ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6685/2012 от 06.12.2012 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Бабикова И.Н. Дело № 33- 6685/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     г. Ярославль

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Равинской О.А.,

судей Кутузова М.Ю., Гушкана С.А.,

при секретаре Оберд Е.А.,

с участием прокурора Бекеневой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кутузова М.Ю.

                            06 декабря 2012 года

гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Квадрат» на решение Кировского районного суда города Ярославля от 03 августа 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявлений ООО «Транснефть» и ООО «Квадрат» отказать полностью.»

По делу установлено:

Постановлением мэрии г.Ярославля от 04.04.2011 года №847 утверждены состав, порядок подготовки и утверждения чертежей красных линий, фиксирующих границы существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры, на территории города Ярославля.

ООО «Квадрат» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления мэрии г. Ярославля от 04.04.2011 года №847 «О составе, порядке подготовки и утверждения чертежей красных линий, фиксирующих границы существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры, на территории г. Ярославля».

Заявление мотивировано тем, что приказом начальника <ОРГАНИЗАЦИЯ> № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Квадрат» отказано в проведении мероприятий по выбору земельного участка по адресу: <адрес>, в районе <адрес> по тем основаниям, что приказом директора ДАРТ мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден чертеж красных линий, фиксирующих границы существующей улицы <адрес> на участке от <адрес> и границы территории существующей спортивной площадки, расположенной напротив домов № и № по <адрес>. Утверждение красных линий приказом ДАРТ мэрии г. Ярославля предусмотрено постановлением мэрии г. Ярославля от 04.04.2011 года №847. По мнению ООО «Квадрат», состав, порядок подготовки и утверждения чертежей красных линий, установленные указанным постановлением, не соответствуют федеральному законодательству, данное постановление нарушает законные интересы ООО «Квадрат». Пунктом 4.2 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, принятой постановлением Госстроя России от 06.04.1998 года (далее - Инструкция), предусмотрено, что красные линии разрабатываются в составе плана красных линий в масштабе исходного проекта; разбивочного чертежа красных линий в масштабе 1:2000. Постановлением не утвержден необходимый состав красных линий, а лишь утверждены требования к оформлению данных чертежей, которые также не соответствуют пунктам 5.1-5.8 Инструкции. Градостроительная документация для исторических поселений подлежит согласованию с соответствующими органами охраны. Согласно Перечню исторических поселений, утвержденному приказом Министерства регионального развития РФ от 29.07.2010 года №339, г. Ярославль отнесен к историческим поселениям. Поскольку в соответствии с разделом 3 методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 26.05.2011 года №244, градостроительная документация включает документацию по планировке территорий муниципальных образований, порядок утверждения градостроительной документации, установленный Постановлением, должен предусматривать согласование Департаментом культуры Ярославской области до ее утверждения.

С заявлением об оспаривании Постановления мэрии г. Ярославль №847от 04.04.2011 года по таким же основаниям, что и ООО «Квадрат», обратилось в суд ООО «Транснефть». В заявлении указано, что права Общества затронуты, поскольку согласно приказу директора ДАРТ мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении чертежа красных линий, фиксирующих границы существующей транспортной развязки обхода г. Ярославля с мостом через реку Волгу на пересечении с <адрес> принятому в соответствии с оспариваемым Постановлением мэрии г. Ярославля от 04.04.2011 года №847, предполагаемое место размещения объекта, капитальное строительство которого планировалось заявителем, находится на территории общего пользования, в границах красных линий магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения - <адрес>. По этой причине приказом <ОРГАНИЗАЦИЯ> № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Транснефть» отказано в проведении мероприятий по выбору земельного участка по адресу: <адрес>

Указанные гражданские дела судом объединены в одно производство.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ДАРТ мэрии Ярославля и Департамент культуры Ярославской области.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения.

Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушению и неправильному применению норм права.

Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав представителя ООО «Квадрат» по доверенности ФИО6 в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу представителя мэрии г. Ярославля и департамента архитектуры и развития территории города Ярославля по доверенности ФИО1, заключение прокурора Бекеневой Е.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене принятого судом решения.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления ООО «Транснефть» и ООО «Квадрат», суд исходил из того, что оспариваемое заявителями постановление принято мэрией г. Ярославля в пределах своей компетенции в предусмотренной для актов данного органа местного самоуправления форме, постановление вступило в законную силу после его официального опубликования. Оспариваемый нормативный правовой акт не является документом территориального планирования, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе, не нарушает требования законодательства о сохранности исторически сложившейся планировки и застройки г. Ярославля.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.

