ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6608/2016 от 16.11.2016 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-6608/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 16 ноября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Алексеевой Е.Д.,

судей Герман М.В., Насиковской А.А.,

с участием прокурора Чигаркиой Е.Н.,

при секретаре Бодягиной Е.Р.,

рассмотрела дело по апелляционной жалобе истица Ицковича М.А. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 августа 2016 года.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., выслушав пояснения представителя истца Ицковича М.А. – Гонтарук В.Б., поддержавшей доводы жалобы, представителей ответчика Администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области – Беленького А.Д., Кобзева Д.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заслушав заключения представителя Ленинградской областной прокуратуры – Чигаркиной Е.Н., полагавшей обжалуемое решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Ицкович М.А. обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному образованию «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района о восстановлении на работе в должности главы Администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области с 14 марта 2016 года, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование иска Ицкович М.А. указал, что решением главы МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 11 сентября 2012 года Ицкович М.А. был назначен на должность главы Администрации МО «Кузьмоловское городское поселение», 21 сентября 2012 года с ним был подписан контракт сроком на 2 года. 1 июля 2014 года МО в лице главы Н. заключило с ним дополнительное соглашение к контракту от 21 сентября 2012 года, в соответствии с которым срок действия контракта был продлен с 2-х до 5-ти лет.

9 ноября 2015 года прокурором Всеволожского района Ленинградской области было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства по тем основаниям, что в соответствии с п. 9 ст. 52 Устава МО продление контракта с главой Администрации осуществляется на основании решения Совета депутатов о продлении контракта, которое не принималось.

Распоряжением главы МО от 10 марта 2016 года дополнительное соглашение от 1 июля 2014 года было с ним расторгнуто, контракт от 21 сентября 2012 года прекращен в связи с истечением срока его действия, а он предупрежден о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия с 14 марта 2016 года. Этим же числом в трудовую книжку внесена запись о прекращении трудового договора (контракта) в связи с истечением срока трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Полагает данное увольнение незаконным, поскольку его не предупредили за три календарных дня до увольнения, а именно: 18 сентября 2014 года, поскольку трудовой договор истекал 21 сентября 2014 года. После 21 сентября 2014 года он продолжал исполнять обязанности главы Администрации поселения, в связи с чем, на основании ст. 58 ТК РФ с учетом ограничений, предусмотренных ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», условие о двухгодичном сроке трудового договора утратило силу и трудовой договор считается заключенным на пятилетний срок. Также ссылается на то, что распоряжение от 10 марта 2016 года, на основании которого с ним прекращены трудовые отношения, не содержит указания на дату прекращения трудового договора, он не был ознакомлен с указанным распоряжением.

Представители ответчика Муниципального образования «Кузьмоловское
городское поселение» против удовлетворения исковых требований возражали, полагая требования истца необоснованными, как не соответствующие действующему законодательству. Ответчиком также заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований Ицковичу М.А. отказано.

Не согласившись с решением суда, Ицкович М.А. представил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам искового заявления. Истец выражает несогласие с выводами суда, считает, что судом неправильно применены нормы ст. 79 ТК РФ. Указывает, что о прекращении контракта за три дня до 21 сентября 2014 года истец предупрежден не был, после 21 сентября 2014 года продолжал выполнять обязанности главы Администрации поселения. С учетом этого, полагает, что с учетом ограничений, предусмотренных ст. 37 Федерального закона РФ №131-Ф3, условие о двухгодичном сроке трудового договора утратило силу, и трудовой договор считается заключенным на пятилетний срок. Полагает, что трудовой договор с истцом после 21 сентября 2014 года не мог быть расторгнут по статье 79 ТКРФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании решения Главы Муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 11 сентября 2012 года Ицкович М.А. назначен на должность главы администрации муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Одновременно данным решением главе муниципального образования
«Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального
района Ленинградской области Н. предписано заключить с
главой администрации муниципального образования «Кузьмоловское
городское поселение» Всеволожского муниципального района
Ленинградской области Ицковичем М.А. контракт в соответствии с
законодательством РФ.

21 сентября 2012 года главой администрации муниципального образования «Кузьмоловокое городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Ицковичем М.А. заключен контракт сроком на 2 года в соответствии со ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Дата начала
осуществления Главой администрации должностных полномочий определена
24 сентября 2012 года.

На основании распоряжения главы Администрации муниципального
образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 24 сентября 2012 года Ицкович М.А. приступил к исполнению обязанностей главы Администрации муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области с 24 сентября 2012 года.

1 июля 2014 года между муниципальным образованием «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице главы муниципального образования Н.., и главой местной администрации муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области заключено дополнительное соглашение к контракту от 21 сентября 2012 года, которым внесены изменения в данный контракт. Так, в п. 3 дополнительного соглашения указано: «В пункте 3 Контракта вместо слов «на 2 (два) года» читать слова «на 5 (пять) лет».

Всеволожской городской прокуратурой Ленинградской области проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации в муниципальном образовании «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области. В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в том, что в отсутствие решения Совета депутатов о продлении контракта, глава муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Н., заключив с Ицковичем М.А. дополнительное соглашение к контракту, фактически продлившее срок контракта с главой администрации, действовала за рамками полномочий, предусмотренных уставом и федеральным законодательством, нарушила п. 9 ст. 52 Устава муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Дополнительное соглашение к контракту от 21 сентября 2012 года с главой администрации муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области является недействительным ввиду несоответствия Уставу, а, следовательно, и федеральному законодательству. Таким образом, срок полномочий главы администрации Ицковича М.А. по вышеуказанному контракту истек 21 сентября 2014 года, в связи с чем, Ицкович М.А. с 22 сентября 2014 года по настоящее время занимает должность главы администрации незаконно.

По результатам проверки 9 ноября 2015 года главе муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Н. вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об устранении выявленных нарушений, в том числе в виде расторжения контракта от 21 сентября 2012 года между муниципальным образованием «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице главы муниципального образования Н. и Ицковичем М.А. с дополнительным соглашением к нему от 1 июля 2014 года.

В целях устранения допущенных нарушений действующего законодательства распоряжением главы муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 10 марта 2016 года расторгнуто дополнительное соглашение от 1 июля 2014 года к трудовому договору (контракту) с главой администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Ицковичем М.А. от 21 сентября 2012 года, прекращен трудовой договор с Ицковичем М.А. в связи с истечением срока его действия. Одновременно предписано предупредить Ицковича М.А. о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия 14 марта 2016 года.

10 марта 2016 года в присутствии двух свидетелей составлен акт, которым зафиксирован факт вручения главе администрации Ицковичу М.А. распоряжения от 10 марта 2016 года «Об увольнении» и его отказ от подписи.

На основании данного распоряжения в трудовую книжку Ицковича М.А. внесена запись от 14 марта 2016 года о прекращении трудового договора (контракта) в связи с истечением срока трудового договора в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 71 ТКРФ.

В соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Аналогичная норма содержится в статье 11 ТК РФ, которой предусмотрено, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Нормы трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе предусматривают возможность установления особенностей, связанных с регулированием труда муниципальных служащих, в том числе это относится и к определению оснований и порядка расторжения трудового договора муниципальных служащих, прекращения муниципальной службы.

В соответствии с ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 11 ФЗ РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как указано в части 2 ст. 3 данного Федерального закона и абзаце 7 ст. 11 ТК РФ, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренным этим же Федеральным законом.

В соответствии с ч. 7 ст. 16 ФЗ РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации», гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данная норма корреспондируется со ст. 275 ТК РФ, устанавливающей, что с руководителем организации заключается срочный трудовой договор. Срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.

Положениями пунктов 1, 2 ст. 37 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва).

В соответствии с ч. 1 ст. 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник доложен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Из материалов дела следует, что контракт с Ицковичем М.А. как с главой местной администрации заключен на срок 2 года в соответствии со ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 52 Устава муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области глава администрации поселения подконтролен и подотчетен Совету депутатов муниципального образования. Согласно п. 9 данной статьи продление контракта осуществляется на основании решения Совета депутатов о продлении контракта.

Указанного решения в отношении Ицковича М.А. Совет депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области не принимал. Таким образом, дополнительное соглашение от 1 июля 2014 года, которым фактически продлен срок полномочий Ицковича М.А., как главы местной администрации, является незаконным, в связи с чем, срок полномочий истца истек 21 сентября 2014 года.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции правомерно учитывал те обстоятельства, что дополнительное соглашение от 1 июля 2014 года, которым фактически продлен срок полномочий Ицковича М.А., как главы местной администрации, является незаконным, поскольку решение о продлении полномочий принято лицом, к компетенции которого вопрос о продлении действия контракта не отнесен. Суд с учетом данного факта пришел к обоснованному выводу о том, что срок полномочий истца считается истекшим 21 сентября 2014 года. О предстоящем увольнении истец был уведомлен заблаговременно - 10 марта 2016 года, само увольнение состоялось спустя три дня после предупреждения об увольнении - 14 марта 2016 года.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных судом доказательствах, которым суд дал надлежащую оценку по правилам ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.

Доводы жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм трудового законодательства подлежат отклонению как несостоятельные.

Согласно ч.1 ст. 79 ТК РФ, срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Как следует из ч. 4 ст. 58 ТК РФ, в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Однако возможность применения приведенных норм трудового законодательства при разрешении спорных правоотношений ограничена ввиду наличия специального правового регулирования.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, поскольку должность главы местной администрации согласно нормам вышеуказанного законодательства является выборной, трудовой договор заключается с главой местной администрации на срок полномочий указанного лица, в связи с чем к трудовым отношениям с Ицковичем М.А. положения ч. 4 ст. 58 ТК РФ с учетом ограничения срока, установленного ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с продолжением работы после истечения срока действия трудового договора, применяться не могут.

Согласно абзаца 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих с теми особенностями, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Частью 7 статьи 16 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрен особый порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначенным на должность главы местной администрации. Законодатель вывел главу местной администрации в этой части из-под общего регулирования, содержащегося в Федеральном законе от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Трудовом кодексе РФ, установив специальное регулирование в Федеральном законе от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о том, что, поскольку истец не был предупрежден о прекращении контракта за три дня до 21 сентября 2014 года, то после указанной даты трудовые отношения считаются продленными на пятилетний срок, судебная коллегия находит несостоятельными, приведенными в отрыве от норм специального законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Не могут быть приняты во внимание и доводы Ицковича М.А., приведенные в дополнениях к апелляционной жалобе (дополнении к правовой позиции), согласно которым при подписании дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта с Ицковичем М.А., глава МО Кузьмоловское городское поселение выступала не только как глава муниципального образования, но и как представительный орган Совета депутатов. То обстоятельство, что глава муниципального образования одновременно является председателем Совета депутатов, не является правовым основанием для принятия таким лицом самостоятельных решений, которые по смыслу действующего законодательства и Устава должны решаться коллегиально Советом депутатов.

Ссылки истца на то, что все принятые им в должности главы администрации решения в период с 11 сентября 2014 года по 14 марта 2016 года, в результате принятого судом решения, будут являться нелегитимными, безосновательны и не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку такие обстоятельства не порождают каких-либо правовых оснований для восстановления истца в должности.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ицковича М.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Гусева Е.В.