Председательствующий: Щеглаков Г.Г. № 33-6637/2020
2-1155/2020
55RS0007-01-2020-001312-10
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Панкратовой Е.А., Беспятовой Н.Н.,
при секретаре Лавровой Т.А.,
рассмотрела в судебном заседании 28 декабря 2020 года
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Омска от 23 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к ГУ МЧС России по Омской области о признании незаконным решения об отказе во включении в список участников мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» постоянно действующей комиссии по учету сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области, военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от 28 июня 2019 года № 13 и решения жилищной комиссии ГУ МЧС по Омской области № 18 от 1 ноября 2019 года о снятии с учета оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Омской области о признании незаконным решений жилищной комиссии, о восстановлении в списке лиц для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование указал, что являлся сотрудником Федеральной противопожарной службы, с 09.07.2017 уволен по достижении возраста пребывания на службе.
На основании выписки из протокола № <...> заседания жилищной комиссии 6 ОГПС от 10.06.1995, был поставлен на учет в общий список очередников в качестве нуждающихся в жилом помещении; 22.04.2014 был поставлен на учет получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья на основании Протокола № <...> от 22.04.2014 заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудниками ФПС ГПС единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
С 20<...> состоял в браке с С.А.М., от которого имеет двоих детей: сын - С.Д.Е., <...> года рождения; дочь - С.А.Е, <...> года рождения. После расторжения брака, дочь осталась проживать с матерью, а сын стал проживать с отцом.
ФИО1 вместе с сыном С.Д.Е:: с <...> зарегистрированы по месту жительства по адресу: <...>; данное жилое помещение является собственностью М.С.К., М.Д.Т, М.Г.С., М.А.С.; жилым помещением пользуются на основании договора аренды жилого помещения от <...>.
Ранее истец был зарегистрирован по адресу: <...> жилом доме его отца С.М.Т. с 1993 г., но проживал там со своей семьей до 2008 г.
С <...> на основании договора аренды (найм) жилого помещения вместе со своей семьей в составе: ФИО1, С.А.М., С.Д.Е., С.А.Е сняли отдельное жилье и проживали в жилье до момента прекращения брачных отношений между ФИО1 и С.А.М.
В 2014 года после расторжения брака с С.А.М. он с сыном снял указанное выше жилье – комнату общей площадью 11,2 кв.м и по настоящее время проживают там. Регистрация по месту жительства была произведена только с 2018 года с согласия собственников комнаты.
При подаче документов на жилищную комиссию были представлены все необходимые документы, подтверждающие отсутствие жилой площади у истца и что он нуждается в улучшении жилищных условий.
Протоколом № <...> от <...> ФИО1 было отказано во включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение» государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных Федеральным законом» на 2020 год.
Просил признать незаконным решение ГУ МЧС России по Омской области от <...> во включении ФИО1 в состав участников основного мероприятия «Выполнение» государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных Федеральным законом» государственной программы РФ «Обеспечение доступным жильем и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ на 2020 год, обязать жилищную комиссию ГУ МЧС России по Омской области принять решение о включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом» на 2020 года ФИО1 с восстановлением в прежней очереди.
Признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Омской области от <...> о снятии с учета ФИО1 как сотрудника, обязать комиссию восстановить право ФИО1 состоять на учете как сотрудника, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма с <...> с сохранением очередности.
Признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по омской области от <...> о снятии с учета ФИО1 для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с сохранением в очередности.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2 иск поддержали, представили письменные дополнения о жилищных условиях брата ФИО1 Б.М о том, что жилой дом по адресу: <...> принадлежит на праве собственности брату и его жене, приобретен в том числе и за счет средства материнского капитала. Просил учесть, что жилой дом находится в стадии строительства, жилым не является, поэтому его площадь (153,8 кв м) учету подлежать не может.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Омской области ФИО3 иск не признала.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 не соглашается с решением суда, просит его отменить, иск удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что суд пришел к неверному выводу о том, что он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м; не согласен с выводом суда о том, что не исключено вселение в жилое помещение ФИО1 в качестве члена семьи дочери С.А.Е и брата С.Б.М с сохранением им права пользования жилым домом отца и матери. Считает, что данный вывод основан на предположениях, фактически истец с указанными лицами не проживает и по смыслу жилищного законодательства они не являются членами его семьи. Кроме того, судом не высказана позиция относительно требования истца о признании незаконным решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Омской области от <...>№ <...> о снятии с учета ФИО1 для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу, представителя ГУ МЧС России по Омской области ФИО4, согласившегося с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 указанного Федерального закона № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 данного закона определяются Правительством Российской Федерации.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (пункт 5 Правил).
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет) (подпункт «г» пункта 15 указанных Правил).
Судебным разбирательством установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в должности командира отделения 2 ПСЧ ФПС по охране Центрального АО г. Омска ФГКУ «4 отряд ФПС по Омской области»; <...> уволен по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе, отработав более 10 лет.
Семейное положение: разведен, состав семьи: заявитель ФИО1, сын С.Д.Е.
Согласно выписке из домой книги от <...>, ФИО1 вместе с сыном с <...> зарегистрированы по месту жительства в комнате <...>, принадлежащей по праву общей долевой собственности: М.С.К., М.Д.Т, М.Г.С., М.А.С., расположенной по адресу: <...> из этой выписки также следует, что до <...>ФИО1 вместе с сыном сын были зарегистрированы по месту жительства в жилом доме общей площадью 58,2 кв.м, принадлежащий на праве собственности отцу заявителя - С.М.Т. и расположеннымм по адресу: <...>.
В 2018 году ФИО1 был включен в сводный список участников основного мероприятия «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2019 год.
Решением комиссии по учету сотрудников ФПС ГПС, военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма № <...> от <...> в соответствии со ст. 53 и п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ ФИО1 отказано во включении в состав участников основного мероприятия на 2020 год с составом семьи два человека: заявитель – ФИО1, сын – С.Д.Е.
Решением комиссии по учету сотрудников ФПС ГПС, нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений № <...> от <...> в соответствии со ст. 53 и п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ снят с учета сотрудников ФПС ГПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, прапорщик внутренней службы в отставке ФИО1, состав семьи 2 человека, с <...>.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудниками ФПС ГПС ГУ МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительств жилого помещения от <...>№ <...> в соответствии с п. «б» и «г» п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...>№ <...>, ФИО1 снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения прапорщика внутренней службы в отставке ФИО1, состав семьи один человек, с <...>.
Не согласившись с решением комиссии, ФИО1 обратился в суд с иском, указывая, что при определении обеспеченности членами его семьи жилым помещением комиссией необоснованно учтена жилая площадь в квартире, принадлежащей его отцу на праве собственности, поскольку членами его семьи он вместе с сыном не являются.
Вместе с тем, как следует из выписки из протокола решением комиссии по учету сотрудников ФПС ГПС, военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма № <...> от <...> ФИО1 отказано во включении в состав участников основного мероприятия, в связи с добровольным снятием с регистрационного учета из жилого дома, принадлежащего отцу заявителя, и последующая регистрация с сыном в декабре 2018 года по месту жительства в комнате общежития, принадлежащей знакомым, с сохранением намерения состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях для получения государственного жилищного сертификата за счет МЧС России
Согласно выписке протокола решением комиссии по учету сотрудников ФПС ГПС, нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений № <...> от <...>, ФИО1 снят с учета сотрудников ФПС ГПС (граждан), нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с добровольным снятием с регистрационного учета из жилого дома, принадлежащего отцу заявителя, и последующая регистрация с сыном в декабре 2018 года по месту жительства в комнате общежития, принадлежащей знакомым, с сохранением намерения состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях для получения государственного жилищного сертификата за счет МЧС России, было расценено жилищной комиссией как намеренное ухудшение жилищных условий, которое в силу ст. 53 ЖК РФ не позволяет ФИО1 и его сыну состоять на учете сотрудников ФПС ГПС (граждан), нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, так как граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из выписки протокола Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудниками ФПС ГПС ГУ МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительств жилого помещения от <...>№ <...>, ФИО1 снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с тем, что ФИО1 совершил действия по снятию с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащего его отцу, чем намеренно ухудшил свои жилищные условия, поскольку в настоящее время зарегистрирован по месту жительства как знакомый в жилом помещении общей площадью 11,2 кв.м, принадлежащей по праву общей долевой собственности: М.Д.Т, М.А.С., М.Г.С., М.С.К., по адресу: г<...>
Разрешая заявленные исковые требования, учитывая фактические обстоятельства дела, а именно то, что в собственности брата истца имеется жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 153,80 кв.м., у дочери заявителя С.А.Е находится в собственности жилое помещение общей площадью 62,6 кв.м, по адресу: <...>, у отца заявителя в собственности жилой дом по адресу: <...>, общей площадью 58,2 кв.м, которые подлежат учету для определения уровня обеспеченности истца жилой площадью в целях нахождения его на учете (составом семьи 1 человек) для получения единовременной социальной выплаты, поскольку в жилое помещение был вселен до 04.12.2018 в качестве члена семьи собственника, а с 04.12.2018 истец зарегистрирован и проживает по адресу: <...> общей площадью 11,2 кв.м. у своих знакомых с сохранением намерения состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях для получения государственного жилищного сертификата за счет МЧС России, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, что свидетельствует об отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий и, следовательно, исключает возможность находиться на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Судом установлено, что <...> по <...> был зарегистрирован по месту жительства как член семьи собственника (сын) в жилом доме общей площадью 58,2 кв.м, принадлежащем по праву собственности отцу заявителя, С.М.Т., по адресу: г. <...>.
В указанном доме также были зарегистрированы: родителя заявителя (С.М.Т. и С.Г.М.), дети заявителя (С.Д.Е. и С.А.Е), братья заявителя (С.Т.М. и С.Б.М), племенники заявителя (ФИО5, ФИО5) и бывшая жена заявителя С.А.М.
С <...>ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 11,2 кв.м, принадлежащего по праву собственности: М.Д.Т, М.А.С., М.Г.С., М.С.К., расположенного по адресу: <...>
Также установлено, что брат заявителя С.Б.М является собственником жилого помещения общей площадью 153,8 кв.м, по адресу: <...>, а дочь заявителя С.А.Е является собственником жилого помещения общей площадью 62,6 кв.м, по адресу: <...>.
Из изложенного следует, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, что свидетельствует об отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий и, следовательно, исключает возможность находиться на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы об обратном со ссылкой на то, что истец не является членом семьи дочери, отца и брата, в домах по адресу: <...>, а также в квартире по адресу: <...> не проживает, общего хозяйства не ведет, зарегистрирован по месту жительства как знакомый в жилом помещении общей площадью 11,2 кв.м, принадлежащей по праву общей долевой собственности: М.Д.Т, М.А.С., М.Г.С., М.С.К., по адресу: <...>, в связи ФИО1 не обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании и применении положений Жилищного кодекса РФ к спорным правоотношениям.
По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат каких-либо новых обстоятельств, по существу сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, на иное толкование закона, не влияют на правильность принятого судом решения, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Иных доводов, которые могли бы опровергнуть выводы суда и являться основанием к отмене судебного решения, жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Омска от 23 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>