ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6639/20 от 25.08.2020 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Борщенко Т.А. дело № 33-6639/2020

25RS0029-01-2019-009620-68

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2020 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Чикаловой Е.Н.

судей Вишневской С.С., Храмцовой Л.П.

при секретаре Клюгер Т.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах прав неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Приморского края», Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности

по апелляционным жалобам ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», Министерство обороны Российской Федерации

на решение Советского районного суда г. Владивостока от 25 мая 2020 года, которым постановлено:

исковые требования Военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах прав неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность произвести финансирование расходов по выполнению работ на размещение в здании военного комиссариата г.Уссурийска и Уссурийского городского округа носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Приморского края» в течение трех месяцев с момента поступления денежных средств из Министерство обороны Российской Федерации обязанность обеспечить размещение в здании военного комиссариата г.Уссурийска и Уссурийского городского округа, расположенного по адресу: <...>, носители информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.,

Выслушав пояснения представителя ФКУ «Военный комиссариат Приморского края ФИО1, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Военный прокурор Уссурийского гарнизона обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», МО РФ о возложении обязанности, указав в обоснование заявленных требований, что военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата г.Уссурийска и Уссурийского городского округа требований законодательства об охране прав инвалидов и престарелых. МО РФ разработан правовой акт, определяющий организацию обеспечения условий доступности предоставляемых услуг в территориальных органах и подведомственных ему организациях для инвалидов и оказания им при этом необходимой помощи. К числу таких организаций МО РФ относится ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», которое является самостоятельным юридическим лицом. Военный комиссариат г.Уссурийска и Уссурийского городского округа входит в структуру ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» и самостоятельным юридическим лицом не является. Вместе с тем, проведённой прокурорской проверкой установлено, что ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» мер по размещению информации в доступной для престарелых и инвалидов форме в военном комиссариате г.Уссурийска и Уссурийского городского округа не принимал, в связи, с чем предписанные законом нормы не выполнены.

Просит суд возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации выделить денежные средства на размещение в здании военного комиссариата г.Уссурийска и Уссурийского городского округа носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, обязать ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обеспечить размещение в здании военного комиссариата г.Уссурийска и Уссурийского городского округа, расположенного по адресу: <...>, носители информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник военного прокурора Уссурийского гарнизона исковые требования поддержал по доводам и основаниям иска. Суду пояснил, что в адрес военной прокуратуры Уссурийского гарнизона не поступало каких-либо жалоб, заявлений об ущемлении прав инвалидов. МО РФ разработан правовой акт, определяющий организацию обеспечения условий доступности предоставляемых услуг в территориальных органах и подведомственных ему организациях для инвалидов и указания им при этом необходимой помощи. Военный комиссариат г.Уссурийска и Уссурийского городского округа входит в структуру ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» и самостоятельным юридическим лицом не является. В военном комиссариате г.Уссурийска и Уссурийского городского округа меры по размещению информации в доступной для инвалидов форме не приняты, в связи с чем, предписанные законом нормы не выполнены. Просил суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание суда первой инстанции представитель ответчика Министерство обороны Российской Федерации не явился, о дате времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, согласно которому, возражает против удовлетворения исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации. Для обеспечения условий доступности инвалидам на объекты военного комиссариата Приморского края, целевое финансирование на укатанные цели не предусмотрено, поскольку выполнение укатанных работ возможно в рамках текущего ремонта. ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» как самостоятельное юридическое лицо в силу закона обязан обеспечивать инвалидам надлежащее размещение оборудования и носителей информации, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации. При этом реализация указанных обязанностей Военным комиссариатом не ставится в зависимость or его финансирования со стороны Министерства обороны Российской Федерации. Просит суд в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации отказать ввиду их необоснованности, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» по доверенности ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, по доводам и основаниям, сложенным в письменном отзыве на иск. Суду пояснила, что в адрес Военного комиссариата ПК не поступало каких-либо жалоб, заявлений об ущемлении прав инвалидов. Более того, к гражданам с ограниченными возможностями (инвалидам), не имеющим физической, либо иной возможности прибыть лично в военный комиссариат, работники военного комиссариата выезжают на дом, в целях предоставления им каких-либо услуг, входящих в сферу деятельности военного комиссариата.

Между тем, в результате предварительного мониторинга цен работ по изготовлению табличек дублирования знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, установлено, что изготовление одной таблички дверь кабинета с указанием ФИО и должности требует финансовых затрат около 4 000 руб., табличка на здание, размером 1м х 1м, с указанием наименования организации, адреса и телефона - примерно 14 000 руб. В связи вышесказанным, с учетом индивидуального подхода со стороны работников военного комиссариата к инвалидам и маломобильным гражданам, полагает, что размещение в здании военного комиссариата носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в т.ч. дублирование знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, экономически не целесообразно. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились представители ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», Министерство обороны Российской Федерации, поданы апелляционные жалобы, ставится вопрос об отмене судебного акта в связи с допущенными судом нарушениями норм материального и процессуального права.

Проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, возражений, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

По делу установлено, что военным прокурором Уссурийского гарнизона проведена проверка соблюдения военным комиссариатом г. Уссурийска и Уссурийского городского округа Приморского края требований законодательства об охране прав инвалидов и престарелых.

В ходе проверки выявлено, что ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» в здании военного комиссариата г. Уссурийска и Уссурийского городского округа не принято мер по размещению информации в доступной для престарелых и инвалидов форме.

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами при рассмотрении дела.

Во исполнение распоряжения командующего войсками Восточного военного округа, в 1 квартале 2016 года в военных комиссариатах Приморского края проведено полное обследование объектов на предмет приведения объектов и условий предоставления услуг инвалидам в соответствие с их потребностями. Военный комиссариат г. Уссурийска и Уссурийского городского округа включен в общую заявку военного комиссариата Приморского края на выделение финансовых средств.

Заявки на выделение бюджетных средств, необходимых для приведения объектов и условий представления услуг инвалидам в соответствие с их потребностями, в 2016 году направлены в адрес Управления капитального строительства ВВО, управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами войск ВВО (далее по тексту - УЭС и ОКУ), в 505 территориальное отделение эксплуатации и контроля. В ответ на заявки, в 2017 году получен ответ ВрИО начальника УЭС и ОКУ с пояснением, что данные работы выполняются в ходе проведения текущего ремонта. Оборудование объектов необходимыми устройствами для инвалидов финансируется централизованно Министерством обороны Российской Федерации через УЭС и ОКУ войск ВВО. Денежные средства на проведение текущих ремонтов объектов военному комиссариату Приморского края не выделяются с 2013 года. Финансовые средства для приведения объектов и условий предоставления услуг инвалидам в соответствии и потребностям Военному комиссариату Приморского края не выделяются. В связи с отсутствием финансовых возможностей, привести объекты военного комиссариата Приморского края в соответствие с требованиями законодательства об охране прав инвалидов и престарелых, не представляется возможным.

На дату вынесения решения суда, выявленные нарушения не устранены.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие в здании военного комиссариата г. Уссурийска и Уссурийского городского округа Приморского края носителей информации в доступной для инвалидов форме не соответствует требованиям статьи 15 части 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федераций".

Принимая во внимание, что военный комиссариат г. Уссурийска и Уссурийского городского округа Приморского края является структурным подразделением ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» и находится на его финансовом обеспечении, правомерно возложил обязанность по устранению выявленных нарушений на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края».

Возлагая на Министерство обороны РФ обязанность по обеспечению финансирования расходов на устранение нарушений, суд исходил из того, что Министерство обороны РФ является главным распорядителем бюджетных средств.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах.

Довод апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что заявленные прокурором требования подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, основан на неверном толковании норм процессуального права.

В силу пункта 2 части 1 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.

Согласно абзацу 4 пункта 1 постановления Пленума от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Из материалов дела следует, что военный прокурор Уссурийского гарнизона обратился с иском о возложении обязанности обеспечить размещение в здании комиссариата г. Уссурийска и Уссурийского городского округа Приморского края информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, действия (бездействия) ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», Министерства обороны Российской Федерации в иске не оспариваются.

Учитывая предмет заявленного иска, его основания и фактические обстоятельства дела, прокурором был выбран верный вид судопроизводства.

Довод апелляционной жалобы ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» о том, в адрес военного комиссариата не поступало жалоб, заявлений об ущемлении прав инвалидов, работниками военного комиссариата организована индивидуальная работа с инвалидами и маломобильными гражданами, судебная коллегия находит необоснованным, так как данное обстоятельство не освобождает ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» от соблюдения требований законодательства Российской Федерации.

Ссылки на то, что размещение носителей информации о порядке предоставления услуги, путем дублирования знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, экономически не целесообразно, не могут быть приняты во внимание. Исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и размещение с этой целью носителей информации о порядке предоставления услуги, не поставлено в зависимость от экономической целесообразности.

То обстоятельство, что выполнение необходимых работ возможно только в рамках текущего ремонта, целевое финансирование на указанные цели не предусмотрено, на что ссылается ответчик, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что предлагаемые прокурором меры по размещению в здании комиссариата г. Уссурийска и Уссурийского городского округа Приморского края информации о порядке предоставления услуги, ее оформлению в доступной для инвалидов форме, не требуют проведения ремонта, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации.

Доводы апелляционных жалоб не содержат какой-либо дополнительной аргументации, сводятся к несогласию с выводами суда, оснований к переоценке установленных судом обстоятельств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности судебного решения, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Владивостока от 25 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» без удовлетворения.

Председательствующий Судьи