В жалобе заявитель ООО «Квадрат» ссылается на положения ч.3 ст.8, ч.2,3 ст.42, п.1 ч.5 ст.43 Градостроительного Кодекса РФ и утверждает о том, что мэрия г. Ярославля при подготовке и утверждении документов территориального планирования (проект планирования территории, проект межевания территории) в части отражения чертежей красных линий должны руководствоваться порядком, предусмотренным ст.46 Градостроительного Кодекса РФ.

Судебная коллегия считает, что такие доводы жалобы являются несостоятельными ввиду следующего.

Согласно п.3 ч.3 ст.8 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов местного значения городского округа относится утверждение правил землепользования и застройки.

В силу ч.2 ст.22 Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009г. №201, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления мэрии г. Ярославля, в отсутствие утвержденных проектов планировки территории установление красных линий может осуществляться путем подготовки и утверждения уполномоченным структурным подразделением мэрии чертежей красных линий, фиксирующих границы существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры. Состав, порядок подготовки и утверждения чертежей красных линий может быть утвержден муниципальным правовым актом мэрии.

В соответствии с п.1 Приложения к постановлению мэрии г. Ярославля от 04.04.2011г. №847«О составе, порядке подготовки и утверждения чертежей красных линий, фиксирующих границы существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры, на территории г. Ярославля», в отсутствие утвержденных проектов планировки территории департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - департамент) осуществляет подготовку и утверждение чертежей красных линий, фиксирующих границы существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры, на территории города Ярославля (далее - чертежи красных линий).

Согласно п.11 ч.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).

В силу п.4.3 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30 (РДС 30-201-98), предусмотрена возможность установления красных линий до разработки градостроительной документации в целях закрепления исторически сложившейся системы улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий.

Таким образом, в рамках регулирования правоотношений по землепользованию и застройке, соответствующими Правилами в отсутствие утвержденных проектов планировки территории(ст.42 Градостроительного кодекса РФ) предусмотрена возможность утверждения ДАРТ красных линий, фиксирующих границы уже существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры.

Оспариваемое постановление принято мэрией в соответствии с полномочиями, предоставленными п.26 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 года, ст.98 Устава мэрии г.Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г.Ярославля от 16.10.1995 года №42.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ не содержится запрета для разработки чертежей красных линий, фиксирующих границы существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры, вне документации по планировке территории(ст.ст.42, 43 Градостроительного кодекса РФ), до разработки градостроительной документации.

Учитывая изложенное, ссылки в жалобе о незаконном определении полномочий мэрии со ссылкой на нормы Градостроительного кодекса РФ, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.

Инструкция "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденная Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30 (РДС 30-201-98) определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в составе градостроительной документации, устанавливает состав проекта красных линий в составе градостроительной документации.

Исходя из содержания п.п.5.3.3, 5.3.4 Инструкции, указанные виды красных линий обозначаются на чертеже различными цветами: устанавливаемые, то есть планируемые, - черным, действующие, то есть существующие, - красным цветом. Кроме этого, обозначение определенным цветом утверждаемых линий не ограничивает каким-либо образом права права заявителей.

В силу изложенного, довод жалобы ООО «Квадрат» о том, что утверждаемые красные линии должны отображаться в виде линий черного цвета, не принимается судебной коллегией во внимание.

В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее -73-Ф3), градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки муниципальных образований, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, если иное не определено соглашением о передаче полномочий между федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, и с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законом данного субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона Ярославской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области" в случаях, предусмотренных федеральным законом, градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки муниципальных образований, подлежат обязательному согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно пункту 2 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 № 2 «Об утверждении положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны» уточняется термин «градостроительная документация», употребляемый в пункте 4 статьи 60 Федерального закона 73-Ф3. Под «градостроительной документацией» понимаются виды документов в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ: генеральные планы поселений и городских округов, документация по планировке территории и градостроительные регламенты в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны.

Сопоставляя содержание видов документов, охватываемых понятием «градостроительная документация» и содержание оспариваемого постановления мэрии, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о непротиворечии постановления законодательству в области охраны объектов культурного наследия, поскольку оспариваемое постановление не является документом территориального планирования, не разрабатывает проектные предложения по красным линиям, входящим в состав проекта планировки, а лишь устанавливает требования к оформлению чертежей красных линий, в которых фиксируются существующие красные линии.

При таких обстоятельствах, ссылка в жалобе на необходимость согласования чертежей красных линий, как градостроительной документации, с органами охраны объектов культурного наследия, не принимается коллегией во внимание как безосновательная.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что доводы жалобы в целом не опровергают правильность выводов районного суда, содержащихся в решении, и не содержат правовых оснований для отмены решения.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу ООО «Квадрат» на решение Кировского районного суда города Ярославля от 03 августа 2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: