Судья ФИО1 дело ....
учет ....
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 апреля 2016 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Габидуллиной А.Г. и Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Скворцова ФИО10. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 января 2016 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Скворцова ФИО11 к ООО «Управляющей организации «Челныстройремонт», Государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи» о признании действий незаконными, обязании согласовать границы эксплуатационной ответственности и состав общедомового имущества, аннулировании задолженности за техническое обслуживание, об отмене решения об отказе в назначении субсидий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Скворцова ФИО13 в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителя ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» - Ячменевой ФИО12 относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скворцов ФИО14. обратился в суд с иском к ООО «Управляющей организации «Челныстройремонт» (далее по тексту - к ООО «УО «Челныстройремонт»), Государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи» (далее по тексту ГКУ «Республиканский центр материальной помощи») о признании действий незаконными, обязании согласовать границы эксплуатационной ответственности и состав общедомового имущества, аннулировании задолженности за техническое обслуживание, об отмене решения об отказе в назначении субсидий. В обоснование иска указано, что решением ГКУ «Республиканский центр материальной помощи» лишен законного права на получение субсидии в связи с имеющейся у него задолженностью по оплате за коммунальные услуги. Для решения вопроса о назначении субсидий необходимо погасить данную задолженность либо заключить соглашение по погашению задолженности с управляющей организацией. Однако по состоянию на 23 ноября 2015 года все выплаты за жилищно-коммунальные услуги им произведены в соответствии с показаниями приборов учета. Основанием разногласий между ООО «УО «Челныстройремонт» и им как собственником жилого помещения в многоквартирном доме послужило появление в счет-квитанциях платежа по услугам за техническое обслуживание приборов дома. Причиной является решение Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны от 22 декабря 2014 года .... об установлении размера платы за работы по техническому обслуживанию (как услуги) для собственников жилого помещения, тем самым нарушаются положения статьи 154 пункты 1,2,3,4; статьи 157 пункты 1,2 Жилищного кодекса РФ, где определен перечень коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ. В установленном Правительством перечне коммунальных услуг отсутствует такая услуга как техническое обслуживание. Плата за работы по техническому обслуживанию инженерных коммуникаций зависит от границ эксплуатационной ответственности собственников жилого помещения, однако данные границы ООО УО «Челныстройремонт» с собственниками не согласовывало до настоящего времени. Инженерные сети в коллективную собственность не оформлены. В пункте 8 Постановления Правительства РФ №491 от 13 августа 2006 года определены границы эксплуатационной ответственности в месте соединения коллективного прибора учета с соответствующими инженерными сетями, входящими в многоквартирный жилой дом. При этом конструктивно общедомовой прибор учета может быть смонтирован на входящем водопроводе за тепловым пунктом, где находится система центрального отопления с узлом регулирования. Водопровод системы центрального отопления с узлом регулирования не попадает в состав общедомового имущества и находится в правовом поле зоны эксплуатационной ответственности ООО УО «Челныстройремонт». ООО УО «Челныстройремонт» ежемесячно производит начисление платы за техническое обслуживание, что отражается в счет-квитанциях. Техническое обслуживание должно проводиться в соответствии с технической документацией и периодичностью и сроками, указанными в СНиП. Однако данная организация не предоставляет графики проведения технического обслуживания, нет согласованных границ раздела эксплуатационной ответственности с собственниками жилых помещений, отсутствует перечень инженерных сооружений, входящих в согласованные границы эксплуатационной ответственности общедомового имущества. ООО «УО «Челныстройремонт» своими действиями вынуждает его производить оплату за коммунальные услуги, которые не прописаны в Жилищном Кодексе РФ. В результате действий ООО УО «Челныстройремонт» сумма его неплатежей по состоянию на 25 ноября 2015 года составила 6885 руб. 26 коп.
Истец просил признать ежемесячное начисление платы за техническое обслуживание как коммунальную услугу, которая производится ООО «УО «Челныстройремонт» незаконным, обязать ООО «УО «Челныстройремонт» согласовать с собственниками жилых помещений границы эксплуатационной ответственности, состав общедомового имущества, выдавать графики проведения технического обслуживания общедомового имущества с указанием периодичности и сроков проведения, аннулировать накопившуюся задолженность по техническому обслуживанию, начисленную ему как задолженность за коммунальные услуги в размере 6885 руб. 26 коп. за период с 2009 года по 2015 год, а также признать действия ГКУ «Республиканский центр материальной помощи» незаконными и обязать их отменить решение в части отказа в назначении истцу субсидий.
В судебном заседании Скворцов ФИО15 исковые требования поддержал.
Представитель ООО «УО «Челныстройремонт» - Малясова ФИО16. исковые требования не признала.
Представитель ответчика ГКУ «Республиканский центр материальной помощи» - Крошечкина ФИО17 исковые требования не признала.
Суд в удовлетворении иска Скворцова ФИО18. отказал.
В апелляционной жалобе Скворцов ФИО19 просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе ссылается на те же доводы, что и в обоснование своего искового заявления, выражает несогласие с выводами суда. Считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что не должен вносить плату за работы по техническому обслуживанию системы центрального узла регулирования отопительной системы, центрального узла регулирования холодной воды, системы центрального узла регулирования без бойлера, так как выше перечисленные элементы энергоснабжения общедомового имущества конструктивно находятся в границах ответственности и правовом поле ООО «УО «Челныстройремонт». Кроме того выражает несогласие с решением Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны от 22 декабря 2014 года об установления платы за техническое обслуживание инженерного оборудования как услуги, поскольку оно нарушает Жилищный кодекс РФ, где в п.п.1-4 ст.154 определен перечень коммунальных услуг. Отмечает, что задолженности за коммунальные услуги не имеет, поскольку оплату за коммунальные услуги оплачивает ежемесячно, в полном объеме.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу ч.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Жилищным кодексом РФ предусмотрена обязанность собственника жилого помещения по внесению с момента возникновения права собственности на жилое помещение своевременной и полной платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 153 ЖК РФ), которая включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно п.п.1, 2 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Расчеты за жилое помещение и коммунальные услуги осуществляются гражданами через товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или управляющую организацию (статьи 110, 138, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу п.1 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 (с последующими изменениями) утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с п.28 указанных Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.Согласно п.29 вышеуказанных Правил, расходы на содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Согласно п.34 Правил, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Постановлением .... от 22.12.2014г., вынесенным Исполнительным комитетом муниципального образования г.Набережные Челны РТ, в соответствии со статьями 155,156,158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 163.08.2006г. ...., Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2013г. ...., Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.02.2010г. .... установлены и введены в действие с 2015 года: размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, либо не приняли на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений. С принятием данного постановления утратило силу Постановление Исполнительным комитетом муниципального образования г.Набережные Челны РТ .....12.2013г. ...., которым устанавливалась плата за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений на 2014 год. (л.д.13).
Согласно ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации и разделу 1 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства .... от 13.08.2006г. (с последующими изменениями), внутридомовые сети центрального отопления и водоснабжения входят в состав общедомового имущества, содержание которого является обязанностью всех собственников помещений жилого дома.
Пунктом 10 вышеуказанных Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Также Правилами установлено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 утверждены «Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме».
В пунктах 6,8 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства №491 от 13.08.2006г. (с последующими изменениями) установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (ред. от 25.12.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что под «коммунальными услугами» понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно п.31 данных Правил, установлена обязанность исполнителя самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Порядок и условия назначения, выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Пунктом 6 указанных Правил установлено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07 февраля 2007 года, Скворцов ФИО20 является собственником ? доли и зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 36,10 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, бульвар Шишкинский, <адрес>.
Собственниками указанного дома не принято на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Решениями ГКУ «Республиканский центр материальной помощи» .... от 02.12.2014 года, .... от 23.09.2015 года Скворцову ФИО21 отказано в назначении жилищно-коммунальной субсидии в связи с наличием задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что начисленные платежи за техническое обслуживание и ремонт правомерны, поскольку в силу вышеприведенных норм права плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе и плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Техническое обслуживание внутридомовых сетей центрального отопления и водоснабжения, которые входят в состав общедомового имущества, является обязанностью всех собственников многоквартирного жилого дома.
Кроме того, жилищным законодательством не установлена обязанность управляющей организации согласовывать с собственниками помещений в многоквартирном доме состав общедомового имущества, границы эксплуатационной ответственности, а также не установлена обязанность выдавать собственникам помещений в обязательном порядке графики по техническому обслуживанию общедомового имущества с указанием сроков и периодичности. Скворцов ФИО22, как собственник жилого помещения, не лишен возможности в случае необходимости получения данной информации, обратиться с соответствующим ходатайством в управляющую организацию.
Поскольку у Скворцова ФИО23 имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, оснований для признания действий ГКУ «Республиканский центр материальной помощи» незаконными и обязании их отменить решения .... от 02.12.2014г., .... от 23.09.2015г., не имеется.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей правовой оценке и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции и выражают несогласие с выводами суда, поэтому отклоняются судебной коллегией, как основанные на неправильном толковании норм материального права. Указанные доводы являлись предметом судебного исследования и были признаны несостоятельными с приведением в решении убедительных мотивов.
Тарифы на оспариваемые истцом услуги за техническое обслуживание внутридомовых водопроводно-канализационных сетей в жилых домах без бойлера (графа в счет-квитанции ТО ВКС без бойлера) и платежи за техническое обслуживание и ремонт внутридомовых сетей центрального отопления с узлом регулирования (графа в счет-квитанции ТО и рем.в/д с.ц.о.с узлом регулирования) установлены постановлением ИКМО г.Набережные Челны .... от 22.12.2014 года, которое никем не оспорено, недействительным не признано. Истцом данные начисления оспариваются по тем основаниям, что указанные расходы должны быть включены в тариф по текущему ремонту и обслуживанию жилого здания (общего имущества).
Однако, в ходе рассмотрения дела установлено, что взимание платы за техническое обслуживание жилого здания в счет-фактурах не предусмотрено. Таким образом, не установлено взимание платы за техническое обслуживание внутридомовых водопроводно-канализационных сетей и сетей центрального отопления в двойном размере.
Текущий ремонт жилого здания не включает в себя работы по техническому обслуживанию указанных элементов общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Приложением .... к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России № 170 от 27.09.2003 года.
При изложенных обстоятельствах решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 января 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Скворцова ФИО24 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи