Судья Хазиева С.М. Дело № 33-665/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Голикова А.А.,
судей Ауловой Т.С., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрев в судебном заседании 16 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2014 года, по которому
Исковые требования Поздеева Ф.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» об обязании заключить договор купли-продажи земельных участков на условиях истца удовлетворены.
На Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» возложена обязанность заключить с Поздеевым Ф.А. договор купли-продажи земельных участков, имеющих следующие характеристики: участок 1: кадастровый номер: ..., местоположение: <Адрес обезличен>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации гаража, площадь ... кв.м, участок 2: кадастровый номер: ..., местоположение: <Адрес обезличен>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации гаража, площадь ... кв.м., указав выкупную цену земельных участков, рассчитанную исходя из кадастровой стоимости каждого земельного участка равной ... руб. ... коп., действовавшей на момент подачи заявления <Дата обезличена>.
Заслушав доклад судьи Ауловой Т.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Поздеев Ф.А. обратился в ... суд ... с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» об обязании заключить договор купли-продажи земельных участков на условиях истца. В обоснование исковых требований заявитель указал, что <Дата обезличена> обратился в Администрацию ... ..., расположенных по адресу: <Адрес обезличен>. <Дата обезличена> истцу направлен договор купли-продажи с указанием цены участков, определенной на дату составления договора. <Дата обезличена> он обратился к ответчику с заявлением о переоформлении договора купли-продажи указанных земельных участков, указав размер выкупной цены, исходя из кадастровой стоимости земельных участков на момент обращения с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность. Ответчиком было отказано в переоформлении договора купли-продажи.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в судебном заседании участия не принимал.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» не согласен с решением суда и просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением исполнительного комитета ... городского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «Об отводе земельных участков для строительства в г. ...» кооперативу по строительству и эксплуатации коллективных гаражей «...» отведен земельный участок площадью ... кв.м. по <Дата обезличена> для строительства гаражей-стоянок на ... боксов размерами ... м. в кирпичном исполнении для хранения легковых автомашин индивидуального пользования членов кооператива.
Актами установления адреса <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в соответствии с постановлением главы администрации МО «Город ...» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в соответствии с постановлением главы администрации МО «Город ...» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> установлен адрес ранее выстроенным гаражам-стоянкам боксового типа, установлены адреса: <Адрес обезличен>, гараж <Номер обезличен> и <Адрес обезличен>, гараж <Номер обезличен>, соответственно.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <Номер обезличен>, выданному <Дата обезличена> на основании договора купли-продажи гаража от <Дата обезличена>., Поздеев Ф.А. является собственником нежилого помещения – гаража общей площадью ... кв.м., этаж ..., адрес: <Адрес обезличен>, гараж <Номер обезличен>, ГСК «...». В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от <Дата обезличена> <Номер обезличен> указанный гараж расположен на земельном участке, имеющим кадастровый номер: ..., номер кадастрового квартала: ..., местоположение: <Адрес обезличен>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства гаража-стоянки в кирпичном исполнении для хранения легковых автомашин индивидуального пользования, площадь ... кв.м., кадастровая стоимость: ... руб.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <Номер обезличен>, выданному <Дата обезличена> на основании договора купли-продажи гаража от <Дата обезличена>., Поздеев Ф.А. является собственником нежилого помещения – гаража общей площадью ... кв.м., этаж ..., адрес: <Адрес обезличен>, гараж <Номер обезличен>, ГСК «...». В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от <Дата обезличена> <Номер обезличен> указанный гараж расположен на земельном участке, имеющим кадастровый номер: ... номер кадастрового квартала: ..., местоположение: <Адрес обезличен>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства гаража-стоянки в кирпичном исполнении для хранения легковых автомашин индивидуального пользования, площадь ... кв.м., кадастровая стоимость: ... руб.
Постановлением администрации МОГО «...» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О внесении изменений в решение исполнительного комитета ... городского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «Об отводе земельных участков для строительства в г. ...» на основании заявления Поздеева Ф.А. внесено изменение в п. 1 после слов «площадью ...» добавить слова «по ... кв.м».
<Дата обезличена> Поздеев Ф.А. обратился в Администрацию МОГО «Ухта» с заявлением о предоставлении в собственность путем выкупа земельных участков с кадастровыми номерами: ... и ... площадью ... кв.м., расположенных по адресу: <Адрес обезличен>, для эксплуатации гаражей.
<Дата обезличена> ответчиком в адрес истца направлено сообщение, согласно которому заявление Поздеева Ф.А. рассмотрено, подготовлен проект постановления администрации МОГО «Ухта» о расторжении договора аренды и предоставлении испрашиваемого земельного участка. Проект находится на согласовании в структурных подразделениях администрации МОГО «Ухта». После подписания проекта будет издано постановление, на основании которого будет подготовлен договор купли-продажи земельных участков.
Постановлением администрации МОГО «Ухта» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в соответствии с заявлением Поздееву Ф.А. предоставлены в собственность путем выкупа земельные участки, имеющие следующие характеристики: участок 1: кадастровый номер: ..., местоположение: <Адрес обезличен>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации гаража, площадь ... кв.м., участок 2: кадастровый номер: ..., местоположение: <Адрес обезличен>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации гаража, площадь ... кв.м.
Как усматривается из материалов дела, на момент подачи истцом заявления о предоставлении земельных участков в собственность путем выкупа от <Дата обезличена> кадастровая стоимость спорных земельных участков согласно кадастровым паспортам земельных участков <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> была установлена в размере ... руб. (л.д. 18-19).
На основании постановления администрации МОГО «Ухта» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Комитет подготовил проект договора купли-продажи земельных участков от <Дата обезличена>. Пунктом 2.1 Договора Комитет предусмотрел, что цена участков составляет ... руб. Платежи за участки вносятся покупателем путем перечисления ... руб. на расчетный счет продавца (п. 2.2 Договора).
К договору купли-продажи Комитет приложил кадастровые паспорта указанных земельных участков <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена>., согласно которым кадастровая стоимость каждого земельного участка составляет ... руб.
<Дата обезличена> Поздеев Ф.А. обратился в Комитет с заявлением, в котором просил переоформить договор купли-продажи земельных участков, указав цену, определенную исходя из кадастровой стоимости, указанной в кадастровых паспортах данных участков от <Дата обезличена>
<Дата обезличена> Комитетом в адрес истца направлено сообщение <Номер обезличен>, в котором указано, что в настоящее время на региональном уровне решается вопрос об изменении кадастровой стоимости земельных участков. Сообщением <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. комитет отказал Поздееву Ф.А. в перезаключении договора купли-продажи <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и перерасчете выкупной стоимости земельных участков, указав, что цена выкупа земельных участков определена в соответствии с законодательством.
Установлено, что до настоящего времени стороны не достигли соглашения по существенному условию договора – цене.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков (<Дата обезличена>.) и в течение срока, предусмотренного Земельным кодексом РФ для принятия решения о предоставлении земельных участков, цена земельных участков устанавливалась в размере их кадастровой стоимости в размере ... руб., на основании чего пришел к выводу о том, что в договоре купли-продажи земельных участков от <Дата обезличена> <Номер обезличен> их цена должна быть указана, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, сведения о которых имелись в государственном кадастре недвижимости на момент подачи заявки и принятия по ней положительного решения, оформленного Постановлением администрации МОГО «Ухта» <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (п. 1.2 ст. 36 ЗК РФ).
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Исходя из п. 6 данной статьи, заявление рассматривается и принимается решение соответствующим органом в месячный срок.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из анализа положений п. 5, 6, 7 ст. 36 ЗК РФ следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Принимая во внимание, что правоотношения сторон по предоставлению земельных участков в силу п. 5 и 6 ст. 36 ЗК РФ возникли при подаче истцом соответствующего заявления, суд первой инстанции обоснованно определил размер выкупной цены земельных участков исходя из их кадастровой стоимости на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность.
Доводы представителя ответчика о том, что кадастровая стоимость земельных участков рассчитана в соответствии с действующим законодательством, а именно в соответствии с Приказом Минприроды РК от <Дата обезличена>. <Номер обезличен> не могут повлечь отмену состоявшегося по делу решения по следующим основаниям.
Статьей 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В свою очередь, порядок проведения государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федерального закона № 135).
В силу статьи 24.11 названного Федерального закона государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, которая включает в себя не только принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, но и формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости, а также внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Минприроды Республики Коми от 19 декабря 2012г. N 582 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми, в том числе городского округа «Ухта» согласно приложению. В пункте 3 Приказа указано, что настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014года.
Приказом Минприроды Республики Коми от 08.08.2013 г. N 374 "О внесении изменения в приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 19 декабря 2012 года N 582 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми", в приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 19 декабря 2012 года N 582 внесены изменения и указано, что настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года."
Из действующей на момент издания приказа редакции положений Федерального закона № 135 следует, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12).
Нормы статьи 24.12 Федерального закона № 135 устанавливают правило, согласно которому кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, но при этом законом субъекта полномочия по принятию решения о проведении кадастровой оценки могут быть переданы органам местного самоуправления.
В рассматриваемом случае региональным законодателем в момент издания приказа было установлено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению органов местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также в отношении иных объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, за исключением объектов, находящихся в государственной собственности Республики Коми, в соответствии с требованиями федерального законодательства (статья 1 Закон Республики Коми от 22.02.2011 N 12-РЗ "О некоторых вопросах государственной кадастровой оценки в Республике Коми" в редакции от 22.02.2011 г.)
Таким образом, законодателем Республики Коми в полном соответствии с положениями ст. 24.12 Федерального закона № 135 определено, что принятие решения о кадастровой оценке в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также в отношении иных объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления. При этом полномочия по осуществлению кадастровой оценки земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми, не были переданы в органы местного самоуправления, и, соответственно, осуществлялись по решению исполнительного органа государственной власти Республики Коми.
С приведенными нормами закона также согласуются положения Постановления Правительства РК № 120 от 03.04.2012 г. "О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми" (вместе с "Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми").
Согласно подпункту 9 пункта 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в число функций данного Министерства в области земельных отношений не входили полномочия по принятию решения о государственной кадастровой оценке земельных участков в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Из указанного следует, что Минприроды Республики Коми, принимая решение о проведении кадастровой оценки земельных участков, расположенных в Республике Коми и находящихся в муниципальной собственности, такими полномочиями не обладало.
Также, судебная коллегия соглашается с мотивами, по которым суд первой инстанции признал несостоятельными доводы ответчика о нарушении истцом положений ч.1 статьи 445 ГК РФ, поскольку Поздеев Ф.А. после получения проекта договора купли-продажи направил в адрес Комитета заявление (л.д. 11), в котором указал свое несогласие с пунктом договора, определяющим выкупную цену земельных участков. Судом первой инстанции правомерно признано данное заявление в качестве определенного законодательством протокола разногласий.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, исследованных судом доказательствах, соответствующими требованиям закона.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение в соответствии с требованиями материального права. Нарушений процессуальных норм, которые могут повлечь отмену обжалуемого решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи: