ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6667/2016 от 27.06.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Толмачева И.И.

Дело № 33-6667-2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Опалевой Т.П.,

судей Хасановой В.С., Казанцевой Е.С.,

при секретаре Семченко И.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 27 июня 2016 г. дело по апелляционной жалобе Главного управления МВД России по Пермскому краю на решение Свердловского районного суда г.Перми от 14 марта 2016 г.

Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., объяснения истца ФИО1, изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к Отделу пенсионного обслуживания ЦФО Главного управления МВД России по Пермскому краю, Главному управлению МВД России по Пермскому краю о возложении обязанности включить периоды службы с 24.10.2006 г. по 27.07.2011г., с 27.07.2011г. по 01.10.2011г., с 01.10.2011г. по 01.012015г., с 01.01.2015г. по дату рассмотрения дела судом в льготный стаж с учетом коэффициента 1,5 в целях расчета выслуги лет для выхода на пенсию. Исковые требования ФИО1 мотивировал следующим: 03.08.2015 г. он подал рапорт об увольнении со службы из органов внутренних дел по п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2014г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Инспектором по кадрам ГРЛС Отделения МВД России по Оханскому району была рассчитана выслуга лет на день увольнения, вышеуказанные периоды службы зачтены в выслугу с коэффициентом 1,5. Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Главного управления МВД России по Пермскому краю отказал истцу во включении указанных периодов службы в льготном исчислении, сославшись на то, что наименование подразделения – группа охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания не поименована в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при начислении пенсии, утвержденном Приказом МВД России от 09.10.2004 г. № 640. Истец не согласен с включением в выслугу лет указанных им периодов службы в календарном исчислении, так как, работая в группе охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания, он выполнял работу по охране подозреваемых и обвиняемых при содержании их в ИВС, при сопровождении в суд, медицинские учреждения, для производства следственных действий, осуществлял их конвоирование в СИЗО, в обменные пункты плановых маршрутов конвоирования, что дает ему право на включение данных периодов службы в выслугу в льготном исчислении.

Истец в судебном заседании на иске настаивал.

Представитель ответчика Отдела пенсионного обслуживания ЦФО Главного управления МВД России по Пермскому краю, Главного управления МВД России по Пермскому краю в судебном заседании исковые требования не признала.

Решением Свердловского районного суда г. Перми от 14.03.2016 г. на Главное управление МВД России по Пермскому краю возложена обязанность включить периоды службы ФИО1 с 24.10.2006г. по 27.07.2011г., с 28.07.2011г. по 01.10.2011г., с 02.10.2011г. по 01.01.2015г., с 02.01.2015г. по дату рассмотрения дела судом в льготный стаж с учетом коэффициента 1,5 в целях расчета выслуги лет для выхода на пенсию. Этим же решением суда с Главного управления МВД России по Пермскому краю в пользу ФИО1 взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе Главное управление МВД России по Пермскому краю просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии возможно только по должностям, поименованным в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при начислении пенсии, утвержденном Приказом МВД России от 09.10.2004 г. № 640. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Группа охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС органов внутренних дел в данный Перечень не входит. Ссылка суда первой инстанции на п.179 Перечня безосновательна, так как в данном пункте поименована должность полицейский (милиционер) отделения (группы) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых органа внутренних дел, не имеющего ИВС.

При включении периода службы в выслугу лет в льготном исчислении необходимо сделать ссылку на соответствующую норму Перечня, поскольку наименование подразделения, в котором истец проходил службу, не соответствует Перечню, то правого основания для включения спорных периодов службы в выслугу лет в льготном исчислении не имеется.

Также Главное управление МВД России по Пермскому краю не согласно с решением суда в части взыскания с него в пользу ФИО1 расходов по госпошлине в сумме 300 рублей, так как считает, что государственные органы в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе лицам рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации) в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Абзацем 45 подпункта "г" пункта 3 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции Постановлений Правительства РФ от 12.11.2003 N 684, от 06.10.2011 N 824) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы, в том числе лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца службу в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного Приказом МВД России от 09.10.2004 г. N 640 (в редакции Приказа МВД России от 18.08.2014 г. № 697), право на льготное исчисление выслуги лет имеют сотрудники органов внутренних дел при прохождении службы в составе изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых в должности полицейского (милиционера), непосредственно осуществляющие (осуществлявшие) функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений после 30 апреля 2011 года.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 с 17.05.2001 г. проходит службу в органах внутренних дел, в том числе с 24.10.2006 г. по 26.07.2011 г. в должности *** изолятора временного содержания ОВД Оханского муниципального района, с 27.07.2011 г. по 30.09.2011 г. в должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания Отдела МВД России по Оханскому району, с 01.10.2011 г. по 31.12.2014 г. в должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела полиции (дислокация г. Оханск) Межмуниципального отдела МВД России «Нытвенский», с 01.01.2015 г. по настоящее время в должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отделения МВД России по Оханскому району.

При исчислении выслуги лет для назначения пенсии вышеуказанные периоды службы включены ФИО1 Отделением МВД России по Оханскому району в льготном исчислении с коэффициентом 1,5, Отделом пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Пермскому краю – в календарном исчислении.

Письмом от 30.09.2015 г. Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Главного управления МВД России по Пермскому краю ФИО1 поставлен в известность о том, что подразделение в котором он проходит службу - группа охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых не поименована в Перечне должностей, утвержденном Приказом МВД России от 09.10.2004 г. N 640.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вышеуказанные периоды службы подлежат включению в выслугу лет ФИО1 в льготном исчислении.

Приказом МВД РФ от 20.05.2004 г. № 309 были утверждены типовые штатные расписания изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, а также подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Типовое штатное расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых предусматривало должность милиционера. Этим же типовым штатным расписанием предусматривалась возможность создания в составе изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Также в Примечании к данному Типовому положению было указано на то, что в горрайорганах внутренних дел, не имеющих ИВС, могут создаваться отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых со штатной численностью, аналогичной для ИВС с лимитом мест до 26.

Приказом МВД России от 31.12.2015 г. № 1266 утверждены Типовое положение об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, Типовое положение о подразделении (полке, батальоне, роте, взводе) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых территориального органа Министерства внутренних дел РФ, Типовое положение о подразделении (отделении, группе) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых территориального органа Министерства внутренних дел РФ. Из анализа данных Типовых положений следует, что данные подразделения выполняют аналогичные функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, надзор за их поведением, соблюдением режима содержания и изоляции подозреваемых и обвиняемых.

Согласно штатному расписанию ОВД по Оханскому муниципальному району, утвержденному приказом ГУВД Пермской области от 01.07.2003 г. № 9дсп, изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых являлся структурным подразделением данного территориального органа Министерства внутренних дел РФ, в штате которого имелось пять должностей милиционеров охранно-конвойной службы, одну из которых занимал ФИО1

Из штатного расписания Отдела МВД России по Оханскому району, утвержденному приказом Главного управления МВД России по Пермскому краю от 13.07.2011 г. № 720, а также штатного расписания Межмуниципального отдела МВД России «Нытвенский» (реализующего функции органов внутренних дел на территории Нытвенского и Оханского районов), утвержденного приказом Главного управления МВД России по Пермскому краю от 26.07.2011 г. № 773, следует, что в составе структурного подразделения территориального органа внутренних дел - изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых была создана группа охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, в состав которой входили полицейские, полицейский-водитель. Должность полицейского занимал ФИО1 Согласно должностной инструкции, рапортов по несению службы ФИО1 подчинялся непосредственно начальнику ИВС, осуществлял охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых при осуществлении уголовного судопроизводства, надзор за их поведением, соблюдением режима их содержания в ИВС и изоляции, осуществлял личный обыск подозреваемых и обвиняемых, досмотр их вещей.

Таким образом, исходя из выполняемых ФИО1 функциональных обязанностей, занимаемая им должность полицейского (милиционера) соответствует п.12 Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного Приказом МВД России от 09.10.2004 г. N 640.

Создание в составе изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, с нахождением этой группы в подчинении начальника ИВС, не противоречило Типовому штатному расписанию, так как штатная численность ИВС, наименование должностей соответствовали нормативным требованиям. При указанных обстоятельствах ФИО1 не может быть лишен права на льготное исчисление выслуги лет за указанные в иске периоды.

Судебная коллегия признает также несостоятельным довод апелляционной жалобы ответчика о том, что с Главного управления МВД России по Пермскому краю не подлежали взысканию в пользу истца расходы по оплате госпошлины. В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы освобождаются от уплаты в бюджет государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации судами общей юрисдикции. Однако, действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

С учетом изложенного правовых оснований для отмены решения суда не имеется. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Свердловского районного суда г. Перми от 14 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления МВД России по Пермскому краю без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: