Судья Ондар В.С. Дело № 33-667/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2012 года г. Кызыл
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего судьи Чикашовой М.Н.,
судей Бады-Сагаана А.В., Соскал О.М.,
при секретаре Ооржак Н.М.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по иску Канковой В.Б. к Министерству образования и науки Республики Тыва, Государственному учреждению «Институт оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Тыва» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Канковой В.Б. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 08 июня 2012 года,
у с т а н о в и л а :
Канкова В.Б. обратилась в суд с иском к ответчикам о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала на то, что с 12 мая 2009 года работала в должности ** Государственного учреждения «Институт оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Тыва» на основании приказа от 12 мая 2009 года №№. Приказом от 13 апреля 2012 года № № освобождена от должности по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ на основании протокола рабочей комиссии от 13 апреля 2012 года. С увольнением не согласна. Данное увольнение является третьим за последние 8 месяцев. Так, 06 сентября 2011 года она была также уволена по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ. Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 декабря 2011 года восстановлена на работе в прежней должности. При рассмотрении дела были запрошены документы, в том числе Положение о Министерстве образования и науки Республики Тыва, утвержденное 24 января 2011 года. Полномочия Министерства образования и науки Республики Тыва установлены в указанном Положении и были предметом судебного разбирательства. Суд пришел к выводу о том, что данное Положение не наделяет Министерство полномочиями по увольнению сотрудников по п. 2 ст. 278 ТК РФ. Поскольку обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением, не подлежат доказыванию повторно, полагает, что увольнение от 13 апреля 2012 года произведено незаконно. Кроме того, обращает внимание на то, что приказ об увольнении № № от 13 апреля 2012 года подписан министром образования и науки Республики Тыва Н., тогда как в это время Правительство Республики Тыва находилось в отставке. Просит восстановить на работе в должности ** Государственного учреждения «Институт оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Тыва», взыскать с ответчиков средний заработок за время вынужденного прогула в размере ** руб. и компенсацию морального вреда в размере ** руб.
Решением суда от 08 июня 2012 года в удовлетворении исковых требований Канковой В.Б. отказано.
В апелляционной жалобе Канкова В.Б. ссылается на то, что мотивом увольнения явилось возбуждение в отношении нее уголовного дела, что противоречит презумпции невиновности. Действия министра Н. свидетельствуют о дискриминации в отношении нее. Согласно постановлению Правительства Республики Тыва от 21 августа 2007 года № 833, полномочиями по внесению изменений в нормативно-правовые акты наделен Председатель Правительства Республики Тыва, а в случае его отсутствия или невозможности исполнения своих обязанностей правом подписи обладают конкретные заместители по отраслевому принципу. Полагает, что суд не проверил полномочия лица, подписавшего постановление Правительства Республики Тыва №№ от 20 марта 2012 года, на основании которого внесены изменения в Положение о Министерстве образования и науки Республики Тыва. Просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель истицы Ситникова Е.А. апелляционную жалобу Канковой В.Б. поддержала.
Представитель Министерства образования и науки Республики Тыва Россов Р.В., действующий по ордеру, с апелляционной жалобой не согласился.
Канкова В.Б. и представитель Государственного учреждения «Институт оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Тыва» в суд второй инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. ** Государственного учреждения «Институт оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Тыва» Х. направил в суд ходатайство об отложении дела в связи с тем, что директор учреждения находится в отпуске.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения Ситниковой Е.А., Россова Р.В., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что с 12 мая 2009 года Канкова В.Б. работала в должности ** Государственного учреждения «Институт оценки качества образования Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва» на основании приказа от 12 мая 2009 года № №. 12 мая 2009 года между Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Тыва и Канковой В.Б. заключен трудовой договор на неопределенный срок, согласно которому ** подчиняется непосредственно министру образования, науки и молодежной политики Республики Тыва.
Судом установлено, что приказом №№ от 02 сентября 2011 года Канкова В.Б. освобождена от должности ** Государственного учреждения «Институт оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Тыва» с 6 сентября 2011 года по п. 2 ст. 278 ТК РФ.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 декабря 2011 года Канкова В.Б. восстановлена на работе в должности ** Государственного учреждения «Институт оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Тыва».
Приказом №№ 26 декабря 2011 года Канкова В.Б. освобождена от занимаемой должности по собственному желанию с 26 декабря 2011 года. Данный приказ был издан на основании заявления истицы от 19 декабря 2011 года.
Решением суда от 15 февраля 2012 года Канкова В.Б. вновь восстановлена в должности ** Государственного учреждения «Институт оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Тыва».
Приказом министра образования и науки Республики Тыва №№ от 13 апреля 2012 года Канкова В.Б. освобождена от должности директора Государственного учреждения «Институт оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Тыва» с 13 апреля 2012 года, с ней расторгнут трудовой договор от 12 мая 2009 года по п. 2 ст. 278 ТК РФ. Основанием прекращения трудового договора с Канковой В.Б. является протокол рабочей комиссии от 13 апреля 2012 года по рассмотрению представления Следственного управления по Республике Тыва.
Как видно из материалов дела, Государственное учреждение «Институт оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Тыва» (далее Институт) находится в ведении Министерства образования и науки Республики Тыва, учредителем Института является Министерства образования и науки Республики Тыва (пункт 1.2 Устава Института).
Согласно п.п. «в» п. 1 ст. 4 Закона Республики Тыва «Об управлении государственной собственностью Республики Тыва», в государственной собственности Республики Тыва находится имуществ, закрепленное за государственными учреждениями.
Судом установлено, что распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 20 января 2010 года за ГУ «Институт оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Тыва» закреплены на праве безвозмездного пользования помещения по адресу: **. В соответствии с выпиской из реестра государственного имущества Республики Тыва, утвержденного постановлением Верховного Хурала Республики Тыва от 07 декабря 2010 года №240 ВХ-1, в перечень юридических лиц, имеющих в составе имущество, относящееся к государственной собственности Республики Тыва, относится Институт оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Тыва.
В силу пунктов 1, 2 ст. 3 Закона Республики Тыва «Об управлении государственной собственностью Республики Тыва» Республика Тыва в соответствии с гражданским законодательством самостоятельно и свободно осуществляет правомочия собственника в отношении принадлежащего ей на праве собственности имущества. От имени государства право управления государственной собственностью осуществляет Правительство Республики Тыва через уполномоченные органы.
Согласно Положению о Министерстве образования и науки Республики Тыва (утверждено постановлением Правительства Республики Тыва от 24 января 2011 года № 15), Министерство является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляет функции по государственному управлению в сфере образования и науки, а также по управлению государственным имуществом в подведомственных учреждениях и организациях (п. 1), Министерство является правопреемником Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва № № от 20 марта 2012 года в Положение о Министерстве образования и науки Республики Тыва внесено дополнение следующего содержания: «11.6 (1) Назначает и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений, в том числе уполномочен принимать решения о прекращении трудового договора с руководителями подведомственных учреждений в случае, предусмотренном пунктом 2 абзаца первого статьи 278 Трудового кодекса РФ». Постановление опубликовано в средствах массовой информации 24 марта 2012 года.
Распоряжением министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва № № от 22 марта 2012 года на основании постановления Правительства Республики Тыва № № от 20 марта 2012 года Министерство образования и науки Республики Тыва наделено полномочиями по назначению и освобождению от должности руководителей подведомственных учреждений, в том числе принимать решения о прекращении трудового договора с руководителями подведомственных учреждений в случае, предусмотренном пунктом 2 абзаца первого статьи 278 Трудового кодекса РФ.
С учетом изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, Министерство образования и науки Республики Тыва обладает полномочиями по принятию решения о прекращении трудовых договоров с руководителями подведомственных министерству организаций, учреждений от имени собственника по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ кроме оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
По смыслу положений п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ в его взаимосвязи со ст. 81 и п.п. 1 и 3 ст. 278 Трудового кодекса РФ, при расторжении трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица, в том числе собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица или органа не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора.
Как указано в п. 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 года №3-П, законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, а руководитель организации лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации.
Общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, как и запрещение дискриминации при осуществлении прав и свобод, включая запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 3 ст. 17, ст.19 Конституции РФ), в полной мере распространяются на сферу трудовых отношений, определяя пределы дискреционных полномочий собственника.
Положения п. 2 ст. 278 ТК РФ не препятствуют руководителю учреждения, организации, если он считает, что решение собственника о досрочном прекращении трудового договора с ним фактически обусловлено такими обстоятельствами, которые свидетельствуют о дискриминации, злоупотреблении правом, оспорить увольнение в судебном порядке. При установлении судом на основе исследования всех обстоятельств конкретного дела соответствующих фактов его нарушенные права подлежат восстановлению.
Трудовой кодекс РФ позволяет расторгнуть трудовой договор в любое время независимо от того, совершены ли руководителем виновные действия. При этом работодатель не обязан мотивировать свое решение.
Отказывая в удовлетворении требований, суд правильно руководствовался указанными выше правовыми нормами, положениями постановления Конституционного суда РФ от 15.03.2005 г. №3-П, и обоснованно исходил из того, что увольнение Канковой В.Б. от занимаемой должности было произведено уполномоченным лицом, наделенным соответствующими полномочиями Положением о Министерстве образования и науки Республики Тыва, порядок увольнения не нарушен, в связи с чем, оснований для восстановления истицы на работе не имеется.
Суд учел, что постановлением Правительства Республики Тыва № № от 20 марта 2012 года, вступившим в силу со дня опубликования в газете «**» и «**» 24 марта 2012 года, внесены дополнения в Положение о Министерстве образования и науки Республики Тыва. Так, в п. 11.6 (1) Положения установлено, что министр назначает и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений, в том числе уполномочен принимать решения о прекращении трудового договора с руководителями подведомственных учреждений в случае, предусмотренном пунктом 2 абзаца первого ст. 278 Трудового кодекса РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление Правительства Республики Тыва № № от 20 марта 2012 года «О внесении изменения в Положение о Министерстве образования и науки Республики Тыва» подписано заместителем председателя Правительства Республики Тыва М., тогда как постановлением Правительства Республики Тыва от 21 августа 2007 года №833 «О распределении обязанностей между Председателем Правительства Республики Тыва, первыми заместителями и заместителями Председателя Правительства Республики Тыва» предусмотрено, что заместители обладают правом подписи в случае отсутствия или невозможности исполнения своих обязанностей Председателем Правительства Республики Тыва, является несостоятельным.
Согласно ст. 15 Конституционного Закона Республики Тыва «О Правительстве Республике Тыва», постановления и распоряжения Правительства Республики Тыва подписываются Главой - Председателем Правительства Республики Тыва либо по его поручению одним из первых заместителей Председателя Правительства Республики Тыва, заместителей Председателя Правительства Республики Тыва согласно распределению должностных обязанностей между ними.
Таким образом, с учетом названного Закона заместитель Председателя Правительства Республики Тыва М. вправе подписывать постановления по поручению Председателя Правительства Республики Тыва. Кроме того, судебная коллегия, принимает во внимание то, что данный акт никем не оспорен. Истица в апелляционной жалобе ссылается на подзаконный акт.
При рассмотрении настоящего дела доказательств, свидетельствующих о том, что принятое Министерством образования и науки Республики Тыва решение о досрочном прекращении трудового договора с руководителем учреждения было обусловлено дискриминацией истицы или злоупотреблением правом со стороны ответчиков суду не представлено, поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что увольнение истицы носило дискриминационный характер, обоснованными быть признаны не могут.
Поскольку установленная законом процедура увольнения Канковой В.Б. с должности нарушена не была, суд принял правильное по существу решение об отказе в удовлетворении заявленного иска, поскольку Министерство образования и науки Республики Тыва является органом, уполномоченным принимать решения о прекращении трудового договора и по основаниям, установленным п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу судебного решения, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 08 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Канковой В.Б. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 сентября 2012 года.
Председательствующий
Судьи