ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6685 от 25.06.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Дурова И.Н.

Докладчик: Бычковская И.С. № 33-6685

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 25 июня 2019 года

судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Л.А.Молчановой,

судей О.А.Овчаренко и И.С. Бычковской,

при секретаре А.С.Гордиенко,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи И.С. Бычковской гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 марта 2019 года по иску Прокурора Центрального района г. Новокузнецка к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52», Комитету образования и науки администрации г. Новокузнецка, Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №52», Комитету образования и науки администрации г. Новокузнецка, Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий.

С учётом измененных исковых требований, истец просит обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 52» выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности, расположенного по адресу: <адрес>

-обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны);

-оборудовать критические элементы (электрощитовая, технический подвал), указанные в паспорте безопасности образовательного учреждения системой охранного телевидения с архивированием и хранением данных в течение одного месяца;

-оборудовать въезд на территорию образовательного учреждения системой видеонаблюдения, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания);

-оборудовать объект (территорию) камерами, обеспечивающими непрерывное видеонаблюдение за потенциально опасными участками территории со стороны стадиона;

-оборудовать помещения образовательного учреждения охранной сигнализацией.

Возложить на администрацию города Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №52» мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности, расположенного по <адрес>

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52» устранить в помещениях здания по адресу: <адрес> нарушения законодательства о пожарной безопасности:

- обеспечить работоспособность кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону (путем замены кабельных линий и электропроводки с необходимым прелом огнестойкости).

Обязать Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка обеспечить выполнение Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №52» с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, достаточных для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, указанных в п.3 просительной части настоящего иска (заявления).

Установить ответчикам разумный срок для исполнения вышеуказанных действий.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 52» проверено исполнение законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся, а также законодательства о пожарной безопасности.

В результате проверки установлено, что ответчиками, не выполняются мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности, расположенного по <адрес>. В нарушение требований, предусмотренных п./п.«а» п.23 Требований охрана объекта первой категории опасности сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не организована.

Вопреки положениям, установленным п./п. «в» п.23 Требований на момент проверки (28.11.2018) отсутствует план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

Критические элементы (электрощитовая, технический подвал), указанные в паспорте безопасности образовательного учреждения, не оборудованы системой охранного телевидения с архивированием и хранением данных в течение одного месяца, что свидетельствует о неисполнении требований, предусмотренных п./п. «в» п.24, п.27 Требований.

Кроме того, в нарушение положений, предусмотренных п/п. «б» п. 23, п/п. «г» п.24, п.27 Требований, въезд на территорию образовательного учреждения (объекта первой категории опасности) не оборудован системой видеонаблюдения, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания); объект (территория) не оборудован достаточным количеством камер, обеспечивающих непрерывное видеонаблюдение за потенциально опасными участками территории, в том числе со стороны стадиона, что является условием несанкционированного проникновения неопределенного круга лиц и транспортных средств; помещения образовательного учреждения не оборудованы охранной сигнализацией;

Вопреки положениям п/п. «е» п.22 Требований, документы, свидетельствующие о периодических обходах и осмотрах объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, периодических проверках складских помещений, в результате проверки (ведутся ненадлежащим образом (из содержания документов невозможно идентифицировать периодичность проверок).

Помещения школы, являются объектом защиты, пожарная безопасность которого (состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара), должна быть обеспечена ответчиками в соответствии с требованиями федеральных законов и изданных в соответствии с ними подзаконных нормативных правовых актов, указанных в настоящем иске (заявлении).

В результате проверки установлено, что эксплуатация здания (помещения), используемого для осуществления образовательной деятельности, на <адрес> осуществляется с нарушением требований законодательства о пожарной безопасности.

В нарушение требований, предусмотренных ст. ст.4, 6 Федерального закона №123-Ф3, п. п.4.1-4.14 Свода правил СП 6.13130 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утв. приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.02.2013 №115, кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, не обеспечивают работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.

Прокуратурой района установлено, что ответчиками при эксплуатации помещений объекта защиты (здания школы) не исполняются требования законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности. Ответчиков следует обязать, устранить нарушения требований законодательства, поскольку они являются условием формирования реальной угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в тот или иной момент времени в помещениях школы, причинения вреда имуществу граждан и юридических лиц.

Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 11.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица третьего лица на стороне ответчиков привечено Финансовое управление г. Новокузнецка.

Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 12.03.2019 принят отказ Прокурора Центрального района г. Новокузнецка от заявленных требований в части обязания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52»:

- разработать план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

- разработать документы (журнал), свидетельствующие о периодических обходах и осмотрах объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, периодических проверках складских помещений.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Центрального района г. Новокузнецка Оченева Е.И. измененные исковые требования поддержала.

Представитель МБОУ «СОШ № 52» Шайдулина Т.Н. в судебном заседании возражала против указанных требований.

Представитель третьего лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Кемеровской области» Бахорина К.А. в судебном заседании поддержала заявленные истцом требования.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 марта 2019 года постановлено: обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 52» выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности, расположенного по адресу: <адрес>

- обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны),

- оборудовать критические элементы (электрощитовая, технический подвал), указанные в паспорте безопасности образовательного учреждения, системой охранного телевидения с архивированием и хранением данных в течение одного месяца,

- оборудовать въезд на территорию образовательного учреждения системой видеонаблюдения с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания),

- оборудовать объект (территорию) камерами, обеспечивающими непрерывное видеонаблюдение за потенциально опасными участками территории со стороны стадиона,

- оборудовать помещения образовательного учреждения охранной сигнализацией.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 52» устранить в помещениях здания по адресу: <адрес> нарушения законодательства о пожарной безопасности:

- обеспечить работоспособность кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону (путем замены кабельных линий и электропроводки с необходимым пределом огнестойкости).

Возложить на Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 52» всех вышеуказанных мероприятий.

Установить срок для совершения указанных действий до 01.09.2019.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 52» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка в лице представителя Буровой Н.Н., действующей на основании доверенности, просит решение отменить в части возложения на комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка обязанности по финансированию исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 52» мероприятий, отраженных в решении суда, установления срока для совершения действий до 01.09.2019 и принять по делу новое решение.

Указывает, что согласно п.2 ч.6 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Таким образом, Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка не правомерно привлечен к ответственности по обязательствам муниципального бюджетного учреждения. Учреждение является муниципальным бюджетным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется, в основном, за счет средств бюджета Новокузнецкого городского округа. Финансовое обеспечение мероприятий в сфере образования на территории Новокузнецкого городского округа осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Новокузнецкого городского округа в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на соответствующий финансовый год и плановый период. Финансовое обеспечение выполнения муниципального здания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города на соответствующие цели, и не может приводить к превышению объема лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

Полагает, что решение суда в части установления срока для выполнения действий ответчиками до 01.09.2019 принято без учета специальных норм законодательства о порядке финансового обеспечения бюджетных учреждений, о сроках формирования бюджета, порядка доведения бюджетных ассигнований до получателей бюджетных средств.

Относительно апелляционной жалобы от прокурора, участвующего в деле, и администрации г. Новокузнецка поданы возражения.

В заседании судебной коллегии прокурор, участвующий в деле, Коган А.Г. поддержала доводы возражений.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела в порядке ст. 113 ГПК РФ, а также путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Кемеровского областного суда, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили.

Заслушав процессуального истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему:

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Поскольку постановленное по делу решение обжалуется только в части возложения на Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка обязанности по финансированию исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 52» мероприятий, и в части установления срока для совершения действий, судебная коллегия, применяя положения приведенных правовых норм, проверяет правильность решения суда только в указанной части, не выходя за пределы доводов апелляционной жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Прокуратурой Центрального района г. Новокузнецка в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 52» проверено исполнение законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся, а также законодательства о пожарной безопасности.

МБОУ «СОШ № 52» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № 15999, выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области 25.04.2016, Устава, утв. председателем Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка 28.10.2015.

В соответствии с приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новокузнецка от 24.02.2010 №75 за школой на праве оперативного управления закреплено здание (здание школы) по адресу: <адрес>; 24.03.2010 право оперативного управления зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним №42-42-06/016/2010-356. По результатам обследования указанному зданию - объекту (территории) присвоена первая категория опасности (акт категорирования от 22.12.2017, паспорт безопасности, утв. директором Школы 31.05.2018).

В соответствии с пунктами 1.5, 1.6 Устава учредителем и собственником имущества Школой является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Полномочия собственника имущества школы в соответствии с нормативно-правовыми актами Новокузнецкого городского округа осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка.

В результате проверки, было установлено, что не выполняются мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности, расположенного по ул. Ушинского, д.5 г. Новокузнецка. В нарушение требований, предусмотренных п./п. «а» п.23 Требований охрана объекта первой категории опасности сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не организована.

Вопреки положениям, установленным п./п. «в» п.23 Требований на момент проверки (28.11.2018) отсутствует план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

Критические элементы (электрощитовая, технический подвал), указанные в паспорте безопасности образовательного учреждения, не оборудованы системой охранного телевидения с архивированием и хранением данных в течение одного месяца, что свидетельствует о неисполнении требований, предусмотренных п./п. «в» п.24, п.27 Требований.

Кроме того, в нарушение положений, предусмотренных п/п. «б» п. 23, п/п. «г» п.24, п.27 Требований, въезд на территорию образовательного учреждения (объекта первой категории опасности) не оборудован системой видеонаблюдения, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания); объект (территория) не оборудован достаточным количеством камер, обеспечивающих непрерывное видеонаблюдение за потенциально опасными участками территории, в том числе со стороны стадиона, что является условием несанкционированного проникновения неопределенного круга лиц и транспортных средств; помещения образовательного учреждения не оборудованы охранной сигнализацией;

Вопреки положениям п/п. «е» п.22 Требований, документы, свидетельствующие о периодических обходах и осмотрах объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, периодических проверках складских помещений, в результате проверки (ведутся ненадлежащим образом (из содержания документов невозможно идентифицировать периодичность проверок).

По результатам обследования зданию школы по адресу ул. Ушинского, 5 г. Новокузнецка присвоена первая категория опасности.

Также, в результате проверки установлено, что эксплуатация здания (помещения), используемого для осуществления образовательной деятельности, на ул. Ушинского, д. 5, г. Новокузнецк, осуществляется с нарушением требований законодательства о пожарной безопасности.

В нарушение требований, предусмотренных ст. ст.4, 6 Федерального закона №123-Ф3, п. п.4.1-4.14 Свода правил СП 6.13130 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утв. приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.02.2013 №115, кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, не обеспечивают работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.

Нарушение законодательства подтверждается актом проверки от 28.11.2018 уполномоченного работника прокуратуры района - помощника прокурора Центрального района города Новокузнецка и информацией от 29.11.2018 №215-3-12-10 государственного инспектора г. Новокузнецка и Новокузнецкого района по пожарному надзору Ковалёва Е.В.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку при эксплуатации помещений объекта защиты (здания школы) не исполняются требования законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 52» следует возложить обязанность по выполнению мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности, расположенного по адресу<адрес> устранить в помещениях здания по адресу: ул. Ушинского, д. 5 г. Новокузнецк нарушения законодательства о пожарной безопасности, а также о возложении на Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка обязанности по финансовому обеспечению исполнения ответчиком указанных мероприятий с установлением срока для совершения действий до 01.09.2019.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части необходимости выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности, поскольку они основаны на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения.

В соответствии с п. 2 ч.6 ст. 28, п. 8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п./п., 2, 3, 7 ч.1 ст.2, п.6 ч.1 ст.3, п.4 ч.2, ч.3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) — это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий). Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Правительством Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с ч. 1 ст. 44, п. 71 ч. 2 ст. 45 Устава города Новокузнецка, утвержденного Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 № 11/117, администрация города наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе разрабатывает и реализует муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; участвует в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти Кемеровской области; обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа или в ведении администрации города; осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; принимает участие в пределах своей компетенции в противодействии экстремистской деятельности и осуществлении профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских, мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии со ст. ст.34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии с частью второй ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

В соответствии со ст.5 Федерального закона №123-Ф3 каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой, является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом №123-Ф3, направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Анализируя доводы апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда о наличии у Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка обязанности произвести финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и устранению нарушений пожарной безопасности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52», судебная коллегия приходит к следующему:

В соответствии со ст. 25 Устава Новокузнецкого городского округа, принятого Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 N 11/117, структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:

1) представительный орган местного самоуправления - Новокузнецкий городской Совет народных депутатов (по тексту - городской Совет народных депутатов);

2) Глава муниципального образования - Глава города Новокузнецка (по тексту - Глава города);

3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация города Новокузнецка (по тексту - администрация города);

4) контрольно-счетный орган муниципального образования - Комитет городского контроля Новокузнецкого городского округа (по тексту - Комитет городского контроля);

5) иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные настоящим Уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных, переданных федеральным законом или законом Кемеровской области, государственных полномочий.

Таким образом, Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка является отраслевым органом администрации г. Новокузнецка, что прямо следует из Положения о Комитете образования и науки администрации города Новокузнецка, утвержденного Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.06.2011 N 6/103, и, соответственно, не является муниципальным органом уполномоченным самостоятельно действовать от лица Муниципального образования «Новокузнецкий городской округ».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Исходя из вышеуказанного, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью органа местного самоуправления, т.е. в рамках настоящего спора – администрации г. Новокузнецка.

Решение суда первой инстанции в части возложения обязанности по финансированию мероприятий на Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка подлежит отмене, с вынесением нового решения, которым обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 52» всех вышеуказанных мероприятий необходимо возложить на администрацию г. Новокузнецка.

Учитывая конкретные действия, которые суд обязал ответчиков совершить, и объем мероприятий, необходимых для их совершения, судебная коллегия полагает, что установленный судом первой инстанции срок для исполнения ответчиком действий соответствует ст. 206 ГПК РФ и является разумным.

Руководствуясь п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 марта 2019 года в части возложения на Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка обязанности по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 52» установленных решением суда мероприятий отменить, принять в отмененной части новое решение.

Возложить на администрацию г. Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 52» установленных решением суда мероприятий.

В остальной обжалуемой части решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка - без удовлетворения.

Председательствующий: Л.А.Молчанова

Судьи: О.А.Овчаренко

И.С.Бычковская