ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6627/19 от 06.08.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33- 6627/2019

Судья первой инстанции: Кулешова О.И.

06 августа 2019 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи:

Харченко И.А.,

судей:

Рошка М.В., Хмарук Н.С.,

при секретаре:

Побережной Д.Н.,

при участии прокурора:

Ислямовой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рошка М.В. апелляционную жалобу Администрации города Ялта на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2019 года, принятое по гражданскому делу по иску по иску заместителя прокурора г. Ялты, действующего в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 6 «Лаврик» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Администрации г. Ялта Республики Крым, о выделении денежных средств, возложении обязанности совершить определенные действия, третьи лица: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управление образования Администрации г. Ялта Республики Крым,

Заслушав доклад судьи Рошка М.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора Ислямовой М.В., судебная коллегия-

УСТАНОВИЛА:

10 декабря 2018 года заместитель прокурора г. Ялты Республики Крым обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 6 «Лаврик» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Администрации г. Ялта Республики Крым о возложении обязанности на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Лаврик» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в здании по адресу: <адрес> установить систему видеонаблюдения, систему охранной сигнализации, определить на первом этаже здания и оборудовать помещение для охраны, возложении обязанности на администрацию г. Ялта Республики Крым выделить необходимые денежные средства муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 6 «Лаврик» » муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым для своевременного выполнения указанных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организации.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Ялта Республики Крым в рамках исполнения задания прокуратуры Республики Крым по предмету соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, проведена проверка муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Лаврик» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, по результатам проведения проверки в деятельности указанного образовательного учреждения выявлены нарушения положений норм федерального законодательства, наличие которых представляет угрозу безопасности жизни и здоровью его воспитанников и работников.

В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым и Управление образования Администрации г. Ялта.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2019 года исковые требования заместителя прокурора г. Ялта удовлетворены, на Администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность выделить Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 6 «Лаврик» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым необходимые денежные средства на установку системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, оборудования на первом этаже здания помещения для охраны, на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Лаврик» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым возложена обязанность после выделения денежных средств Администрацией г. Ялта Республики Крым установить в здании по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пер. Лавровый, д.3 систему видеонаблюдения, систему охранной сигнализации, оборудовать на первом этаже здания помещение для охраны.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация г. Ялта Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы Администрация г. Ялты Республики Крым мотивирует тем, что финансовое обеспечение образовательного учреждения осуществляется в виде субсидий, выделяемых из бюджета Республики Крым, администрацией г. Ялта Республики Крым и Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 6 «Лаврик» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым были предприняты все необходимые меры по исполнению требований действующего законодательства по установлению системы автоматической пожарной сигнализации, однако по причинам независящим от них систему автоматической пожарной безопасности установлена не была, указывает, что действующим законодательством обязанность по финансированию установки и приобретения систем пожарной сигнализации, систем видеонаблюдения возложена на Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.

Иные лица, участвующие в деле, решение суда первой инстанции не оспаривают.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась прокурор Ислямова М.В., которая возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены, причины неявки суду не представили.

Заслушав доклад судьи Рошка М.В. об обстоятельствах дела, пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.

Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что по результатам проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму, проведенной в мае 2017 года прокуратурой г. Ялты в МБДОУ «Детский сад № 6 «Лаврик», установлено, что в нарушение требований законодательства в здании дошкольного образовательного учреждения по адресу: Республика Крым, <адрес>, помещение для вышеуказанных целей предусмотрено не было, системы видеонаблюдения, охранной сигнализации отсутствовали.

В связи с выявленными нарушениями 29 мая 2017 года заместителеу прокурора г. Ялта руководителю МБДОУ «Детский сад № 6 «Лаврик» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.

Согласно ответу МБДОУ «Детский сад № 6 «Лаврик» от 03 июля 2017 года дошкольное образовательное учреждение не является самостоятельным распорядителем денежных средств, необходимо финансирование отсутствует.

До настоящего времени нарушения действующего законодательства не устранены.

МБДОУ «Детский сад № 6 «Лаврик» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, действующим на основании утвержденного постановлением Администрации г. Ялта от 18 ноября 2016 года № 4969-п устава, согласно п. 1.8 которого его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование городской округ Ялта. Функции и полномочия учредителя образовательной организации от имени муниципального образования городской округ Ялта осуществляет Администрация г. Ялта в лице Управления образования Администрации г. Ялта. Функции и полномочия собственника имущества образовательной организации от имени муниципального образования городской округ Ялта осуществляет Администрация г. Ялта в лице уполномоченного органа по управлению муниципальным имуществом - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта.

В соответствии с п. 4.12 устава МБДОУ «Детский сад № 6 «Лаврик» источниками финансового обеспечения образовательной организации являются: субсидии из бюджета муниципального образования, на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания; целевое бюджетное финансирование по муниципальным целевым программам; средства, полученные от гражданско- правовых сделок. дополнительные платные услуги; добровольные пожертвования: доходы от приносящей доход деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 48 Устава муниципального образования городской округ Ялта (далее - Устав), принятого решением 51 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 года № 1, Администрация г. Ялта осуществляет полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

В силу ч. 1 ст. 49 Устава Администрация г. Ялта в сфере бюджета и финансов разрабатывает и реализует основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики городского округа Ялта; обеспечивает составление проекта бюджета городского округа Ялта; обеспечивает исполнение бюджета городского округа Ялта; ведет реестр расходных обязательств городского округа Ялта; утверждает лимиты бюджетных обязательств; утверждает сводную бюджетную роспись и внесение изменений в нее.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Устава Администрация г. Ялта в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Ялта осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами; осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, в соответствии с положениями настоящего Устава.

Согласно ч. 1 ст. 55 Устава Администрация г. Ялты в сфере образования организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно п. 6.2.3 Положения об Управлении образования Администрации г. Ялта, утвержденного решением 1 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета Республики Крым от 28 ноября 2014 года № 128, осуществляет бюджетную роспись, распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по учреждениям.

В силу положений ч. 3 ст. 79, ч. 2 ст. 80 Устава исполнение расходных обязательств муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета. Финансовый орган Администрации г. Ялта, которым является Финансовый департамент Администрации г. Ялта, организует исполнение бюджета муниципального образования, ведет муниципальную долговую книгу.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции применив положения ст. 28, Федерального закона от 29.12.2012 №273-Фз, ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-ФЗ, Свода правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения". Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, исходил из того, что система автоматической пожарной сигнализации в общеобразовательном учреждении не установлена, что влечет угрозу безопасности жизни и здоровью воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения.

Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, подробно приведены в мотивировочной части решения, и оснований считать их неправильными не имеется.

Согласно п.2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:… 2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; … 15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу части 1 статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

В соответствии с частью 2 статьи 54 приведенного закона системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно таблице №2 пункта 7 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173 детские дошкольные образовательные учреждения включены в этот перечень объектов и требования к их оснащению системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре нормативно определены.

Пунктом 6.48 СП 118.13330.2012* Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (с Изменениями N 1, 2) предусмотрено: для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

В доводах апелляционной жалобы Администрация г. Ялты Республики Крым ссылается на отсутствие денежных средств для установки системы автоматической сигнализации, приведенный довод судебная коллегия оценивает критически, поскольку, само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования здания детского сада системой автоматической сигнализации, основанием для освобождения муниципального образования от исполнения возложенных на него обязанностей не является, ввиду того, что действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению пожарной безопасности с их финансовыми возможностями. Факт отсутствия в текущем году финансирования мероприятий по пожарной безопасности не может служить основанием для несоблюдения требований перечисленных выше нормативных правовых актов.

Кроме того, приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Таким образом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению пожарной безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, были предметом оценки, которая не противоречит требованиям ст. 67 ГПК РФ.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2019 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ялта Республики Крым - оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: