Председательствующий: Кирьяш А.В. Дело № <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 10 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Гапоненко Л.В
и судей Дьякова А.Н., Крицкой О.В.
при секретаре Римской А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Военного комиссариата Омской области, отдела Военного комиссариата по Ленинскому и Октябрьскому АО г. Омска ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Омска от 16 августа 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО2 к Военному комиссару по Ленинскому и Октябрьскому АО г.Омска, Военный комиссариату Омской области о признании действий незаконными, возложении обязанности выдать воинские перевозочные документы удовлетворить частично.
Признать за ФИО2 право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку до 20 тонн личного имущества к избранному месту жительства.
Обязать ФКУ "Военный комиссариат Омской области" выдать ФИО2 на проезд и перевозку до 20 тонн личного имущества к избранному месту жительства.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Омской области" в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей»,
становила:
ФИО2 обратился с иском к Военному комиссару по Ленинскому и Октябрьскому АО г. Омска о признании действий незаконными, возложении обязанности выдать воинские перевозочные документы, указывая, что 13.06.2018 обратился с заявлением к Военному комиссару по Ленинскому и Октябрьскому АО г. Омска о выдаче ему перевозочных документов, требование формы №2 для перевозки личных вещей в одном 20 тонном контейнере от станции «Омск-Восточный» Западно-Сибирской железной дороги до станции «Рыжково» Московской железной дороги. 21.06.2018 им получен письменный отказ в связи с непредставлением справки формы №1 в которой должна быть произведена запись о том, что при увольнении с военной службы воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личных вещей не выдавались. При его увольнении воинские перевозочные документы ему не выдавались, в настоящее время воинская часть № <...> расформирована. Он решил переехать с семьей на постоянное местожительство в <...>. Просил признать незаконным отказ в выдаче перевозочных документов, обязать Военного комиссара по Ленинскому и Октябрьскому АО г. Омска выдать ему воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства.
Истец ФИО2 в судебном заседании требования поддержал.
Представитель Военного комиссариата Омской области, отдела Военного комиссариата по Ленинскому и Октябрьскому АО г. Омска ФИО1 иск не признал, настаивал на законности и обоснованности отказа истцу в выдаче воинских перевозочных документов, поскольку ФИО2 не представлено требование (справка) формы № 1, в котором должна быть произведена запись о том, что при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевоз личного имущества ему не выдавались.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Военного комиссариата Омской области, отдела Военного комиссариата по Ленинскому и Октябрьскому АО г. Омска ФИО1, указывая на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. При этом, представитель приводит доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в жалобе, ФИО3 выражает согласие с постановленным решением суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом (л.д.77-81).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя ответчика ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, возражения истца ФИО2, коллегия судей не находит оснований для отмены постановленного решения.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
На основании п. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) на избранное место жительства при увольнении с военной службы.
Согласно п. 1.2 ст. 20 названного Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Члены семьи военнослужащего - гражданина, проходящего военную службу по контракту, указанные в абзацах 6 - 10 пункта 5 статьи 2, имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих - граждан, на проезд на безвозмездной основе, в том числе при увольнении военнослужащего - гражданина с военной службы – к избранному месту жительства (п.2).
В силу п. 9 ст. 20 данного Федерального закона расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом возмещаются за счет средств Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством РФ.
Во исполнение ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества».
В соответствии с п. 3 указанного Постановления, Министерство обороны РФ и иной федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, возмещает расходы, связанные с перевозом до 20 тонн личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) в том числе, военнослужащим в связи с переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы.
Пунктом 5 Постановления установлено, Министерству обороны РФ и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.
Проездные и перевозочные документы для проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), а также перевоза их личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в обмен на воинские перевозочные документы установленной формы выдаются транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ФИО2 проходил службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации.
Приказом командира войсковой части N № <...> от 5 09.1997 подполковник ФИО2 уволен с военной службы в запас по ст.49 ч.2 п.А по приказу Командующего СибВО и направлен на воинский учет в Октябрьский РВК г. Омска (л. 6). При увольнении с военной службы ФИО2 место жительство не избирал; служба проходила в г. Омске, после увольнения с военной службы ФИО2 до настоящего времени проживает в г. Омске.
13.06.2018 ФИО2 обратился с заявлением к Военному комиссару по Ленинскому и Октябрьскому АО г. Омска о выдаче ему перевозочных документов, требование формы №2 для перевозки личных вещей в одном 20 тонном контейнере от станции «Омск-Восточный» Западно-Сибирской железной дороги до станции «Рыжково» Московской железной дороги.
21.06.2018 им получен письменный отказ в связи с непредставлением справки формы №1 в которой должна быть произведена запись о том, что при увольнении с военной службы воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личных вещей не выдавались.
Данный отказ послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском, при этом истец указал, что при его увольнении воинские перевозочные документы ему не выдавались, в настоящее время воинская часть № <...> расформирована, восстановить справку не представляется возможным.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч.1 ст.56 ГПК РФ).
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств тому, что при увольнении из Вооруженных Сил РФ ФИО2 реализовал предусмотренное законом право на бесплатный проезд и провоз багажа к новому месту жительства, в связи с чем полагал, что оснований для отказа в удовлетворении иска не имеется.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данными выводами суда, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ранее ФИО2 обращался за выдачей перевозочных документов для переезда либо провоза багажа к новому месту жительства, данное право действующим законодательством предусмотрено, но истцом не реализовано.
Порядок выдачи воинских проездных документов урегулирован в Руководстве по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах РФ, утвержденном приказом Министра обороны РФ N 200 от 6.06.2001.
Из п. 3 Руководства следует, что к воинским перевозочным документам относятся, в том числе требование формы 1 для оформления пассажирских билетов на проезд одиночно следующих военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников) и воинских команд железнодорожным, воздушным и водным транспортом, требование-накладная формы 2 - на оформление перевозки воинских эшелонов, транспортов, грузов, караулов, железнодорожного подвижного состава, находящегося в ведении Министерства обороны РФ, направляемого в плановый ремонт и возвращающегося из ремонта, личного имущества военнослужащих и членов их семей.
Воинские перевозочные документы или денежные средства на проезд и перевозку личного имущества в силу п. 35 Руководства выдаются в порядке, определенном настоящим Руководством: в военных комиссариатах - гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Согласно п. 69 Руководства военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и офицеры, проходящие военную службу по призыву, увольняемые с военной службы, а также члены их семей имеют право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства, избранному военнослужащим при увольнении. Указанное право может быть использовано один раз, независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы (смерти) военнослужащего. О выданных увольняемому военнослужащему воинских перевозочных документах (денежных средствах) на проезд и перевозку личного имущества производится запись в денежном аттестате, предписании.
Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали места жительства, и в связи с этим зачисляются на учет в военных комиссариатах по месту увольнения с военной службы, воинские части выдают требование (справку) формы 1, в которых производится запись о том, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались (п. 70 Руководства).
Военные комиссариаты по месту учета уволенных военнослужащих на основании их рапортов или заявлений членов семьи и указанных требований формы 1 выдают им воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества в установленном порядке к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы.
В период увольнения ФИО2 с военной службы действовал Приказ Министра обороны СССР от 8.10.1984 № 200 «О введении в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них», содержащий аналогичные положения.
Судом установлено, что требование формы 1 у истца отсутствует.
Согласно личному делу истца и архивных документов, сданных при расформировании войсковой части № <...>, в которой проходил службу до увольнения истец, сведений о выдаче ему требования формы 1 не имеется, право на использование перевозочных документов истец не использовал с момента увольнения (1997) до настоящего времени (л.д.29-43).
Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ
Представленная в материалах дела анкета-запрос ответчика от 20.06.2018 в адрес Филиала Центрального архива Министерства обороны РФ о подтверждении факта выдачи или не выдачи ФИО2 Формы - 1 и Формы - 2 на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства или справки на ВПД Формы – 1 о том, что ВПД на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства ему не выдавались (л.д.43), доводы возражений против иска не подтверждают.
Из объяснений представителя ответчика ФИО1 в суде апелляционной инстанции следует, что ответ на анкету-запрос ими до сих пор не получен и поэтому представлен суду быть не может.
Установив в судебном заседании, что истец имеет право на бесплатный проезд и провоз багажа к избранному месту жительства, и что данное право до настоящего времени им не реализовано, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и возложении на ответчика обязанности выдать истцу соответствующие воинские перевозочные документы на проезд и перевозку багажа.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности выдачи перевозочных документов без требования формы № <...>, судебной коллегией отклоняются.
Суд верно исходил из того, что отсутствие у истца требования формы № 1 само по себе не может служить основанием для лишения его права на бесплатный проезд и провоз багажа к избранному месту жительства.
В ходе разбирательства дела судом было установлено, что невозможность получения истцом в настоящее время указанного требования обусловлена объективными причинами, а именно расформированием воинской части. При этом, судом было установлено, что у истца имеется нереализованное право на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства.
Доводы жалобы не опровергают приведенные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда г.Омска от 16 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Военного комиссариата Омской области, отдела Военного комиссариата по Ленинскому и Октябрьскому АО г. Омска ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: