Судья Пикалов А.Н. Дело 33-6646
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2014 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего Камышовой Т.В.
судей: Малиновского В.В., Калинченко А.Б.
с участием прокурора Кустовой М.Д.
при секретаре Романченко М.Г.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Камышовой Т.В. дело по апелляционной жалобе Администрации г. Новочеркасска на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 05 марта 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новочеркасска обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Администрации г. г. Новочеркасска о признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма, обязании Администрацию г. Новочеркасска принять от ФИО1 заявление и документы для включения в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование иска, сослался на то, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, однако ни ГКОУ РО для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский АДРЕС , в который был определен ФИО1, ни НПО ПУ НОМЕР где он обучался, ни управление образования Администрации г. Новочеркасска не поставили несовершеннолетнего ФИО1 на учет на льготное получение жилой площади как ребенку сироте. О данном факт ФИО1 узнал лишь в 2012 году.
ФИО1 Администрацией г. Новочеркасска отказано в постановке на учет в связи с достижением возраста 23 лет.
С учетом уточненных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ прокурор просил суд вынести решение, которым признать право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда; обязать Администрацию г. Новочеркасска принять от ФИО1 заявление и документы для включения в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 05 марта 2014 года исковые требования прокурора г. Новочеркасска в интересах ФИО1 удовлетворены.
Суд признал право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору специализированного жилищного фонда.
Обязал Администрацию г. Новочеркасска принять от ФИО1 заявление и документы для включения в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Не согласившись с решением суда, Администрация г. Новочеркасска обратилась с апелляционной жалобой, в обоснование которой сослалась на следующие обстоятельства.
До достижения возраста 23 лет ФИО1 в Администрацию г. Новочеркасска не обращался. Между тем, ни ФИО1 при подаче им заявления в Администрацию г. Новочеркасска, ни прокуратурой в судебное заседание не было представлено доказательств уважительности причин пропуска срока на подачу заявления о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Полагает, что обжалуемое решение суда было постановлено без учета установленного законодательством порядка, определяющего принадлежность граждан к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, с учетом отсутствия подтвержденных уважительных причин пропуска ФИО1 установленного законом срока.
Прокуратурой г. Новочеркасска поданы письменные возражения на данную апелляционную жалобу, в которых прокурор указывает на необоснованность ее доводов и просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Кустову М.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд, руководствуясь положениями Конституции РФ, ст.ст. 92, 109.1 ЖК РФ, ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом РО от 22 июня 2006 года № 449-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РО от 25 июня 2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)», пришел к выводу о том, что ФИО1 имея, статус «ребенка сироты», жильем не был обеспечен.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, на основании анализа представленных сторонами доказательств, объяснений сторон, правильно определив правоотношения сторон, применив закон, подлежащий применению не допустив нарушения норм материального и процессуального права, постановил законное и обоснованное решение.
Как установлено судом первой инстанции,ФИО1 года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – [ФИО]7 решением Новочеркасского городского суда от ДАТА лишена родительских прав, отец – [ФИО]8 умер ДАТА года.
Постановлением Мэра г. Новочеркасска от 26.12.1994 года № 3949 несовершеннолетний ФИО1 был определен в учреждение государственной поддержки – детский АДРЕС .
Постановлением Мэра г. Новочеркасска от 14.07.2002 года № 1884 управлению образования Администрации г. Новочеркасска и отделу по учету и распределению жилья необходимо было принять меры по обеспечению жильем ФИО1 по достижению последним совершеннолетия.
Из материалов дела следует, что на учет ФИО1 органами опеки поставлен был.
В 2005 году ФИО1, закончил обучение в ГКОУ РО специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вила № 1 г. Новочеркасска.
Впоследствии [ФИО]9 обучался в ГОУ НПО ПУ НОМЕР АДРЕС , где ДАТА года, где получил свидетельство о начальном профессиональном образовании.В период обучения в НПО ПУ НОМЕР также не был поставлен на учет на льготное получение жилой площади как ребенок сирота.
Обратившись в Администрацию г.Новочеркасска с заявлением о постановке на учет на получение жилой площади как ребенку сироте, получил отказ в связи с достижением последним возраста 23 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).
Согласно пункту 3 той же статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (абзац первый).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абзац второй).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, имело место
ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав истца в тот период, когда он был несовершеннолетним органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых он обучался и воспитывался.
Принимая во внимание то, что истец обладая правом на получение жилого помещения в соответствии со своим статусом, по не зависящим от него причинам не был своевременно поставлен на учет и обеспечен жилой площадью в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства,то указанное право за ним сохраняется до настоящего времени.
При таких обстоятельствах правомерен вывод суда об удовлетворении исковых требований
Учитывая изложенное, доводы жалобы об утрате истцом оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору найма, а также о том, что им пропущен срок на обращение с заявлением о принятии его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, противоречат приведенным выше нормам права и материалам дела.
Бездействие муниципальных органов, не исполнивших в период с 2007 года возложенных на них федеральным и региональным законодательством обязанностей по обеспечению истицы жилым помещением по избранному месту жительства, не является основанием для лишения истца права на получение государственной поддержки по обеспечению жилым помещением.
Таким образом, доводы жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к выражению несогласия с выводами суда и с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 5 марта 2014года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Новочеркасска без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :