ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-65/2015 от 13.02.2015 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

     Судья <...>                          

 Дело № 33-65/2015

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 13 февраля 2015 года                               г. Биробиджан                                                                         

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

 Председательствующего Дроздовой В.Ф.,

 судей Кукшиновой О.М., Сивоконь А.В.,                

 при секретаре Князь Т.В.,            

       рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Зубцовой Л. Е. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 20.11.2014, которым постановлено:

 В удовлетворении исковых требований Зубцовой Л. Е. к Комитету социальной защиты населения правительства ЕАО о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» - отказать.

       Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения истицы Зубцовой Л.Е., судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Зубцова Л.Е. обратилась в суд с иском к комитету социальной защиты населения правительства ЕАО (далее - КСЗН правительства ЕАО) о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда». В обоснование требований указала, что с <...> по настоящее время работает в объединении организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Еврейской автономной области» (далее - ФП ЕАО). В период работы в ФП ЕАО награждена почётной грамотой Федерации независимых профсоюзов России (далее - ФНПР) «За длительную и безупречную работу в профсоюзах». В апреле 2012 года обратилась в КСЗК правительства ЕАО с заявлением о присвоении знания «Ветеран труда», однако ей было отказано, в связи с тем, что почётная грамота ФНПР не является наградой, дающей право на присвоение знания «Ветеран труда». В октябре 2014 года повторно обратилась в КСЗН правительства ЕАО с этим же вопросом. Письмом от <...> № <...> ей повторно отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по тем же основаниям. С отказами КСЗН правительства ЕАО не согласна, считает их незаконными, не основанными на нормах права, поскольку имеется письмо Министерства труда и социального развития РФ от 15.09.1997 № 4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда», согласно которому наряду с орденами и медалями СССР и РФ учитываются, в частности почётные грамоты ВЦСПС и ФНПР «За длительную и безупречную работу в профсоюзах». Почётная грамота ФНПР «За длительную и безупречную работу в профсоюзах» является ведомственным знаком отличия в труде при условии, если награждённый состоял в штате и получал заработную плату в профоргане или организациях и учреждениях, подведомственных профорганам.

 Просила суд признать отказы КСЗН правительства ЕАО от <...> № <...> и от <...> № <...> незаконными; обязать КЗСН правительства ЕАО учесть почётную грамоту ФНПР «За длительную и безупречную работу в профсоюзах» в качестве ведомственной награды; обязать присвоить знание «Ветеран труда» с момента первоначального обращения, с апреля 2012 года.

 В судебном заседании истица Зубцова Л.Е. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

 Представитель ответчика КСЗН правительства ЕАО Александрова Н.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: награждённые орденами или медалями либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде. В соответствии с законом ЕАО от 29.03.2006 № 658-ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда»» к наградам, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда» относятся ордена или медали, почётные звания СССР или Российской Федерации, а также ведомственные знаки отличия в труде, учреждённые в установленном порядке. Почётная грамота ФНПР не является наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда». Кроме того, истицей пропущен трёхмесячный срок для обжалования отказа в присвоении ей звания от 27.04.2012.

 Суд постановил указанное решение.

 В апелляционной жалобе Зубцова Л.Е. просила решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указала, что ФНПР является правопреемником ВЦСПС, который указан в п. 9 Приложения к Закону ЕАО «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

 Вывод суда о том, что под термином «ведомство» подразумеваются только государственные органы власти и управления, а ФНПР является общественной организацией, не основан на законе.

 Является несостоятельным и вывод суда о том, что письмо Министерства труда и социального развития РФ от 15.09.1997 № 4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда», утратило силу.

 Судом не принято во внимание, что почётная грамота ФНПР утверждена постановлением исполкома Генерального Совета ФНПР от 30.11.1993 № 1-13. По своей сущности почётная грамота является для неё ведомственной наградой, так как вручена ей вышестоящей организацией за трудовую деятельность в системе профсоюзов.

 Кроме того, ссылаясь на Общероссийский классификатор информации о населении, утверждённый Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 № 412, а именно на раздел «Ведомственные награды, установленные федеральными органами исполнительной власти РФ», суд применил нормативный акт, не подлежащий применению, поскольку ФНПР является общественной организацией.

 В суде апелляционной инстанции истица Зубцова Л.Е. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

 Представитель ответчика КСЗН правительства ЕАО Александровна Н.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась. О времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без её участия.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,     выслушав пояснения лица, участвующего в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 Судом установлено, что Зубцова Л.Е. с <...> года по настоящее время работает в Объединении организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов ЕАО».

 <...> Зубцова Л.Е. награждена почётной грамотой ФНПР «За длительную и безупречную работу в профсоюзах».

 В апреле 2012 года Зубцова Л.Е. обратилась в КСЗН правительства ЕАО с заявлением о присвоении знания «Ветеран труда», письмом от <...> № <...> ей было отказано, в связи с тем, что почётная грамота ФНПР не является наградой, дающей право на присвоение знания «Ветеран труда».

 В октябре 2014 года истица повторно обратилась в КСЗН правительства ЕАО с заявлением о присвоении знания «Ветеран труда». Письмом от <...> № <...> ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по тем же основаниям.

 Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.

 Положениями ст. 7 указанного Федерального закона определён круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 В силу п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 В Еврейской автономной области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» урегулированы Законом ЕАО от 29.03.2006 № 658-ОЗ (ред. от 18.07.2014) «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (далее - Закон ЕАО № 658-ОЗ).

 Статьёй 1 Закона ЕАО № 658-ОЗ предусмотрено, что для получения звания «Ветеран труда» гражданину необходимо предоставить документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, либо почётным званием «Почётный гражданин Еврейской автономной области», знаком отличия «За заслуги перед Еврейской автономной областью», почётным знаком Еврейской автономной области «Материнская слава», а также медалью «100 лет профсоюзам России», которая была вручена до 01.01.2007, трудовой стаж необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

 Статьёй 1.1 Закона ЕАО № 658-ОЗ определено, что перечень почётных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, медалей либо ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», определяется согласно приложению к указанному закону.

 Как следует из приложения к Закону ЕАО № 658-ОЗ, к почётным званиям СССР, РСФСР или Российской Федерации, медалям либо ведомственным знакам отличия в труде (ведомственные медали, звания почётных и заслуженных работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные, почётные знаки, почётные грамоты, благодарности), учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», относятся ордена или медали, почётные звания СССР или Российской Федерации, а также ведомственные знаки отличия в труде, учреждённые в установленном порядке:

 1) Президентом Российской Федерации;

 2) Правительством Российской Федерации или иными федеральными органами исполнительной власти;

 3) палатами и органами палат Федерального Собрания Российской Федерации;

 4) Генеральной прокуратурой СССР или Российской Федерации;

 5) Президиумом Верховного Совета СССР или РСФСР;

 6) Советом Министров СССР или РСФСР;

 7) Верховным Судом СССР или Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации;

 8) министерством, ведомством СССР или РСФСР;

 9) ВЦСПС, центральными органами партийных, комсомольских организаций СССР, РСФСР;

 10) Центральным Банком Российской Федерации;

 11) Следственным комитетом Российской Федерации;

 12) Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации;

 13) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

 14) Счётной палатой Российской Федерации.

 Решения о награждении почётными званиями СССР, РСФСР или Российской Федерации, медалями либо ведомственными знаками отличия в труде, учитываемыми при присвоении звания «Ветеран труда», должны быть приняты (подписаны) руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в части 1 настоящего приложения, за исключением случаев, когда указанные полномочия от их имени вправе выполнять иные лица.

 В случае невозможности из-за отсутствия нормативно-правового акта соответствующего министерства (ведомства) СССР или РСФСР определить порядок учреждения знака отличия решение об отнесении его к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», принимается на основании представленных документов на следующих условиях:

 1) награждение произведено от имени соответствующего министерства (ведомства) либо его руководителя;

 2) решение о награждении подписано руководителем министерства (ведомства) или его заместителем.

 Разрешая возникший спор на основании указанных выше норм права, исследовав все представленные документы, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что почётная грамота Федерации независимых профсоюзов России не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде, и быть основанием к присвоению звания «Ветеран труда», поскольку данную награду невозможно отнести к ведомственным знакам отличия, перечисленным в указанном выше Законе ЕАО № 658-ОЗ, в связи с чем отказ истице в присвоении данного звания является обоснованным.

 Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.

 Награждение Зубцовой Л.Е. почётной грамотой произведено профсоюзом, не входящим в структуру федеральных органов исполнительной власти, вручённые ФНПР награды не могут быть отнесены к числу ведомственных.

 Федерация профсоюзов Еврейской автономной области, Федерация независимых профсоюзов России являются общественными организациями.

 Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

 Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчётны и не подконтрольны.

 Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

 В соответствие со ст. 1 Устава Общественной организации «Федерация Независимых Профсоюзов России» Федерация является некоммерческой общественной профсоюзной организацией, общероссийским общественным объединением, представляющим собой объединение (ассоциацию) юридических лиц.

 Федерация взаимодействует с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, с органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с объединениями работодателей, политическими партиями, другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

 Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 12.04.2008 года № 724 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», руководящие органы профсоюзов, в частности исполнительный комитет Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России не включён в структуру федеральных органов государственной власти.

 Из анализа вышеуказанного законодательства следует, что общественные организации, такие как ВЦСПС, ФНПР не являются органами государственной власти. Исполнительный комитет Федерации независимых профсоюзов России не является ведомством, так как не осуществляет какие-либо государственные функции, не является органом государственного управления, а почётная грамота, которой награждена истица, не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», поскольку почётные грамоты, выданные некоммерческими организациями, не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

 При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных Зубцовой Л.Е. требований является правильным.

 Довод апелляционной жалобы Зубцовой Л.Е. о том, что ФНПР является правопреемником ВЦСПС подлежит отклонению, поскольку в соответствии с постановлением XIX съезда профсоюзов СССР от 27.10.1990 «О собственности профсоюзов СССР», правопреемником собственности ВЦСПС признана Всеобщая конфедерация профсоюзов СССР.

 Как указано в определении Верховного Суда РФ от 30.05.2002 № КАС02-240 правопреемство ВЦСПС ни на какой федеральный орган исполнительной власти не возложено.

 Иные доводы являются аналогичными приводимым в ходе судебного разбирательства дела, которые являлись предметом исследования и оценки суда. В решении приведены имеющие значение для дела обстоятельства и нормы права, на основании которых оно вынесено и при правильном их толковании.

 С учётом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, процессуальных нарушений, отразившихся на правильности принятого решения, не допущено, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 20.11.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Зубцовой Л. Е. - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи