ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-661/2014 от 11.03.2014 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

      Судья Никитина А.В.

  № 33-661/2014

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     11 марта 2014 г.

  г. Петрозаводск

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

 председательствующего судьи Соляникова Р.В.

 судей Глушенко Н.О., Савельевой Н.В.

 при секретаре Смирновой А.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Совета Олонецкого городского поселения на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 10 декабря 2013 года по исковому заявлению Совета Олонецкого городского поселения о признании незаконным бездействия исполняющего обязанности главы Олонецкого городского поселения.

 Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 Совет Олонецкого городского поселения предъявил к исполняющему обязанности главы Олонецкого городского поселения ФИО1 требования по тем основаниям, что (...) было принято решение, в соответствии с которым обязанности главы Олонецкого городского поселения возложены на заместителя главы - ФИО1 Согласно ст. 154 Бюджетного кодекса РФ и ст. (...) Устава глава администрации Олонецкого городского поселения организует исполнение бюджета. (...) Совет Олонецкого городского поселения направил на подписание исполняющему обязанности главы Олонецкого городского поселения ходатайство о передвижении бюджетных лимитов в соответствии с принятыми решениями от (...) № (...) и от (...) № (...) «О бюджете муниципального образования «Олонецкое городское поселение». Указанные лимиты в передвижении бюджетных средств ФИО1 подписаны не были и в Управление Федерального казначейства по РК не направлены. Совет Олонецкого городского поселения просил суд признать незаконным бездействие должностного лица – исполняющего обязанности главы Олонецкого городского поселения ФИО2 по не доведению лимитов в передвижении бюджетных средств; обязать ФИО1 устранить нарушение путем подписания лимитов в передвижении бюджетных средств и направить их в Управление Федерального казначейства по РК, отделение № (...) по Олонецкому району.

 К участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО3, в качестве третьих лиц - администрация Олонецкого городского поселения, Управление Федерального казначейства по РК, Финансовое управление администрации Олонецкого национального муниципального района.

 В последующем истцом были изменены заявленные требования, просил суд признать незаконным бездействие должностного лица местной администрации муниципального образования – исполняющего обязанности главы Олонецкого городского поселения по неисполнению решений Совета Олонецкого городского поселения о внесении изменений в бюджет от (...) № (...) и от (...) № (...) и не доведению лимитов в передвижении бюджетных средств.

 Определением суда от 10.12.2013 прекращено производство по делу в части требований о возложении на ФИО1 обязанности подписать лимиты в передвижении бюджетных средств и направить их в Управление Федерального казначейства по РК в связи с отказом от иска.

 Решением суда в удовлетворении иска отказано.

 С решением суда не согласен Совет Олонецкого городского поселения. В апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что имеет место несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; а также неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона. Жалоба мотивирована следующими доводами. Решения о внесении изменений в бюджет поселения от (...) № (...) и от (...) № (...) не являются муниципальными нормативными правовыми актами, носят разовый характер, в Реестр муниципальных нормативных правовых актов не включены. Если следовать выводам суда о необходимости подписания данных решений главой поселения ФИО3 и исполняющим обязанности ФИО1, то впоследствии эти решения указанными должностными лицами отклонены не были, то есть они вступили в законную силу. Ходатайство о передвижении бюджетных ассигнований по решениям от (...) и от (...) было подписано ФИО1, а не (...) как указывает суд в своем решении. Бездействие главы и исполняющего обязанности главы Олонецкого городского поселения выражается в не подписании лимитов о передвижении бюджетных средств и не направлении их в Управление Федерального Казначейства по РК (отделение (...) по Олонецкому району), является неисполнением решений Совета о внесении изменений в бюджет, нарушением ст.ст. 154, 158, 219 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. (...) Устава Олонецкого городского поселения, что влечет невыплату заработной платы работникам бюджетной сферы городского поселения.

 В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Совета Олонецкого городского поселения ФИО4 и ФИО5 доводы жалобы поддержали.

 В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик ФИО3 с жалобой не согласен.

 Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела.

 Представители третьих лиц - администрации Олонецкого городского поселения, Управления Федерального казначейства по РК, Финансового управления администрации Олонецкого национального муниципального района в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о дне слушания дела.

 Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 Перечень бюджетных полномочий муниципального образования закреплен в ст. 9 Бюджетного кодекса РФ. К ним, в частности, относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

 Как следует из материалов дела и установлено судом, Глава Олонецкого городского поселения ФИО3 исполнял возложенные на него обязанности до удаления в отставку до (...). С (...) по (...) исполнение обязанностей Главы Олонецкого городского поселения было возложено на ФИО1 - заместителя главы администрации Олонецкого городского поселения.

 В соответствии со ст. (...) Устава Олонецкого городского поселения принятие бюджета поселения входит в компетенцию Совета Олонецкого городского поселения.

 (...) Советом Олонецкого городского поселения было принято решение (...) о внесении изменений в решение Совета Олонецкого городского поселения от (...) № (...) «О бюджете муниципального образования «Олонецкое городское поселение» на 2013 год», которым, утверждены основные характеристики бюджета поселения на 2013 год, увеличены ассигнования на функционирование представительных органов муниципальных образований на (...) руб.

 Согласно письму Совета Олонецкого городского поселения от (...) № (...), указанное решение было направлено Главе Олонецкого городского поселения ФИО3 для организации его исполнения. ФИО3 решение Совета от (...) подписано не было.

 Решением Совета Олонецкого городского поселения от (...) № (...) были внесены изменения в решение Совета Олонецкого городского поселения от (...) № (...) «О бюджете муниципального образования «Олонецкое городское поселение» на 2013 год», которым утверждены основные характеристики бюджета поселения на 2013 год, повторяющие характеристики, содержащиеся в решении от (...) № (...); поручено администрации Олонецкого городского поселения внести соответствующие изменения в приложение (...) «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета на 2013 год».

 В соответствии с письмом Совета от (...) № (...) решение Совета от (...) № (...) было направлено и.о. Главы Олонецкого городского поселения ФИО1 для опубликования (обнародования) и организации исполнения. ФИО1 данное решение также подписано не было.

 Указанные решения были обнародованы в МКУ «Олонецкая ЦБС».

 Решением Совета Олонецкого городского поселения от (...) вновь были внесены изменения в решение Совета Олонецкого городского поселения от (...) № (...) «О бюджете муниципального образования «Олонецкое городское поселение» на 2013 год», аналогичные изменениям, содержащимся в решении Совета от (...) № (...); на администрацию Олонецкого городского поселения возложена обязанность внести соответствующие изменения в приложение (...) «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета на 2013 год», подготовить и подписать ходатайство о передвижении бюджетных средств в срок до (...).

 Ходатайство о передвижении бюджетных ассигнований по решениям от (...) и (...) было подписано ФИО1 (...) на которого исполнение обязанностей Главы было возложено (...), подписал ходатайство по решению от (...).

 Согласно ст. 154 Бюджетного кодекса РФ и ст. 34 Устава Глава Олонецкого городского поселения организует исполнение бюджета. Финансирование расходов бюджета Олонецкого городского поселения осуществляется на основании сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований по публичным нормативным обязательствам и предельных объемов финансирования главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств. В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств – администрация Олонецкого городского поселения составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Поскольку Глава Олонецкого городского поселения является Главой администрации, то именно он доводит до Управления казначейства в электронной форме заверенную электронной цифровой подписью выписку из распределения бюджетных ассигнований по подведомственным получателям бюджетных средств. В случае отсутствия электронной цифровой подписи бюджетные ассигнования доводятся на бумажном носителе с подписью главного распорядителя- Главы Олонецкого городского поселения. Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджета Олонецкого городского поселения.

 В соответствии с ч. 1 ст. 2, ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и с учетом разъяснений, содержащихся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд правильно указал, что решения Совета Олонецкого городского поселения о внесении изменений в бюджет поселения тоже следует отнести к муниципальным нормативным правовым актам.

 Согласно ч. 3 ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ » порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

 В соответствии с п. 6 ст. 39 Устава Олонецкого городского поселения нормативный правовой акт, принятый Советом Олонецкого городского поселения, направляется Главе Олонецкого городского поселения для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава поселения вправе отклонить указанное решение, и в этом случае он вновь рассматривается Советом поселения. В случае если он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета Олонецкого городского поселения, он подлежит подписанию Главой поселения в течение 7 дней и обнародованию. Пунктом 7 ст. 39 Устава Олонецкого городского поселения предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их принятия, за исключением муниципальных правовых актов, которые вступают в силу после дня их официального опубликования (обнародования), если в самих актах не указан иной срок вступления в силу.

 Частью 2 ст. 5 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

 Статьей 36 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип прозрачности (открытости) бюджетов, предусматривающий обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

 Так как из материалов дела усматривается, что вышеуказанные решения о внесении изменений в бюджет Олонецкого городского поселения на дату рассмотрения дела в суде исполнены, лимиты передвижения бюджетных средств подписаны и направлены в Управление Федерального казначейства по РК, предмет спора отсутствует, заявление не подлежит удовлетворению. Кроме того, судебная коллегия не усматривает оснований не согласится с выводом суда о том, что поскольку решения Совета о внесении изменений в бюджет Олонецкого городского поселения не были подписаны Главой поселения либо лицом, исполняющим обязанности Главы поселения, и не были опубликованы в средствах массовой информации, т.е. не вступили в законную силу, соответственно, у должностного лица, исполняющего обязанности Главы Олонецкого городского поселения, отсутствовали основания для исполнения указанных решений.

 Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, и не свидетельствуют о наличии оснований, в пределах действия ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к его отмене. Довод апелляционной жалобы заявителя о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела является необоснованным. Ссылки в жалобе на то, что (...) было подписано ходатайство о передвижении бюджетных ассигнований только по решению от (...), также не влекут отмену судебного решения.

 При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

 Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 10 декабря 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета Олонецкого городского поселения - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи