ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6657/19 от 20.03.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Ермилова О.А. Дело № 33-6657/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Немовой Т.А.,

судей Мариуца О. Г., Шишкина И.В.,

при секретаре Иванове Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 марта 2019 года апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 01 октября 2018 года по делу по иску Н.В.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,

заслушав доклад судьи Мариуца О.Г.,

УСТАНОВИЛА:

Н.В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области.

Просил признать незаконным отказ ответчика в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, включить в специальный стаж стаж в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации периоды его работы с 30.03.1982 г. по 22.05.1997 г., с 27.04.1998 г. по 17.05.1999 г. и с 07.08.2007 г. по 10.11.2017 г. в качестве авиатехника, инженера, и обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".

В судебном заседании истец исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании против иска возражал.

Решением Раменского городского суда Московской области от 01 октября 2018 года исковые требования полностью удовлетворены. Суд постановил: признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области от 20.04.2018 г. незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Н.В.Н., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с осуществлением деятельности в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы:

- с 30.03.1982 г. по 01.07.1991 г. в должности авиатехника в Алма-Атинском объединенном авиаотряде;

- с 01.07.1991 г. по 22.05.1997 г. в должности авиатехника в Алма-Атинском центре по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники;

- с 27.04.1998 г. по 17.05.1999 г. в должности авиатехника по приборам и электронному оборудованию в цехе оперативных регламентов в ОАО «Внуковские авиалинии»;

- с 07.08.2007 г. по 24.05.2011 г. в должности инженера по эксплуатации электронной автоматики и штатному приборному оборудованию ЭВС в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого»

- с 24.05.2011 г. по 10.11.2017 г. в должности начальника группы –ведущего инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого»;

и назначить Н.В.Н. досрочную страховую пенсию по старости, с даты обращения, т.е. с 10.11.2017 года.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области просит решение отменить, как незаконное и не обоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Этим постановлением Правительства Российской Федерации, вступившим в силу с 01.01.2015 г., установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".

В силу пункта 3 указанного постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяются соответствующие положения пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 11.12.1987 г. N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации" - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 01.01.1992 г. и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением" - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 01.01.2002 г.

Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. N 459, предусмотрены авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, мастера всех наименований, инженеры всех наименований, начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях), на предприятиях в объединениях, летно-испытательных подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны, МВД, КГБ, научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Согласно п. 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 г. N 1412, пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

В силу приведенных правовых норм, условием назначения досрочной пенсии работникам инженерно-технического состава гражданской авиации является наличие у них не менее 20 лет работы по непосредственному оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, при наличии общего стажа работы в гражданской авиации не менее не менее 25 лет.

Как установлено судом первой инстанции и следует из дела, Н.В.Н. 10.11.2017 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 15 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением комиссии ГУ-У ПФР № 15 по г. Москве и Московской области № 47 от 20.04.2018 года в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого стажа. Из решения комиссии следует, что страховой стаж в гражданской авиации составил 34 лет 7 месяцев 28 дней, стаж на работах по непосредственному аэродромному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации составил 6 лет 8 месяцев 22 дня.

В специальный стаж ответчиком не включены периоды работы с 30.03.1982 г. по 01.07.1991 г. в должности авиатехника в Алма-Атинском объединенном авиаотряде; с 01.07.1991 г. по 22.05.1997 г. в должности авиатехника в Алма-Атинском центре по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники, поскольку не подтверждается работа во внеангарных условиях и характер работы- непосредственное, оперативное периодическое и аэродромное обслуживание воздушных судов; с 27.04.1998 г. по 17.05.1999 г. в должности авиатехника по приборам и электронному оборудованию в цехе оперативных регламентов в ОАО «Внуковские авиалинии», в связи с отсутствием подтверждения полной занятости, характера работ и условий труда; с 07.08.2007 г. по 24.05.2011 г. в должности инженера по эксплуатации электронной автоматики и штатному приборному оборудованию ЭВС в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и с 24.05.2011 г. по 10.11.2017 г. (по дату обращения) в должности начальника группы –ведущего инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» по тем основаниям, что организации с момента регистрации не включает должности инженерно-технического состава в списки с правом на досрочное назначение пенсии и индивидуальные сведения представлены без указания кода выслуги лет (ИТС, 27-15).

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта его занятости полный рабочий день на работах по непосредственному техническому обслуживанию воздушных судов, то есть, в должности, прямо предусмотренной Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459.

Так, судом исследована трудовая книжка Н.В.Н., из которой следует, что он работал с 30.03.1982 г. по 01.07.1991 г. в должности авиатехника в Алма-Атинском объединенном авиаотряде; с 01.07.1991 г. по 22.05.1997 г. в должности авиатехника в Алма-Атинском центре по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники; с 27.04.1998 г. по 17.05.1999 г. в должности авиатехника по приборам и электронному оборудованию в цехе оперативных регламентов в ОАО «Внуковские авиалинии»; с 07.08.2007 г. по 24.05.2011 г. в должности инженера по эксплуатации электронной автоматики и штатному приборному оборудованию ЭВС в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и с 24.05.2011 г. по 10.11.2017 г. (по дату обращения) и по настоящее время в должности начальника группы –ведущего инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».

Далее судом указано, что на основании справок, выдаваемых работодателями, архивных справок, установлено, что Н.В.Н. работал в Алма-Атинском объединенном авиаотряде, а с 01.07.1991 г. в связи с переименованием организации -в Алма-Атинском центре по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники: полный рабочий день, во вредных и тяжелых условиях труда, что предусмотрено ЕКТС, что дает ему право на досрочное пенсионное обеспечение (справка от 28.08.2017 г.); а также его работа в ОАО «Внуковские авиалинии» имела доплату 12% за вредные условия труда, доплату за выслугу лет при стаже в ГА 15 лет 1 мес. 22 дня, сведений о том, что имела место его работа в неполный день, неполную рабочую неделю, при наличии адм. отпусков и т.д. не имеется (справка от 28.06.2018 г.).

Кроме того, судом приняты во внимание представленные истцом документы: термины и определения «Воздушный транспорт», регламент тех. обслуживания самолета Ту-154М, Ил-86, НТЭРАТ ГА-93, карта-наряд на оперативное техническое обслуживание воздушного судна, Устав АО «Гражданские самолеты Сухого», должностная инструкция Инженера и Ведущего инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию. На их основании судом установлено, что Н.В.Н. выполнял работу по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

С такими выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном определении фактических обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права.

В силу п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 г. N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В п. 4 Порядка указано, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях предусматривает при досрочном назначении пенсии по старости отдельным категориям работников предоставление документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ.

Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, к спорным отношениям не применены, вследствие чего суд пришел к ошибочному выводу о наличии у истца специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 15 части 1 статьи 30 ФЗ « О страховых пенсиях».

Как усматривается из материалов дела, справка АО «Международный аэропорт Алматы» от 28.08.2017 года, на которую ссылается суд первой инстанции, действительно подтверждает работу Н.В.Н. во вредных и тяжелых условиях труда с 30.03.1982 года по 01.07.1991 года в Алма-Атинском объединенном авиаотряде в качестве авиамеханика по электроприборному оборудованию самолетов АТБ (авиацинно-техническая база), авиатехника группы технической эксплуатации бортовых регистраторов полетной информации на оперативных и периодических формах обслуживания самолетов; авиационного техника по приборам и электрооборудованию группы технической эксплуатации бортовых регистраторов полетной информации на оперативных и периодических формах технического обслуживания авиационной техники(л.д. 63-64 т.1).

Однако, в указанной справке, во-первых, отсутствует указание на то, что истец был занят во вредных и тяжелых условиях труда с 01.07.1991 года по 22.05.1997 года, а, во-вторых, нет указания на то, что он был непосредственно занят на работах по оперативному и периодическому именно а э р о д р о м н о м у техническому обслуживанию воздушных судов.

При такой ситуации периоды работы истца с 30.03.1982 года по 22.05.1997 года могли быть включены лишь в общий стаж работы в гражданской авиации продолжительностью не менее 25 лет.

Оснований же для включения этих периодов в стаж по непосредственному оперативному и периодическому а э р о д р о м н о м у техническому обслуживанию воздушных судов, которого требуется не менее 20 лет, у суда первой инстанции не имелось.

Не может согласиться судебная коллегия и с выводом суда о включении в требуемый специальный стаж 20 лет периода работы в ОАО «Внуковские авиалинии».

Ссылка суда первой инстанции на справку от 28.06.2018 года не состоятельна.

Из справки ГБУ г. Москвы «Центральный государственный архив трудовых отношений города Москвы» от 28.06.2018 года № 61777/51276-2018 следует, что в документах архивного фонда «Открытое акционерное общество «Внуковские авиалинии» имеются следующие сведения о работе Н.В.Н.: о приеме на работу 27 апреля 1998 года Технический комплекс цех 3 Оперативных регламентов ВС авиатехником по приборам оборудованию 4 разряда с окладом 1630 рублей в месяц, доплата 12% за вредные условия труда, с 3-х месячным испытательным сроком, и об увольнении 17 мая 1999 г. по собственному желанию.

В справке указано, что в просмотренных документах архивного фонда «Открытое акционерное общество «Внуковские авиалинии» за 1998-1999 годы сведений о переводе Н.В.Н. на неполный почий день, неполную рабочую неделю, сведений о предоставлении административных отпусков (без сохранения содержания, учебных), сведений о полноте периодов занятости на работе с вредными условиями труда, совмещении профессий, о прогулах, о простоях предприятия, а также иных сведений об особенных условиях труда работников, дающих право на получение пенсионных льгот, не имеется (л.д. 38 т.1).

Таким образом, указанная справка также не подтверждает факт работы истца по непосредственному оперативному и периодическому а э р о д р о м н о м у техническому обслуживанию воздушных судов, поскольку такого указания в ней не имеется.

Что касается периода работы истца с 07.08.2007 г. по 24.05.2011 г. в должности инженера по эксплуатации электронной автоматики и штатному приборному оборудованию ЭВС в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», с 24.05.2011 г. по 10.11.2017 г. в должности начальника группы –ведущего инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», то судебная коллегия учитывает, что в подтверждение льготного характера работы истцом представлена лишь справка АО «Гражданские самолеты Сухого» от 24.10.2017 года № 86, подписанная главным специалистом отдела кадров З.Л.П.

В справке указано, что Н.В.Н. работал в АО «Гражданские самолеты Сухого» с 07.08.2007 г., занимал должность инженера по эксплуатации электронной автоматики и штатному приборному оборудованию ЭВС. Работа во вредных условиях труда с 01.10.2010 г. по 16.05.2011 года, с 01.09.2013 г. по 31.05.2017 года класс условий труда 3.3.; работа во вредных условиях труда с 01.06.2017 г. по настоящее время, в АО «Гражданские самолеты Сухого» класс условий труда 3.2(л.д.76 т.1).

Судом первой инстанции не учтено, что работа истца в АО «Гражданские самолеты Сухого» выполнялась в период действия Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, Н.В.Н. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.

По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы в АО «Гражданские самолеты Сухого» Н.В.Н. с отражены в системе обязательного пенсионного страхования как работа на общих условиях.

Кроме того, в Акте документальной проверки трудового стажа Н.В.Н. в АО «Гражданские самолеты Сухого» от 09.01.2018 №1, составленного ГУ-ГУ ПФР №5 по г. Москве и Московской области, указано, что право у истца на досрочное назначение пенсии отсутствует. АО «Гражданские самолеты Сухого» с момента регистрации не включает должности инженерно-технического состава в поименные списки работников, которым предусмотрено право на досрочное назначение пенсии. Также, индивидуальные ведения на Н.В.Н. с 07.08.2007г. по 31.12.2016г. представлены без указания кода выслуги лет (ИТС, 27-15).

С учетом этого, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для включении в специальный стаж периодов работы Н.В.Н. в АО «Гражданские самолеты Сухого», поскольку работодатель при представлении в пенсионный орган сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца документально не подтвердил его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Каких-либо дополнительных документов, которые бы опровергали сведения индивидуального (персонифицированного) учета, Н.В.Н. не представил.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа спорные периоды работы истца, и о назначении Н.В.Н. досрочной страховой пенсии по старости с 2 с 10.11.2017 года, не имеется, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального права(п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ), с принятием нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Раменского городского суда Московской области от 01 октября 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В иске Н.В.Н.:

о признании решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области от 20.04.2018 г. незаконным;

- об обязании Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Н.В.Н., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с осуществлением деятельности в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы:

- с 30.03.1982 г. по 01.07.1991 г. в должности авиатехника в Алма-Атинском объединенном авиаотряде;

- с 01.07.1991 г. по 22.05.1997 г. в должности авиатехника в Алма-Атинском центре по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники;

- с 27.04.1998 г. по 17.05.1999 г. в должности авиатехника по приборам и электронному оборудованию в цехе оперативных регламентов в ОАО «Внуковские авиалинии»;

- с 07.08.2007 г. по 24.05.2011 г. в должности инженера по эксплуатации электронной автоматики и штатному приборному оборудованию ЭВС в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого»

- с 24.05.2011 г. по 10.11.2017 г. в должности начальника группы –ведущего инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого»;

и назначении Н.В.Н. досрочной страховой пенсии по старости, с даты обращения, т.е. с 10.11.2017 года – отказать.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области удовлетворить.

Председательствующий

Судьи