ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6664/2016 от 14.11.2016 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Машкалева О.А. Дело № 33-6664/2016 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Кореневой И.В.

судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,

при секретаре Красавцевой Т.Л.,

рассмотрев в судебном заседании 14 ноября 2016 года дело по апелляционной жалобе МВД по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 июля 2016 года, по которому

исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

Возложена обязанность на МВД по РК пересчитать размер пенсии ФИО1 с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 40%, включив в стаж службу с 06.07.1995 по 19.10.2002 в двойном размере.

Требования ФИО1 к ФКУ «ЦХ и СО МВД по РК» о взыскании невыплаченной заработной платы в части оплаты выслуги лет в размере 40% с даты возникновения права, оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя МВД по РК по доверенности ФИО2, истца ФИО1, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ «ЦХ и СО МВД по РК» об обязании пересчитать размер пенсии с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 40%, включив в стаж службу с 06.07.1995г. по 19.10.2002г. в двойном размере, взыскании невыплаченной заработной платы в части оплаты выслуги лет в размере 40% с даты возникновения права. В обоснование указал, что в спорный период служил в органах налоговой полиции, где служба засчитывается в двойном размере, однако ответчик засчитал службу истца в календарном порядке.

Определением суда от 06.06.2016г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено МВД по РК.

Представители ответчика, соответчика иск не признали.

Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого в части удовлетворенных требований просит в апелляционной жалобе представитель МВД по РК, указав о том, что послужной список истца не содержит сведений о службе, дающей право на исчисление выслуги на льготных условиях.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

С 01.01.2012г. процентная надбавка за выслугу лет переименована в ежемесячную надбавку к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и исчисляется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу п. 7 ст. 2 указанного Федерального закона ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге): от 2 до 5 лет - 10 процентов; от 5 до 10 лет - 15 процентов; от 10 до 15 лет - 20 процентов; от 15 до 20 лет - 25 процентов; от 20 до 25 лет - 30 процентов; 25 лет и более - 40 процентов.

Пенсионное обеспечение в органах внутренних дел Российской Федерации регламентируется Федеральным Законом от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших в военную службу, службу в ОВД государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Статьей 43 Закона определяется денежное довольствие для исчисления пенсии, которое включает в порядке, определяемом Правительством РФ должностной оклад, оклад по званию и процентную надбавку за выслугу лет.

Порядок исчисления выслуги лет для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет регламентируется Постановлением Правительства от 27.12.2011 N 1158. Названное Постановление содержит перечень периодов, подлежащих зачету в стаж службы для выплаты надбавки за выслугу лет, в том числе период службы в органах налоговой полиции (пункт 2). В силу п. 3 Правил № 1158, периоды службы (работы), предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, включаются в стаж службы (выслугу лет) в календарном исчислении, за исключением периодов службы (работы), подлежащих включению в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО1 приказом ФКУ «ЦХ и СО МВД по РК» № <Номер обезличен> от 14.01.2016 уволен со службы по п.11 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником). В приказе указано, что выслуга лет по состоянию на 07.03.2016г. составляет: в календарном исчислении – 21 год 07 месяцев 10 дней, в льготном – 32 года 05 месяцев 07 дней.

В связи с увольнением истцу выдан денежный аттестат, в котором указано, что процентная надбавка за выслугу лет установлена в размере 30% из расчета выслуги лет 21 год 07 месяцев 10 дней. При этом период службы истца в органах налоговой полиции с 06.07.1995г. по 19.10.2002г. исчислен в календарном порядке.

Возлагая обязанность на МВД по РК по перерасчету размера пенсии ФИО1 с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 40%, включив в стаж период службы с 06.07.1995г. по 19.10.2002г. в налоговой полиции в двойном размере, суд первой инстанции руководствовался ч.3 ст.13 Закона РФ от 24.06.1993 № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» и, исходил из того, что истец в спорный период проходил службу на должностях, дающих право на расчет выслуги лет на льготных условиях - 1 месяц службы за два месяца.

Вместе с тем, требования истца к ФКУ «ЦХ и СО МВД по РК» о взыскании невыплаченной заработной платы в части оплаты выслуги лет в размере 40%, начиная с даты возникновения права, суд оставил без удовлетворения, указав, что истец пропустил трехмесячный срок для обращения в суд, установленный ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В части отказа в удовлетворении требований сторонами решение суда не оспаривается.

Доводы апелляционной жалобы МВД по РК в части несогласия с возложением обязанности пересчитать размер пенсии истца с учетом надбавки за выслугу лет 40%, включив период службы 06.07.1995г. по 19.10.2002г. в двойном размере, судебная коллегия находит заслуживающими внимания по следующим основаниям.

Согласно послужному списку ФИО1 в спорный период проходил службу в органах налоговой полиции. При этом в периоды с 06.07.1995г. по 01.03.1999г., с 01.07.2000г. по 19.10.2002г. проходил службу на должности ..., с 01.03.1999г. по 01.07.2000г. - на должности .... Уволен приказом <Номер обезличен> от 19.10.2002 по п. «е» ст.45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации (по сокращению штатов).

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» (действовал на момент прохождения истцом службы) сотрудникам налоговой полиции, проходящим службу на должностях оперативного состава, в следственных подразделениях, подразделениях физической защиты, а также участвующим в оперативно - розыскной деятельности, для назначения пенсий и надбавок за выслугу лет засчитывается в выслугу лет один месяц службы за полтора месяца, а проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – один месяц службы за два месяца.

Статьей 13 Закона о налоговой полиции определено, что порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением «О прохождении службы в органах налоговой полиция Российской Федерации», утверждённым Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993 № 4991-1.

Согласно статье 51 указанного Положения время прохождения службы в оперативных подразделениях и подразделениях физической защиты органов налоговой полиции засчитывается в выслугу лет сотрудников указанных подразделений из расчета один месяц службы за полтора месяца. Перечень должностей, на которые распространяется льготное исчисление выслуги лет, устанавливается директором Департамента налоговой полиции.

Приказом ФСНП РФ от 06.11.2001 N 508 (действовал до 01.07.2003г.) была утверждена Инструкция о порядке выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам федеральных органов налоговой полиции.

Пунктами 9 и 10 Инструкции предусматривалось, что в соответствии с частью третьей статьи 13 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" сотруднику налоговой полиции, проходящему службу в районе Крайнего Севера или приравненной к районам Крайнего Севера местности, перечень которых утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (официально опубликовано не было), в выслугу лет для выплаты процентной надбавки засчитывается один месяц службы за два месяца.

В соответствии с частью третьей статьи 13 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" сотруднику налоговой полиции, проходящему службу на должности оперативного состава, в следственном подразделении или подразделении физической защиты, а также проходящему службу на иной должности и участвующему в оперативно - розыскной деятельности, в выслугу лет для выплаты процентной надбавки засчитывается один месяц службы за полтора месяца со дня его назначения на указанную должность, за исключением случая, указанного в пункте 9 настоящей Инструкции. В соответствии с частью 11 статьи 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации перечень должностей, на которые распространяется льготное исчисление выслуги лет для выплаты процентной надбавки, определяется директором ФСНП России.

Как следует из п. 7 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, утвержденного Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 43 сотрудникам налоговой полиции, проходящим службу на должностях оперативного состава, в следственных подразделениях или подразделениях физической защиты, а также участвующим в оперативно-розыскной деятельности, в выслугу лет для назначения надбавки включается время службы из расчета один месяц службы за полтора месяца.

Перечень должностей, на которые распространяется порядок исчисления на льготных условиях выслуги лет (из расчета один месяц службы за полтора месяца), определяется директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

Пунктом 12 приведенного Положения предусмотрено, что порядок организации работы по исчислению выслуги лет для назначения надбавки определяется директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

Таким образом, действующие нормативно-правовые акты, регулирующие исчисление стажа для выслуги лет в органах налоговой полиции предусматривали льготное исчисление выслуги лет для выплаты процентной надбавки на должностях, которые предусмотрены перечнем, установленным директором ФСНП.

Однако такого перечня должностей в период службы истца установлено не было.

Действующее на момент рассмотрения спора законодательство не предусматривает исчисления стажа для выплаты надбавки за выслугу лет, в льготном порядке только исходя из наименования должности.

На основании изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали основания для исчисления спорного периода службы в льготном порядке один месяц службы за два месяца.

Как следует из материалов личного дела истца по состоянию на 19 октября 2002 года (дата увольнения из органов налоговой полиции) стаж для выплаты процентной надбавки составил 11 лет 6 месяцев 4 дня (заключение от 24 октября 2002г.) В указанный стаж включен период службы в вооруженных силах, период службы в органах налоговой полиции. При этом период с 06.07.1995г. по 01.07.2000г. исчислен календарно, а период с 01.07.2000г. по 17.10.2002г. исчислен льготно как один месяц службы за два месяца.

В материалах личного дела и в послужном списке истца отсутствуют сведения, позволяющие исчислить период службы с 06.07.1995г. по 01.07.2000г. в льготном порядке. При этом из материалов личного дела следует, что период службы истца с 06.07.1995г. по 01.07.2000г. на протяжении всей службы исчислялся календарно.

Учитывая, что на момент увольнения истца из налоговой полиции стаж его службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет составлял 11 лет 6 месяцев 4 дня, указанный стаж и должен был быть принят при определении процентной надбавки за выслугу лет при поступлении на службу в органы внутренних дел.

Следовательно, на момент увольнения из органов внутренних дел стаж службы истца для исчисления процентной надбавки за выслугу лет составит 23 года 10 месяцев 28 дней (служба в Вооруженных Силах, служба в органах налоговой полиции, служба в органах внутренних дел).

Поскольку стаж службы истца составляет менее 25 лет, процентная надбавка в размере 30% установлена ответчиком законно и обоснованно.

Тот факт, что на момент увольнения истца из органов внутренних дел ему был установлен стаж службы в календарном исчислении – 21 год 07 месяцев 10 дней, не свидетельствует о нарушении прав истца, поскольку на размер процентной надбавки не влияет. Кроме того, в период рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции ответчиком представлен приказ от 25 октября 2016г. <Номер обезличен> и заключение об исчислении стажа, из которых следует, что стаж службы пересчитан и на момент увольнения установлен в размере 23 года 10 месяцев 28 дней.

При указанных обстоятельствах, свидетельствующих о неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований не может быть признано законным и обоснованным и в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, а исковые требования в указанной части - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 июля 2016 года в части возложения обязанности на МВД по РК пересчитать размер пенсии ФИО1 с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 40%, включив в стаж службу с 06.07.1995г. по 19.10.2002г. в двойном размере, отменить.

Принять по делу в указанной части новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении требования о возложении обязанности на МВД по РК пересчитать размер пенсии с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 40%, включив в стаж службу с 06.07.1995г. по 19.10.2002г. в двойном размере.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: