ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6656/16 от 20.06.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Дьяченко М.Ю. 20.06.2016 г.

Дело № 33-6656/16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Фомина В.И.,

судей Симоновой Т.В. и Кузнецовой Г.Ю.,

при секретаре Араслановой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 20 июня 2016 года дело по апелляционной жалобе Управления Федерального казначейства по Пермскому краю на решение Добрянского районного суда Пермского края от 28.03.2016 года, которым постановлено:

«Заявление Отдела МВД России по Добрянскому району удовлетворить.

Признать денежные средства в сумме ** рублей, хранящиеся на лицевом счете № ** в отделе № ** Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, бесхозяйными.

Передать денежные средства в сумме ** рублей, хранящиеся на лицевом счете № ** в отделе № ** Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для последующего распоряжения».

Заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., проверив дело, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Отдел МВД России по Добрянскому району обратился в суд с заявлением о признании денежных средств в сумме ** рублей, хранящихся на лицевом счете № ** в отделе № ** Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, бесхозяйными, обращении их в собственность Российской Федерации. Требования мотивированы тем, что указанные денежные средства являются вещественными доказательствами по уголовному делу, принадлежащие потерпевшему П., хранящиеся на депозитном счете Добрянского ГОВД. Приговором Добрянского районного суда Пермской области от 01.12.2003 года принято решение о их возврате потерпевшему, который за ними не является, фактически уклоняется их получения на протяжении длительного времени, указанные денежные средства являются невостребованными.

В судебном заседании заявитель, заинтересованные лица участия не принимали.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Управление Федерального казначейства по Пермскому краю просит решение суда изменить, указав на передачу спорной денежной суммы в доход федерального бюджета, в обоснование доводов указывает, что в отделе № ** УФК по Пермскому краю открыты лицевой счет, принадлежащий Отделу МВД Росси по Добрянскому району по денежным средствам, находящимся во временном распоряжении (05), а также лицевой счет администратора доходов бюджета (04), также принадлежащий Отделу МВД России по Добрянскому району. В соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов, а именно Положением об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 года № 311, приказом Минфина России от 18 декабря 2013 N 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства", приказом Федерального казначейства от 11.12.2015 года № 25-н «Об утверждении Порядка проведения кассовых операций на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства, за счет средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений», органами Федерального казначейства осуществляется учет поступлений в валюте Российской Федерации, их перечисление в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также регламентируется взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе федеральными органами исполнительной власти. Отдел МВД России по Добрянскому району является администратором доходов бюджетов бюджетной системы и самостоятельно осуществляет учет поступлений в валюте Российской Федерации и их перечисление в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, Отдел МВД России по Добрянскому району с лицевым счетом (04), как администратор доходов бюджета самостоятельно осуществляет учет поступлений денежных средств в доход федерального бюджета.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены принятого судебного решения не находит.

В судебном заседании было установлено, что в рамках предварительного расследования по уголовному делу в отношении М., С., у М. были изъяты денежные средства в размере ** рублей, признанные вещественными доказательствами, похищенными у потерпевшего П.

Указанные денежные средства приняты на хранение на депозитном счете Добрянского ГОВД.

Приговором Добрянского районного суда Пермской области от 01.12.2003 года по уголовному делу № **, определено, что денежные средства в сумме ** рублей, хранящиеся на депозитном счете Добрянского ГОВД, в счет возмещения ущерба следует возвратить П.

Согласно части 3 статьи 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Положениями статей 225, 226 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них, могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном законом.

Согласно части 1 статьи 293 ГК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Разрешая требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 128, 130, 225, 226, 236 ГК РФ, нормами ч.1 ст. 293 ГПК РФ, а также нормами Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 года № 311, и с учетом представленных доказательств, обстоятельств изъятия денежных средств, длительности периода их нахождения на депозитном счете № **, открытом в Отделе № ** Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, принадлежащем Отделу МВД России по Добрянскому району, пришел к обоснованному выводу, о фактическом отказе собственника от данного движимого имущества, поскольку он длительное время не интересуется судьбой указанного имущества, с заявлением о возврате изъятого имущества не обращался, требований в отношении данного имущества не предъявлял, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных Отделом МВД России по Добрянскому району требований и признания указанного имущества бесхозяйным с обращением в доход государства.

Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, основанными на надлежащей правовой оценке и обстоятельствах рассмотренного дела.

Доводы апелляционной жалобы, по мнению судебной коллегии, заслуживают внимания, однако непосредственно отмену или изменение принятого судебного акта не влекут, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального или процессуального права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 311 утвержден Порядок учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства.

Согласно подп. "д" п. 2 Порядка учета, оценки и распоряжения имуществом, имущество обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Банка России, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, средств от продажи денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену указанных денежных знаков, которые в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке зачисляются в валюте Российской Федерации на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

При этом, по смыслу действующих положений бюджетного законодательства, формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства является федеральный бюджет (ст.ст. 6, 13 Бюджетного кодекса РФ).

Соответственно, при обращении денежных средств в доход государства, они подлежат зачислению в доход федерального бюджета.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в целях регулирования порядка зачисления денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации изданы следующие приказы:

- приказ Минфина России от 18 декабря 2013 N 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - приказ Минфина N 125н);

- приказ Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства";

- приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов".

В соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов органами Федерального казначейства осуществляется учет поступлений в валюте Российской Федерации и их перечисление в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также регламентируется взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, учитывая, что в отделе № ** Управления Федерального казначейства по Пермскому краю открыт лицевой счет, принадлежащий Отделу МВД России по Добрянскому району, как администратору доходов бюджета (04), соответственно, применительно к рассматриваемому случаю, Отдел МВД России по Добрянскому району вправе самостоятельно осуществить учет поступлений денежных средств в валюте Российской Федерации в доход федерального бюджета.

Соответственно, учитывая, что предметом требований заявителя являлось признание денежных средств бесхозяйными и обращение их в собственность Российской Федерации, что предполагает передачу указанного имущества в доход федерального бюджета, судебная коллегия считает возможным уточнить резолютивную часть решения суда, указанием на то, что денежные средства, признанные бесхозяйными подлежат передаче в доход федерального бюджета.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Добрянского районного суда Пермского края от 28 марта 2016 года – оставить без изменения.

Уточнить резолютивную часть решения, указав, что денежные средства в сумме ** рублей, хранящиеся на лицевом счете № ** в отделе № ** Управления Федерального казначейства по Пермскому краю подлежат передаче в доход федерального бюджета.

Председательствующий: