Председательствующий: Колядов Ф.А. | Дело № 33-6697/2019 2-2563/2019 УИД 55RS0006-01-2019-003040-04 |
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Пшиготского А.И.,
судей Кочеровой Л.В., Леневой Ю.А.,
при секретаре Ким М.А.,
рассмотрела в судебном заседании в г. Омске 16 октября 2019 года |
дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 на решение Советского районного суда г. Омска области от <...> по гражданскому делу по иску ФИО1 к БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. Омска» о признании решения об отказе в предоставлении средств областного материнского (семейного) капитала незаконным, возложении обязанности произвести выплату.
Заслушав доклад судьи областного суда Леневой Ю.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с иском к БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. Омска» о признании решения об отказе в предоставлении средств областного материнского (семейного) капитала незаконным. В обоснование требований указала, что в феврале 2019 года ею было подано заявление по вопросу использования средств областного материнского (семейного) капитала на строительство индивидуального жилого дома. Письмом от <...> ФИО1 в использовании данных средств было отказано. Причиной отказа послужило отсутствие в выписке ЕГРН сведений о правах лица, получившего сертификат, и (или) его супруга, а также детей на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Просила признать незаконным решение филиала БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Омска» исх. № <...> от <...> об отказе использования средств областного материнского (семейного) капитала на строительство жилого дома, обязать филиал БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Ленинского административного округа города Омска» восстановить допущенное нарушение прав ФИО1 и произвести выплату средств областного материнского (семейного) капитала на строительство жилого дома.
Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. Омска» ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития Омской области по доверенности ФИО4 полагала, что правовые основания для признания незаконным оспариваемого решения отсутствуют.
Решением Советского районного суда г. Омска от 14 августа 2019 года постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. Омска» о признании решения об отказе в предоставлении средств областного материнского (семейного) капитала незаконным, возложении обязанности произвести выплату средств областного материнского (семейного) капитала на строительство жилого дома - отказать».
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что юридически значимым обстоятельством по данному делу являлось установление обстоятельства, свидетельствующего об улучшении жилищных условий, осуществляемого посредством приобретения жилого помещения или строительства. Действия истца были направлены на улучшение жилищных условий с использованием средств материнского капитала. Ссылается на то, что требование о нахождении в общей собственности земельного участка, на котором планируется строительство жилого дома, противоречит федеральному законодательству и применению не подлежит.
В возражениях на жалобу представитель Министерства труда и социального развития Омской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав объяснения представителя истца по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, представителя БУ ОО «МФЦ» ФИО3, представителя Министерства труда и социального развития Омской области ФИО4, действующих на основании доверенностей, которые просили оставить решение без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с <...> состоит в зарегистрированном браке с ФИО5, имеет троих несовершеннолетних детей: ФИО6, <...> года рождения, ФИО7, <...> года рождения и ФИО8, <...> года рождения.
<...> истец обратилась в Филиал БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» - «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Ленинского административного округа города Омска» с заявлением о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала путем направления их на строительство объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением строительной организации.
По результатам рассмотрения заявления БУ «МФЦ» <...> вынесено распоряжение об отказе в предоставлении средств областного материнского (семейного) капитала в связи с не предоставлением документов, подтверждающих нахождение в общей собственности лица, получившего сертификат, и (или) его супруга, а также детей, земельного участка, на котором осуществляется индивидуальное жилищное строительство.
Не соглашаясь с правомерностью отказа, ФИО1 обратилась за судебной защитой своих прав.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь Порядком распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.01.2011 № 3-П «О мерах по реализации статьи 41.1 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», районный суд исходил из отсутствия правовых оснований для распоряжения средствами материнского капитала в связи с несоблюдением условия о нахождении земельного участка, на котором предполагается осуществить индивидуальное жилищное строительство, в общей собственности истца, и (или) ее супруга, а также несовершеннолетних детей.
С позицией суда первой инстанции коллегия соглашается и условий для ее переоценки не усматривает.
Законом РФ от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены дополнительные меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом установленных названным законом особенностей.
Пунктом 2 статьи 1 указанного Закона предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На территории Омской области порядок предоставления таких мер определен Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (далее – Кодекс), в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 41.1. которого право на получение меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета в виде областного материнского (семейного) капитала возникает при рождении (усыновлении) в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2018 года ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации, проживающих на территории Омской области, не имеющих места жительства за ее пределами, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2011 года, если ранее они не воспользовались правом на получение семейного капитала.
Право на получение семейного капитала возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, установленных пунктом 11.1 ст. 41.1. Кодекса (часть 7).
Согласно пункту 1 части 10 ст. 41.1. Кодекса лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами семейного капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий на территории Омской области.
Порядок распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала утвержден постановлением Правительства Омской области от 19.01.2011 № 3-П, с изменениями, внесенными постановлением от 28.11.2018 № 351-П, вступившими в законную силу 10.12.2018 и действующими на момент обращения ФИО1 к ответчику с заявлением – <...> (далее – Порядок).
В пункте 2 Порядка указано, что в целях распоряжения средствами (частью средств) семейного капитала лица, получившие сертификат, или их представители обращаются в уполномоченное государственное учреждение Омской области, находящееся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, по месту жительства с заявлением о распоряжении средствами семейного капитала по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Омской области.
В соответствии с подп. 3 пункта 12 Порядка в целях улучшения жилищных условий на территории Омской области лица, получившие сертификат, могут направлять средства семейного капитала на оплату строительства объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемого лицом, получившим сертификат, и (или) его супругом, с привлечением организации, выполняющей строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, на земельном участке, находящемся в общей собственности лица, получившего сертификат, и (или) его супруга, а также детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) (в редакции от 28.11.2018).
В этом случае в силу пункта 17 Порядка в учреждение по месту жительства дополнительно представляются:
разрешение на строительство, оформленное на лицо, получившее сертификат, или супруга лица, получившего сертификат (<...>);
договор строительного подряда (<...>);
документ, содержащий сведения о внесенной сумме в счет уплаты цены договора строительного подряда и об оставшейся неуплаченной сумме по договору (<...>.);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая сведения о правах лица, получившего сертификат, и (или) его супруга, а также детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства (<...>).
Непредставление заявления и документов (копий документов) (получение информации от уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления об отсутствии запрошенных сведений) в силу подп. 1 пункта 9 Порядка является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении средств семейного капитала.
При обращении с заявлением о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала ФИО1 представлен договор аренды земельного участка № <...> от <...>, заключенный между администрацией Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области (арендодателем) и супругом заявителя - ФИО5 (арендатором), по условиям которого арендодатель обязуется передать, а арендатор принять в аренду земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером № <...> на срок <...> общей площадью <...>. Местоположение участка: <...>, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, целевое назначение аренды – для строительства индивидуального жилого дома.
<...> администрацией Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области ФИО5 выдано разрешение на строительство на земельном участке индивидуального жилого дома общей площадью <...>
<...> ФИО5 дано нотариально удостоверенное обязательство об оформлении индивидуального жилого дома в общую долевую собственность свою, супруги и детей с определением доли по соглашению в течение 6 месяцев после ввода объекта жилищного строительства в эксплуатацию.
По договору строительного подряда от <...>, заключенному между ФИО1 (заказчиком) и ООО «Сфера недвижимости» (подрядчиком), последнее в установленный договором срок обязано провести строительные работы по возведению объекта недвижимости общей площадью <...>. на земельном участке с кадастровым номером № <...>
Порядок расчетов определен в пункте <...> договора следующим образом: весь платеж разделяется на два этапа – первый этап: <...> рублей перед началом работ за счет средств из сертификата на областной материнский (семейный) капитал № <...>, выданного на имя ФИО1 <...>; второй этап – <...> рублей после окончания и сдачи домовладения заказчику.
Договор подписан от имени подрядчика <...>., между тем, по сведениям ЕГРЮЛ лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени ООО «<...>», значится директор – <...> С.А., учредителями юридического лица указаны <...> С.А. (50%) и <...> А.А. (50%).
В выписке из ЕГРН не указан правообладатель земельного участка, на котором истцом планируется индивидуальное жилищное строительство, <...> зарегистрировано обременение объекта в виде аренды сроком на <...> с <...> в пользу <...> С.А.
Ранее действовавший Порядок (до <...>, подп. 4 пункта 17) предусматривал направление средств семейного капитала на оплату индивидуального жилищного строительства и в случае принадлежности земельного участка, на котором осуществлялось строительство, на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, праве аренды, безвозмездного пользования.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Омской области от 28.11.2018 № 351-П «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19 января 2011 года № 3-П» право на использование средств областного материнского (семейного) капитала в соответствии с Порядком (без учета изменений, внесенных настоящим постановлением) сохраняется:
за лицами, получившими сертификат на семейный капитал, при направлении ими средств семейного капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством участия в долевом строительстве или кооперативе, предоставленным по договорам займа, заключенным с кредитными потребительскими кооперативами до дня вступления в силу настоящего постановления (подп. 1);
лицами, направившими часть средств семейного капитала на строительство объекта индивидуального жилищного строительства (реконструкцию жилого помещения), осуществляемое гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство объекта индивидуального жилищного строительства или реконструкцию жилого помещения, в том числе по договору строительного подряда, до дня вступления в силу названного постановления, при направлении оставшейся части средств семейного капитала на данные цели (подп. 2).
Принимая во внимание, что как на дату заключения договора подряда <...>, так и на момент обращения истца с заявлением к ответчику – <...>, по правилам нового нормативного регулирования одним из условий распоряжения средствами областного материнского капитала на оплату строительства объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемого с привлечением организации, является факт нахождения земельного участка, на котором планируется строительство, в общей собственности лица, получившего сертификат, и (или) его супруга, а также детей, что в рассматриваемом случае не соблюдено. В этой связи основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 у суда первой инстанции отсутствовали.
К числу лиц, имеющих право на использование меры дополнительной поддержки в соответствии с Порядком до внесения в него изменений, и поименованных в пункте 3 постановления Правительства Омской области от 28.11.2018 № 351-П, истец не относится. Строительство ФИО1 планируется с привлечением строительной организации, до внесения изменений в вышеназванный Порядок средства материнского капитала на индивидуальное жилищное строительство ею не направлялись.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2. Определения от 26.11.2018 № 2929-О, учитывая, что защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1 Конституции Российской Федерации), федеральный законодатель при определении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты семей, имеющих детей, закрепил за ними право устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной помощи и социальной поддержки для отдельных категорий граждан (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3, часть 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; часть 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя указанное полномочие, вправе определить форму и виды социальной помощи (поддержки), условия ее предоставления семьям с детьми за счет собственных средств. Поскольку данные меры устанавливаются дополнительно к льготам, гарантиям и иным социальным мерам, предусмотренным на федеральном уровне, он не лишен возможности изменять правовое регулирование в указанной сфере с учетом жизненной ситуации, в которой оказываются данные семьи, а также исходя из финансово-экономических возможностей субъекта Российской Федерации, соблюдая при этом баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
По своей правовой природе средства областного материнского капитала являются дополнительной мерой социальной поддержки, право на которую непосредственно из Конституции Российской Федерации, федерального закона не вытекает, обусловлено финансовыми возможностями субъекта Российской Федерации, а поэтому как само ее введение и определение оснований, круга лиц и условий предоставления, так и отмена относятся исключительно к компетенции регионального законодателя.
С учетом изложенного позиция апеллянта о применении к спорным правоотношениям федерального закона как акта, обладающего большей юридической силой, которым не предусмотрено ограничение в распоряжении средствами материнского капитала на индивидуальное жилищное строительство исключительно правом общей собственности на земельный участок, не может быть признана убедительной.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Омска от 14 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи