<данные изъяты>
<данные изъяты> Дело №33-9/2015 12 января 2015 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
судей Рудь Т.Н., Романовой Н.В.,
при секретаре Терентьевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 12 января 2015 года дело по апелляционной жалобе государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Архангельской области на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 октября 2014 года, которым постановлено:
«заявление ФИО1 о признании незаконным решения руководителя территориального отдела государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники городов Новодвинск и Северодвинск ФИО2 от 31 июля 2014 года об отказе в регистрации снегохода марки <данные изъяты>» заводской №№, двигатель №№, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, голубого цвета удовлетворить.
Возложить на государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Архангельской области в городах Новодвинск и Северодвинск обязанность по регистрации снегохода марки «<данные изъяты>» заводской №№, двигатель №№, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, голубого цвета, принадлежащего ФИО1 с выдачей государственного регистрационного знака».
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа руководителя территориального отдела государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники городов Новодвинск и Северодвинск (далее – гостехнадзор) ФИО2 от 31 июля 2014 года об отказе в регистрации снегохода марки «<данные изъяты>» заводской №№, двигатель №№, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, голубого цвета.
В обоснование требований указал, что 11 августа 2013 года по договору купли-продажи приобрел у ФИО3 самоходную машину – снегоход. 31 июля 2014 года обратился в гостехнадзор с письменным заявлением о регистрации машины, представил паспорт самоходной машины, договор купли-продажи, снегоход, но ему было отказано в совершении регистрационных действий со ссылкой на п. 2 ст. 223 ГК РФ.
Просил обязать гостехнадзор зарегистрировать принадлежащий ему снегоход и выдать государственный регистрационный знак.
ФИО1 в суд первой инстанции не явился, его представитель ФИО4 заявленные требования поддержала.
Представитель гостехнадзора ФИО2 с заявлением не согласился.
Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Архангельской области (далее – инспекция Архоблгостехнадзора), извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства своего представителя в судебное заседание не направила.
ФИО3 в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд принял указанное решение, с которым не согласилась инспекция Архоблгостехнадзора, в апелляционной жалобе просит его отменить в части признания незаконным решения руководителя территориального отдела государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники городов Новодвинск и Северодвинск ФИО2 и принять по делу новое решение о признании за ФИО1 право собственности на самоходное транспортное средство снегоход марки «<данные изъяты>» заводской №№, двигатель №№, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, голубого цвета с даты его купли-продажи 11 августа 2013 года.
Указывает на то, что предъявленный заявителем паспорт самоходной машины не соответствует требованиям Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995 и Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом РФ 16.01.1995, в связи с чем, в регистрации транспортного средства (снегохода) отказано правомерно.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы ФИО1 просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей инспекции Архоблгостехнадзора ФИО5 и ФИО6, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Установлено, что 11 августа 2013 года согласно договору купли-продажи ФИО1 приобрел у ФИО3 снегоход марки «<данные изъяты>», который был передан продавцом покупателю по акту приема-передачи 11 августа 2013 года.
31 июля 2014 года ФИО1 обратился в Гостехнадзор с заявлением о постановке на учет снегохода марки «<данные изъяты>» заводской №№, двигатель №№, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, голубого цвета, приложив к заявлению паспорт самоходной машины и договор купли-продажи.
31 июля 2014 года руководителем территориального отдела государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Архангельской области городов Новодвинск и Северодвинск ФИО2 было отказано в регистрации самохода на основании ч. 2 ст. 223 ГК РФ, п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ», п. 3.22.2 «Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 №60.
С данным отказом ФИО1 не согласился и обжаловал его в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предусмотренных Постановлением Правительства РФ №938, а также пунктом 24 Административного регламента от 29.05.2014 №2 оснований для отказа в регистрации самоходной машины не имеется.
Судебная коллегия с данным выводом согласна.
Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», п. 2 которого установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в том числе органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - органы гостехнадзора).
Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 3 постановления).
Согласно п. 4 Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачи на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации), установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16 января 1995 года, зарегистрированными в Минюсте России 27 января 1995 года N 785 (далее - Правила).
Государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (п. 1.4 Правил).
Согласно п. 1.5 Правил собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Пунктом 1.10 Правил предусмотрено, что регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.
В соответствии с п. п. 5.1, 5.2 Правил владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации, в том числе в случае прекращения права собственности на машины. При снятии с учета машин их владельцы обязаны представить в государственную инспекцию гостехнадзора заявления с отметкой военного комиссариата в необходимых случаях, предъявить документы, удостоверяющие личность в соответствии с п. 2.10 настоящих Правил, регистрационные документы и паспорта машин и сдать государственные регистрационные знаки. В регистрационных документах и паспортах машин проставляются отметки о снятии с учета машин.
Из паспорта самоходной машины усматривается, что прежним собственником не были осуществлены регистрационные действия, регистрационные знаки на снегоход не получены.
Однако данное обстоятельство не может свидетельствовать об отсутствии права собственности на снегоход у ФИО3 и незаконности заключенной сделки с ФИО1, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ, распространяющимся на транспортные средства, их отчуждение не подлежит государственной регистрации, а момент возникновения права собственности у приобретателя по договору определен с момента передачи вещи.
Таким образом, выводы гостехнадзора о том, что прежний собственник не приобрел право собственности на снегоход, поскольку не зарегистрировал его в органах Гостехнадзора, а договор купли-продажи не является законным и не может служить основанием для постановки на учет снегохода, основаны на неправильном толковании закона. Соответственно, признание ФИО1 добросовестным приобретателем в судебном порядке для постановки машины на учет не требуется.
В соответствии с Административным регламентом исполнения государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Архангельской области государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники на территории Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 20.08.2013 № 375-пп, государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники города Северодвинска выполняет свои функции на территории города Северодвинска.
Пункт 3 статьи 15 и пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» связывают допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов и запрещают регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, а также в отношении владельцев транспортных средств, не осуществивших обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом.
Основания для отказа в регистрации предусмотрены пунктом 24 Административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) в Архангельской области, утвержденного Постановлением Гостехнадзора Архангельской области от 29 мая 2014 года №2, а также Постановлением Правительства Российской Федерации №938.
Законодательство не содержит иных оснований отказа в регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора, в том числе запрета на регистрацию транспортного средства собственником, приобретшим его на основании договора купли-продажи в случае, когда регистрация транспортного средства (постановка на технический учет) не была осуществлена продавцом.
Государственная регистрация транспортных средств производится с целью регистрации самих транспортных средств для допуска их к дорожному движению и осуществлению технического учета транспортных средств на территории РФ (п. 3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства № 938 регистрация транспортных средств производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 3.1, 3.22 – 3.22.2 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995, регистрации в паспортах не допускаются подчистки, либо приписки, зачеркнутые слова, цифры и иные неоговоренные исправления, записи карандашом. Текст должен быть написан ясно и четко, наименования юридических лиц – без сокращений, с указанием адресов. Фамилии, имена и отчества физических лиц должны быть написаны полностью с указанием места их жительства. Подписи заверяются печатями с четко различными наименованиями организаций.
Раздел паспорта, касающийся изменения собственников, заполняется при перепродаже, продаже (передаче) машин в собственность других юридических или физических лиц прежними их собственниками или владельцами от имени собственников, распоряжающимися на законных основаниях машинами. При перепродаже, продаже (передаче) машины строки «Наименование (Ф.И.О.) нового собственника», «Адрес», «Дата продажи (передачи)», «Подпись прежнего собственника или владельца», «Место печати» заполняются прежним собственником. При совершении аналогичных действий владельцем от лица собственника, дополнительно заполняются строки «Наименование (Ф.И.О.) владельца машины» и «Адрес». Отчуждение машины физическим лицом заверяется печатью организации, оформившей сделку или совершившей иное действие, связанное с изменением собственности на машину, либо Государственной инспекции гостехнадзора по месту регистрации машины за прежним собственником.
Как следует из объяснений представителя заявителя, отчуждение снегохода не могло быть заверено печатью инспекции Гостехнадзора по месту жительства ФИО3, по причине того, что регистрация самоходной машины по месту его жительства ранее не производилась.
Наличие всех вышеперечисленных сведений, предусмотренных Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники, а также отсутствие первичной регистрации самоходной машины за продавцом в органах Гостехнадзора подтверждается также паспортом самоходной машины серии ТС №№ на снегоход марки «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, представленным ФИО1 на регистрацию.
Учитывая, что снегоход предыдущим собственником не регистрировался, то отсутствие печати органа Гостехнадзора в паспорте самоходной машины не могло являться основанием для отказа в регистрации снегохода, в случае предоставления заявителем на регистрацию самоходной машины и необходимых для первичной регистрации документов.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, поэтому оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Архангельской области – без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Рассошенко
Судьи Н.В. Романова
Т.Н. Рудь