Судья Чванов О.А. Дело № 33 - 6633
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2013 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Аршиновой Е.В., Совкича А.П.,
при секретаре Самохиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области к Логвинову В.В. о взыскании транспортного налога и пени, по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области на решение Волжского районного суда города Саратова от 05 августа 2013 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Совкича А.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области Жилкина Д.Г., действующего на основании доверенности от <дата> № №, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ответчика Логвинова В.В. - Логвиновой М.В., действующей на основании доверенности от <дата> серии <адрес>8, возражавшей против доводов жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области (далее - МРИ ФНС № 8 по Саратовской области) обратилась в суд с иском к Логвинову В.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2011 год в сумме 37 462 рублей 50 копеек и пени за период с <дата> по <дата> год в размере 17 061 рублей 42 копеек.
В обоснование заявленных требований истец указывал, что Логвинов В.В. являлся собственником автомобиля «<данные изъяты>», с государственным регистрационным знаком №.
14 ноября 2012 года Логвинову В.В. было направлено требование об уплате недоимки по транспортному налогу за 2011 год в срок до 26 декабря 2012 года.
В связи с неисполнением данного требования, мировым судьёй судебного участка № <адрес> <дата> был выдан судебный приказ о взыскании с Логвинова В.В. указанного транспортного налога и пени. Однако в связи с поступившими возражениями Логвинова В.В., определением мирового судьи от 02 апреля 2013 года судебный приказ был отменён.
В связи с этим МРИ ФНС № 8 по Саратовской области вынуждена была обратиться в суд с настоящим иском.
Решением Волжского районного суда города Саратова от <дата> с Логвинова В.В. в пользу МРИ ФНС № 8 по Саратовской области взыскан транспортный налог за 2011 год в сумме 37 462 рублей 50 копеек, пени за период с 01 августа 2011 года по 14 ноября 2012 года в сумме 2 000 рублей, а также государственная пошлина в доход государства в сумме 1 383 рубля 88 копеек.
МРИ ФНС № 8 по Саратовской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что суд не имел права снижать размер налоговых пени, руководствуясь статьёй 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется.
От ответчика Логвинова В.В. поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которым он просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Ответчик Логвинов В.В. извещён о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в рассмотрении жалобы принимает участие его представитель, в связи с чем, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие ответчика.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим изменению по следующим основаниям.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Как установлено статьёй 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признаётся календарный год.
В соответствии со статьёй 1 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» настоящим Законом в соответствии с НК РФ устанавливается и вводится в действие на территории Саратовской области транспортный налог, определяются ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу.
Статьёй 2 названного закона установлена налоговая ставка, которая для легковых автомобилей, с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил, составляет 150 рублей с каждой лошадиной силы.
Как установлено статьёй 3.1 Закона, налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками физическими лицами не позднее 5 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, было установлено судом и сторонами не оспаривалось, Логвинов В.В. в период с <дата> по <дата> являлся собственником легкового автомобиля «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>, с мощностью двигателя <данные изъяты> лошадиных силы.
02 мая 2012 года МРИ ФНС № 8 по Саратовской области направила Логвинову В.В. уведомление об уплате в срок до 06 ноября 2012 года транспортного налога за 2011 год в размере 37 462 рублей 50 копеек, исчисленного исходя из налоговой ставки в размере 150 рублей с каждой лошадиной силы, мощности двигателя - 333 лошадиных силы и налогового периода - 9 месяцев (150 х 333 : 12 х 9).
В связи с неуплатой транспортного налога в установленный законом срок, 14 ноября 2012 года МРИ ФНС № 8 по Саратовской области направила Логвинову В.В. требование об уплате в срок до 26 декабря 2012 года транспортного налога за 2011 год в сумме 37 462 рубля 50 копеек и пени в размере 17 061 рубля 42 копеек.
Однако требование налогового органа об уплате транспортного налога и пени ответчиком не было исполнено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с Логвинова В.В. в пользу МРИ ФНС № 8 по Саратовской области задолженности по транспортному налогу за 2011 год в размере 37 462 рублей 50 копеек.
Согласно статье 75 НК РФ пенёй признаётся установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
При определении размера пени за период с 01 августа 2011 года по 14 ноября 2012 года, суд первой инстанции руководствовался расчётом, представленным истцом о размере пени в сумме 17 061 рубль 42 копейки.
Проверив данный расчёт, с учётом дополнительно представленных МРИ ФНС № 8 по Саратовской области пояснений к расчёту и доказательств обоснованности начисленных пеней, судебная коллегия, руководствуясь статьями 46, 72 и 75 НК РФ, приходит к выводу, что пени за период с 01 августа 2011 года по 14 ноября 2012 года в размере 17 061 рубля 42 копеек по транспортному налогу за 2008, 2009, 2010 и 2011 годы начислены налоговой инспекцией законно и обоснованно.
Доказательств, опровергающих указанный расчёт, ответчиком не представлено.
Применив к спорным правоотношениям положения статьи 333 ГК РФ, суд посчитал возможным снизить размер пени до 2 000 рублей, взыскав их с Логвинова В.В. в пользу МРИ ФНС № 8 по Саратовской области.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции и считает его основанным на неправильном применении норм материального права по следующим основаниям.
Согласно статье 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Как следует из положений статей 329, 330, 333 ГК РФ, неустойка (штраф, пени) является способом обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств и мерой ответственности за ненадлежащее исполнение таких обязательств. Право снижения такой неустойки предоставлено суду в целях устранения её явной несоразмерности последствиям нарушения гражданско-правовых обязательств.
В силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Согласно статье 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса «законодательство о налогах и сборах».
В соответствии со статьёй 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 72 НК РФ пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Проанализировав приведённые положения закона, судебная коллегия приходит к выводу, что основной целью налоговой пени является обеспечение надлежащего исполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами публично-правовой обязанности по своевременной уплате налогов и сборов, а также восполнение недоимки и компенсирование имущественных потерь казне, причинённых несвоевременной уплатой налогов и сборов.
Учитывая разную правовую природу пени, установленной гражданским и налоговым законодательством, также учитывая, что гражданское законодательство может применяться к налоговым правоотношениям только в силу прямого указания закона, а нормы, позволяющей применять положения статьи 333 ГК РФ к налоговым правоотношениям в действующем законодательстве не имеется, кроме того, налоговое законодательство не предусматривает возможности снижения пени, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для снижения пени по настоящему гражданскому делу.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о снижении размера пени основанным на неправильном толковании приведённых выше норм права, и в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении настоящего гражданского дела, используя полномочие, предоставленное пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым изменить решение Волжского районного суда города Саратова от 05 августа 2013 года в части размера взысканной пени, взыскав с Логвинова В.В. в пользу МРИ ФНС № 8 по Саратовской области пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 01 августа 2011 года по 14 ноября 2012 года в размере 17 061 рубля 42 копеек.
В связи с изменением размера взысканных сумм и в соответствии с положениями статьи 333.19 НК РФ, статей 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда первой инстанции в части размера взысканной государственной пошлины, взыскав с Логвинова В.В. в бюджет муниципального образования «Город Саратов» государственную пошлину в сумме 1 835 рублей 72 копейки.
В остальной части решение Волжского районного суда города Саратова от 05 августа 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу МРИ ФНС № 8 по Саратовской области - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 05 августа 2013 года изменить в части размера взысканной пени и государственной пошлины.
Взыскать с Логвинова В.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 01 августа 2011 года по 14 ноября 2012 года в размере 17 061 рубля 42 копеек.
Взыскать с Логвинова В.В. в бюджет муниципального образования «Город Саратов» государственную пошлину в сумме 1 835 рублей 72 копейки.
В остальной части решение Волжского районного суда города Саратова от 05 августа 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: