, жилое помещение – (адрес) не является объектом учета реестра муниципального имущества Сургутского района. Распоряжением администрации с.п. Солнечный от 12.12.2013 года № 50 многоквартирный дом № 7 признан аварийным и подлежащим сносу, а также установлен срок отселения физических и юридических лиц из помещений, расположенных в данном многоквартирном доме. Требованием от 24.05.2015 года № 02/2015 администрация с.п. Солнечный потребовала от истца снести многоквартирный дом, и изъявило свое намерение изъять земельный участок, на котором он расположен, то есть фактически администрация с.п. Солнечный совершила юридически значимые действия, предусмотренные ст. 32 ЖК РФ в пределах переданных ей полномочий в части всего жилищного вопроса. По смыслу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещение. Нормы вышеуказанной статьи, возлагают на администрацию с.п. Солнечный обязанность по обеспечению жилыми помещениями, в том числе, во внеочередном порядке, в случаи признания дома аварийным. В связи с чем, апеллянт считает, что именно администрация с.п. Солнечный, как правопреемник органа местного самоуправления, приняла на себя все права и обязанности, в том числе и обязательства, предусмотренные статьями 32, 57, 86 - 89 ЖК РФ. Администрация Сургутского района осуществляет на территории сельского поселения полномочия в части реализации жилищного строительства и реализации муниципальных жилищных программ. Федеральным законом РФ от 07.05.2013 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» установлены правовые основания для разработки государственных и муниципальных программ. Положения ст. 179 БК РФ применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. Вопросы определения порядка формирования и реализации государственных программ РФ (муниципальных программ), сроки их реализации, отнесены к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования). Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация муниципального образования) самостоятельно принимает решение о системе и составе участвующих в разработке и реализации государственной (муниципальной) программы. В соответствии с постановлением администрации Сургутского района от 12.09.2011 года № 5587 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», на территории Сургутского района действует муниципальная программа направленная на создание условий, способствующих повышению доступности жилья, улучшению жилищных условий и качества жилищного обеспечения населения Сургутского района, в том числе проживающих жилых помещениях с неблагоприятными условиями проживания. Вышеуказанная муниципальная жилищная программа администрации Сургутского района принята во исполнение государственной жилищной программы «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 года № 408-п, при принятии которой субъект РФ руководствовался государственной программой РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 года № 2227-р. Исходя из положений государственных программ РФ, субъекта РФ, постановления администрации Сургутского района от 12.09.2011 года № 5587, а также постановления администрации Сургутского района от 25.10.2016 года № 3678-нпа «Об утверждении порядков работы с гражданами-участниками подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района» участие для граждан носит добровольный характер, так как граждане обязаны дать согласие на участие в программе по переселению в письменной форме и уже после этого, уполномоченным органом уведомляется непосредственно орган местного самоуправления на территории которого проживает данный гражданин в чей собственности находится жилое помещение о его согласии на участие в муниципальной программе и о необходимости расторжения соответствующего договора (пункты 2 и 3 порядка). Жилищная программа не направлена на реализацию полномочий органа местного самоуправления, предусмотренные ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. Правоотношения в рамках жилищной программы возникают из норм гражданского законодательства РФ (статья 1, часть 3 статьи 154, статьи 421 ГК РФ) и принята в качестве дополнительной меры, которой может воспользоваться граждан в порядке, установленном, непосредственно, данной программой и порядком. Ни муниципальная программа, ни порядок не предусматривает ее реализацию используя механизм, предусмотренный ст. 32 ЖК РФ. Администрация Сургутского района с целью реализации муниципальной программы, обязательный порядок юридических значимых действий, предусмотренных положениями ст. 32 ЖК РФ, не применяет в связи использованием механизма, предусмотренного ГК РФ. Таким образом, необходимость изъятия земельного участка, в соответствии с требованиями ст. 49 ЗК РФ, у администрации Сургутского района нет. Истец с соответствующим заявлением на участие в муниципальной программе в адрес администрации Сургутского района не обращался, каких-либо заявлений не направлял. В связи с чем, заявитель считает, что у администрации Сургутского района нет оснований проводить процедуру изъятия земельного участка в порядке ст. 32 ЖК РФ в связи с отсутствием нарушенного права Осканова Т.А. администрацией Сургутского района.

В возражении на апелляционную жалобу администрация с.п. Солнечный просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает на то, что только администрация Сургутского района наделена правом по проведению мероприятий, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ и главой VII.I Земельного кодекса РФ по принятию решений об изъятии земельных участков для муниципальных нужд (обоснованные решениями о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу), подготовке соглашений об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, определению размера возмещения и ее выплате и выселению граждан. Поскольку вопросы по предоставлению жилья и переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории с.п. Солнечный, признанного аварийным до 01.01.2015 года, изъятию земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд в силу вышеуказанных нормативных правовых актов решаются администрацией Сургутского района, заявленные истцом требования в части понуждения администрации с.п. Солнечный соблюсти процедуру, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, не подлежат удовлетворению, так как администрация с.п. Солнечный является ненадлежащим ответчиком.

Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Сургутский район, с. п. Солнечный, ул. Юности, дом №7, кв.№2, общей площадью 34,7 кв.м.

Заключением межведомственной комиссии № 17/2013 от 10 декабря 2013 года многоквартирный дом №7 по ул. Юности с.п. Солнечный, в котором находится жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу.

Срок отселения жильцов дома установлен до 10 июня 2015 года.

Снос данного дома в рамках программы с учетом права на внеочередное расселение был запланирован в 4 квартале 2015 года. Расселение домов, признанных непригодными для проживания, осуществляется в строгом соответствии со списком очередности сноса, утвержденным постановлением администрации Сургутского района от 12 сентября 2011 года № 3373-нпа "Об утверждении списков очередности сноса непригодных для проживания жилых домов, подлежащих сносу в 2011-2020 годах".

Размер выкупной стоимости спорного жилого помещения составляет 1323000 рублей.

Постановлением администрации Сургутского района от 02 декабря 2015 года № 5094 в целях реализации подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства, муниципальной программы Сургутского района «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19 декабря 2013 года № 5587, принято решение о расселении граждан, проживающих в доме (адрес).

Исходя из положений постановления администрации Сургутского района от 19 декабря 2013 года №5587, а также постановления администрации Сургутского района от 12 февраля 2014 года № 478-нпа «Об утверждении порядка работы с гражданами - участниками подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района» участие для граждан носит добровольный характер, так как граждане обязаны дать согласие на участие в программе по переселению в письменной форме и уже после этого, уполномоченным органом уведомляется непосредственно орган местного самоуправления, на территории которого проживает данный гражданин и в чьей собственности находится жилое помещение о согласии и о необходимости расторжения соответствующего договора, граждане, отказавшиеся от переселения из непригодных для проживания домов, подлежат выселению в установленном порядке.

Согласно ответа истцу администрации Сургутского района от 09 декабря 2015 года после признания дома №7 по ул. Юности в п. Солнечный аварийным и подлежащим сносу проживающие в нем граждане имеют право на внеочередное расселение в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района в 2014-2020 годах».

Судом установлено, что Осканову Т.А. неоднократно администрацией Сургутского района предлагалось принять участие в муниципальной жилищной программе, однако, последний отказывается от участия в ней и просил защитить права по иным основаниям (ст. 32 ЖК РФ).

Ни администрация Сургутского района, ни администрация с.п. Солнечный не принимали решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и не приступали к реализации порядка изъятия жилого помещения в рамках ст.32 ЖК РФ.

Между собственниками жилого дома и администрацией муниципального образования не достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, процедура по изъятию у собственников жилых помещений, закрепленная ст. 32 ЖК РФ, не начата, решения об изъятии земельного участка и жилых помещений дома не принимались.

24 июня 2015 года администрацией с.п. Солнечный Осканову Т.А. было направлено требование о том, что истцу в течение трех месяцев следует осуществить снос многоквартирного дома (адрес).

Данные обстоятельства подтверждаются требованием о сносе дома, апелляционным определением суда ХМАО-Югры от 15 декабря 2016 года, объяснениями лиц, участвующих в деле.

Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно частям 1 и 8 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа либо по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Если аварийный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп по правилам ст. 32 ЖК РФ.

Предоставление жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу и включением его в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, в связи с чем, при его предоставлении следует учитывать положения ст. 89 ЖК РФ.

В разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, указано, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Таким образом, законодатель определил, что жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, а права и обязанности сторон относительно выкупной цены жилого помещения либо предоставления другого жилого помещения устанавливаются на основании соглашения между ними.

В силу ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Как разъяснено в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ ", под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-3, 5-9 настоящей статьи.

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ " судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции исходил из того, что Осканов Т.А. в установленный срок не осуществил снос дома, в котором находится принадлежащая ему квартира, в связи с чем, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, в том числе жилое помещение принадлежащее истцу.

Из содержания приведенных норм права и правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ ", следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится в рамках определенной процедуры, которая в данном случае соблюдена не была.

Согласно положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в п. п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности ст. 32 ЖК РФ.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Думы Сургутского района от 25.11.2014 года №614-нпа «О принятии и передаче части полномочий», Совета депутатов с.п. Солнечный от 26.02.2015 года №72 «О принятии и передаче части полномочий» и подписанного Соглашения «О передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования с.п. Солнечный органам местного самоуправления муниципального образования Сургутский район» от 13.07.2015 года №367 реализация вопросов местного значения, определенные пунктом 6, 20 части 1 статьи 14 ФЗ от №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части полномочий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории с.п. Солнечный, признанного аварийным до 01.01.2015 и изъятию земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд на территории с.п. Солнечный осуществляется администрацией Сургутского района.

В связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу о том, что только администрация Сургутского района наделена правом по проведению мероприятий, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ и главой VII.I Земельного кодекса РФ по принятию решений об изъятии земельных участков для муниципальных нужд (обоснованные решениями о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу), подготовке соглашений об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, определению размера возмещения и её выплате и выселению граждан. При этом, суд также обоснованно указал на то, что поскольку вопросы по предоставлению жилья и переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории с.п. Солнечный, признанного аварийным до 01.01.2015 года, изъятию земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд в силу вышеуказанных нормативных правовых актов решаются администрацией Сургутского района, то заявленные истцом требования в части понуждения администрации с.п. Солнечный соблюдения процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника не подлежат удовлетворению, так как администрация с.п. Солнечный является ненадлежащим ответчиком.

С учетом изложенного суд счел необходимым удовлетворить исковые требования Осканова Т.А. к администрации Сургутского района о понуждении соблюсти процедуру, предшествующую изъятию у него жилого помещения, а именно принять решение об изъятии жилого помещения, уведомить о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, принадлежащее Осканову Т.А., для муниципальных нужд, в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Судебная коллегия с указанным выводами суда соглашается.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат, поскольку сводятся к общему несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или учтены судом первой инстанции при разрешении спора, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сургутского районного суда от 02 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Сургутского района - без удовлетворения.

Председательствующий Вороная Н.Л.

Судьи: Данилов А.В.

Решетникова О.В.