ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6669/19 от 25.06.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Дурова И.Н. Дело № 33-6669/2019

Докладчик: Сорокин А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 25 июня 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Акининой Е.В.,

судей Сорокина А.В., Проценко Е.П.,

при секретаре Черновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело

по апелляционной жалобе Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка

на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 02 апреля 2019 года по делу по иску прокурора Центрального района г. Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4», Комитету образования и науки администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Центрального района г. Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» (далее – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»), Комитету образования и науки администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», расположенного по ул. Тольятти, 30а в г. Новокузнецке, установлено, что ответчиками не выполняются мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности: не организована охрана объекта; критические элементы (электрощитовая, технический подвал) не оборудованы системой охранного телевидения с архивированием и хранением данных в течение одного месяца; въезды на территорию образовательного учреждения не оснащены воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; нарушена целостность периметрального ограждения территории образовательного учреждения (частично отсутствует ограждение по периметру школы); эксплуатация здания осуществляется с нарушением требований законодательства о пожарной безопасности: кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, не обеспечивают работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону, выполнены не из негорючего провода.

Таким образом, в ходе проведения проверки установлено, что ответчиками при эксплуатации помещений школы не исполняются требования законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологические требования. Указанные нарушения являются условием формирования реальной угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в тот или иной момент времени в помещениях школы, причинения вреда имуществу граждан и юридических лиц.

Просил:

1. Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», администрацию г. Новокузнецка выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности, расположенного по адресу: ул. Тольятти,30а в г. Новокузнецке:

- обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны);

- разработать план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

- оборудовать критические элементы (электрощитовая, технический подвал), указанные в паспорте безопасности образовательного учреждения системой охранного телевидения с архивированием и хранением данных в течение одного месяца.

- оборудовать въезды на территорию образовательного учреждения (объект первой категории опасности) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

2. Возложить на администрацию г. Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности вышеуказанного объекта.

3. Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» устранить в помещениях здания нарушения законодательства о пожарной безопасности:

- обеспечить работоспособность кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону (путем замены кабельных линий и электропроводки с необходимым прелом огнестойкости).

4. Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» восстановить ограждение образовательного учреждения.

5. Обязать Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка обеспечить выполнение МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, достаточных для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, указанных в пунктах 3, 4.

6. Установить ответчикам разумный срок для исполнения вышеуказанных действий.

Определением суда от 11.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчиков привечено Финансовое управление г. Новокузнецка.

Определением суда от 12.03.2019 принят отказ прокурора в части требований о возложении на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» разработать план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

Кроме того, приняты уточненные исковые требования прокурора в пункт 1 просительной части искового заявления, а именно: обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности, расположенного по адресу: ул. Тольятти, 30а в г. Новокузнецке:

- обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны);

- оборудовать критические элементы (электрощитовая, технический подвал), указанные в паспорте безопасности образовательного учреждения системой охранного телевидения с архивированием и хранением данных в течение одного месяца.

- оборудовать въезды на территорию образовательного учреждения (объект первой категории опасности) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Определением суда 12.03.2019 принят отказ прокурора в части требований о возложении на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» обязанности оборудовать критические элементы (электрощитовая, технический подвал), указанные в паспорте безопасности образовательного учреждения системой охранного телевидения с архивированием и хранением данных в течение одного месяца.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 02 апреля 2019 года постановлено:

обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности, расположенного по адресу: ул. Тольятти, д. 30А г. Новокузнецка:

- обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны),

- оборудовать въезды на территорию образовательного учреждения (объект первой категории опасности) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» устранить в помещениях здания по адресу: ул. Тольятти, д. 30А г. Новокузнецка нарушения законодательства о пожарной безопасности:

- обеспечить работоспособность кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону (путем замены кабельных линий и электропроводки с необходимым пределом огнестойкости).

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» восстановить ограждение образовательного учреждения по адресу: ул. Тольятти, д. 30А г. Новокузнецка.

Возложить на Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 4» всех вышеуказанных мероприятий.

Установить срок для совершения указанных действий до 01.09.2019.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе представитель Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка Соловьева Ю.А., действующая на основании доверенности от 04.06.2018, просила решение суда отменить в части возложения на Комитет обязанности по финансированию исполнения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» мероприятий, отраженных в решении суда. установлении срока для совершения действий до 01.09.2019, и принять по делу новое решение.

Полагает, что Комитет неправомерно привлечен к ответственности по обязательствам муниципального бюджетного учреждения.

Указывает, что учреждение является муниципальным бюджетным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета Новокузнецкого городского округа в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на соответствующий финансовый год и плановый период.

В бюджете Новокузнецкого городского округа не предусмотрены бюджетные ассигнования на осуществление действий, обязанность по выполнению которых, возложена на ответчиков.

Считает, что решение принято без учета норм законодательства о порядке финансового обеспечения бюджетных учреждений, о сроках формирования бюджета, порядка доведения бюджетных ассигнований до получателей бюджетных средств.

Относительно апелляционной жалобы администрацией г. Новокузнецка принесены письменные возражения.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца Самохину М.В., поддержавшую доводы возражений на апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п.п. 2, 3, 7 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 3, п. 4 ч. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) — это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий). Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Правительством Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч. 1 ст. 44, п. 71 ч. 2 ст. 45 Устава города Новокузнецка, утвержденного Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 № 11/117, администрация города наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе разрабатывает и реализует муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; участвует в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти Кемеровской области; обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа или в ведении администрации города; осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; принимает участие в пределах своей компетенции в противодействии экстремистской деятельности и осуществлении профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских, мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Центрального района г. Новокузнецка в соответствии с поручением прокуратуры Кемеровской области с привлечением специалистов Новокузнецкого филиала Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области», отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Новокузнецка и Новокузнецкого района в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» проверено исполнение законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся, а также законодательства о пожарной безопасности.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии №14383, выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области 01.04.2014, Устава, утвержденного и.о. председателя Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка 19.09.2018.

В соответствии с приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новокузнецка от 28.11.2006 № 17 за школой на праве оперативного управления закреплено здание (здание школы) по адресу: ул. Тольятти, 30а в г. Новокузнецке; 01.02.2007 право оперативного управления зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По результатам обследования указанному зданию - объекту (территории) присвоена первая категория опасности (акт категорирования от 11.04.2017, паспорт безопасности, утверждённый директором школы 31.05.2018).

В соответствии с п.п. 1.4., 1.5. Устава школы учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Полномочия собственника имущества школы в соответствии с нормативно-правовыми актами Новокузнецкого городского округа осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка.

В результате проверки, организованной истцом, установлено, что не выполняются мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности вышеуказанного объекта.

В нарушение требований, предусмотренных п.п. «а» п. 23 Требований, не организована охрана объекта первой категории опасности сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Вопреки положениям, установленным п.п. «в» п. 23 Требований, на момент проверки (20.11.2018) отсутствует план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

В нарушение положений п. п. «в» п. 22, п. п. «а», «д» п. 24 Требований, въезды на территорию образовательного учреждения не оснащены воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление № 1235) проводился комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки.

По п. 12 Постановления № 1235 с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий):

а) объекты (территории) первой категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) более 3 террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 500 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 50 млн. рублей;

б) объекты (территории) второй категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) менее 3 террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 5 до 50 млн. рублей;

в) объекты (территории) третьей категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 5 млн. рублей.

Как указано выше зданию школы присвоена первая категория опасности.

Не согласившись с присвоенной объекту категории опасности, представитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» доказательств принадлежности объекта к иной категории опасности не представила, акт категорирования от 2017 г. никем не оспорен, недействительным не признан, категория объекта в установленном законом порядке не изменялась.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции на основании подробного анализа и оценки вышеуказанных положений закона пришел к выводу о возложении обязанности на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности, расположенного по адресу: ул. Тольятти, 30а в г. Новокузнецке:

- обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны);

- оборудовать въезды на территорию образовательного учреждения системой видеонаблюдения с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания);

Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» устранить в помещениях здания по адресу: ул. Тольятти, 30а в г. Новокузнецке нарушения законодательства о пожарной безопасности:

- обеспечить работоспособность кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону (путем замены кабельных линий и электропроводки с необходимым пределом огнестойкости).

Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» восстановить ограждение образовательного учреждения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения.

Между тем, заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка, относительно того, что Комитет является ненадлежащим ответчиком по делу.

Так, в соответствии со ст. 25 Устава Новокузнецкого городского округа, принятого постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 № 11/117, структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:

1) представительный орган местного самоуправления - Новокузнецкий городской Совет народных депутатов (далее - городской Совет народных депутатов);

2) Глава муниципального образования - Глава города Новокузнецка (далее - Глава города);

3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация города Новокузнецка (далее - администрация города);

4) контрольно-счетный орган муниципального образования - Комитет городского контроля Новокузнецкого городского округа (далее - Комитет городского контроля);

5) иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные настоящим Уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных, переданных федеральным законом или законом Кемеровской области, государственных полномочий.

При этом, Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка является отраслевым органом администрации г. Новокузнецка, что прямо следует из Положения о Комитете образования и науки администрации города Новокузнецка, утвержденного решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.06.2011 № 6/103, и, соответственно, не является муниципальным органом уполномоченным самостоятельно действовать от лица Муниципального образования «Новокузнецкий городской округ».

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью органа местного самоуправления, то есть в рамках настоящего спора - администрации г. Новокузнецка.

При этом отсутствие у администрации г. Новокузнецка материальных средств для добровольного исполнения предъявленных исковых требований не является законным основанием для освобождения ответчика администрации г. Новокузнецка от выполнения возложенных на нее федеральными законами обязанностей по противодействию терроризму и экстремизму, так как законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их наличествующими финансовыми возможностями.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в указанной части не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения о возложении обязанности по финансированию указанных выше мероприятий на администрацию г. Новокузнецка.

Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда в части установления срока для выполнения действий ответчиками до 01.09.2019 принято без учета специальных норм законодательства о порядке финансового обеспечения бюджетных учреждений, о сроках формирования бюджета, порядка доведения бюджетных ассигнований до получателей бюджетных средств, судебной коллегией признается несостоятельным. Установленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений определен судом, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения. Оснований для изменения указанного срока судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 02 апреля 2019 года в части возложения на Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка обязанности по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 4» всех вышеуказанных мероприятий отменить.

В отмененной части принять новое решение.

Возложить на администрацию г. Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 4» всех вышеуказанных мероприятий.

В удовлетворении требований к Комитету образования и науки администрации г. Новокузнецка отказать.

В остальной части Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 02 апреля 2019 года оставить без изменения.

Председательствующий: Е.В. Акинина

Судьи: А.В. Сорокин

Е.П. Проценко