Судья Рожин А.А. Строка – 57,госпошлина: 0 руб.
Докладчик Гомола С.Н. Дело № 33-66/2013г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нарьян-Мар 16 апреля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Гомола С.Н.,
судей Селезнева С.С., Карманова А.Л.,
при секретаре судебного заседания Римских Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 31 января 2013 года, которым постановлено
«В удовлетворении иска ФИО1 отказать».
Заслушав доклад судьи Гомола С.Н., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей Управления природных ресурсов и экологии НАО ФИО2, ФИО3, полагавших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился с иском к Управлению природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа (далее по тексту – УПР НАО) о признании незаконными:
распоряжения начальника УПР НАО от 30 августа 2012 года № 120-р/лс в части установления квалификационных требований к вакантной должности «заместитель начальника УПР НАО» по наличию высшего профессионального образования по направлению «юриспруденция»,
решения от 11 октября 2012 года об отказе в допуске к конкурсу на замещение вакантной должности «заместитель начальника УПР НАО» и об отказе в допуске к участию в конкурсе для формирования кадрового резерва для замещения указанной должности государственной гражданской службы НАО,
результатов конкурсов от 31 октября 2012 года на замещение вакантной должности «заместитель начальника УПР НАО», формирования кадрового резерва для замещения указанной должности государственной гражданской службы НАО,
устранении допущенных нарушений путем отмены: приказа УПР НАО о признании победителем конкурса на замещение вакантной должности заместителя начальника УПР НАО ФИО4, приказа УПР НАО включение в резерв на замещение должности заместителя начальника УПР НАО ФИО5, приказа о назначении на должность заместителя начальника УПР НАО ФИО4
Свои требования мотивировал тем, что он не был допущен к участию в конкурсах на замещение вакантной должности «заместитель начальника УПР НАО» и на включение в кадровый резерв на замещение должности «заместитель начальника УПР НАО», в связи с несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности (несоответствие требованиям, предъявляемым к высшему профессиональному образованию). Однако предлагаемая к замещению вакансия «заместитель начальника УПР НАО» относится к категории «руководители» главной группы должностей, к квалификационным требованиям по уровню профессионального образования, относится наличие высшего профессионального образования, дополнительных требований к образованию - профессиональное образование по направлению «юриспруденция», в данном случае, закон не устанавливает. В силу положений ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Закона НАО № 636-ОЗ «О государственной гражданской службе Ненецкого автономного округа» считает решение об отказе в допуске к участию в конкурсах незаконным и нарушающим его права на равный доступ к государственной гражданской службе.
В судебном заседании ФИО1 требования поддержал в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представители Управления природных ресурсов и экологии НАО ФИО3, ФИО2 исковые требования не признали.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение отменить. Считает, что при вынесении решения суд первой инстанции неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Указывает, что ему было отказано в допуске к участию в конкурсе на основании несоответствия требованиям, предъявляемым к высшему профессиональному образованию, поэтому выводы суда о том, что ему отказано в связи с отсутствием высшего образования по специальности юриспруденция не соответствуют обстоятельствам дела.
Также суд не применил нормы Закона НАО № 636-ОЗ «О государственной гражданской службе Ненецкого автономного округа», согласно которому дополнительные требования к образованию (наличие специального образования) к категории руководителей высшей и главной группы должностей не может быть предъявлено.
Согласно требованиям Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Закона НАО № 636-ОЗ «О государственной гражданской службе Ненецкого автономного округа» положения должностного регламента не могут являться критерием для отказа в допуске к участию в конкурсе, его нормы могут учитываться только при проведении конкурса.
Считает, что УПР НАО превысило свои полномочия и нарушило положения пункта 10 Указа Президента от 01 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», требования Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Закона НАО № 636-ОЗ «О государственной гражданской службе Ненецкого автономного округа», установив приказом от 18 июня 2012 года № 9-лс квалификационные требования к специализации образования к категории руководителей высшей и главной группы должностей, поскольку квалификационные требования к вакантной должности устанавливаются только федеральным законом и законом субъекта.
Считает необоснованным вывод суда о том, что он не заявлял требований о признании пункта 1.2 приказа УПР НАО от 18 июня 2012 года № 9-лс незаконным. Данное заявление было сделано в судебном заседании и суд должен был оценить его доводы.
Суд не учел, что приказ УПР НАО от 18 июня 2012 года № 9-лс в нарушение постановления администрации НАО от 16 ноября 2011 года № 249-п «О подготовке и размещении информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не был опубликован.
В нарушение пункта 16 Указа Президента от 01 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» порядок работы, методика проведения конкурса правовым актом УПР НАО не установлены.
Выводы суда о том, что аппарат администрации НАО не наделен полномочиями по проведению конкурса противоречит пункту 2 Указа Президента от 01 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» постановлению администрации НАО от 27 января 2009 года № 3-п «Об Аппарате администрации Ненецкого автономного округа».
В возражениях на апелляционную жалобу начальник УПР НАО ФИО6 указал на законность и обоснованность постановленного судом решения, несостоятельность доводов жалобы.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно пункту 3 статьи 4, статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьям 21,22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным законом.
Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.
Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах, в соответствии с пунктом 12 статьи 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» конкурсы проводятся государственными органами субъектов, в которых имеются вакантные должности гражданской службы, в функции органов по управлению государственной службой входит направление представителей в комиссии по проведению конкурсов.
Согласно статье 16 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», постановлению администрации НАО от 27 января 2009 года № 3-п «Об аппарате администрации НАО», приказу УПР НАО № 13-лс от 28 сентября 2012 года «О конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Управлении природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа» в конкурсную комиссию входят представители государственного органа Ненецкого автономного округа по управлению государственной службой.
С учетом вышеизложенных норм доводы апелляционной жалобы о том, что конкурсы на замещение вакантной должности «заместитель начальника УПР НАО» и по формированию кадрового резерва для замещения указанной должности государственной гражданской службы НАО, проведены в нарушение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» судебная коллегия считает необоснованными.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены квалификационные требования к должностям гражданской службы, в число которых входят требования:
к уровню профессионального образования,
стажу гражданской службы или стажу работы по специальности,
профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
Данной нормой также установлено, что в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.
Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент).
В силу положений статьи 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в должностной регламент включаются требования в части профиля соответствующего образования, положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы.
Статьей 11 Закона Ненецкого автономного округа от 01 декабря 2005 года № 636-ОЗ (ред. от 29 декабря 2012 года) «О государственной гражданской службе Ненецкого автономного округа» установлено, что квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по соответствующей должности гражданской службы, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций, определенных положением об этих органах и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент).
Приказом УПР НАО от 05 мая 2012 года № 7-лс (в ред. приказа от 18 июня 2012 г. № 9-лс) утверждены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям государственной гражданской службы в УПР НАО, согласно которым в раздел «Должности категории «руководители» главной и ведущей групп должностей гражданской службы установлено квалификационное требование: Образование: высшее профессиональное образование по специальностям, соответствующим должностному регламенту» (л.д.79-82).
Должностным регламентом заместителя начальника УПР НАО ( в ред. от 20 августа 2012 года № 11-лс) определено, что для замещения должности заместителя начальника УПР НАО необходимо наличие высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» или высшего профессионального образования, считающегося равноценным (л.д. 94-97,83).
Утверждая данный должностной регламент УПР НАО действовало в рамках предоставленных ему полномочий.
С учетом вышеизложенных норм в распоряжении УПР НАО № 120 –р/лс от 30 августа 2012 года «О конкурсе для замещения вакантной должности и формирования кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы Управления природных ресурсов и экологии НАО» обоснованно указаны квалификационные требования к должности государственной гражданской службы – заместитель начальника УПР НАО в том числе - наличие высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» или высшего профессионального образования, считающегося равноценным (л.д.70-73,74-78).
Данное распоряжение Управления природных ресурсов и экологии НАО издано в рамках своей компетенции и в соответствии с требованиями пунктов 2, 6 Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение об отказе к участию в конкурсе является незаконным, принятым с нарушением требований закона судебная коллегия считает необоснованными, поскольку УПР НАО в соответствии с требованиями закона были установлены квалификационные требования к вакантной должности гражданской службы НАО, а ФИО1, согласно представленным документам, не соответствовал данным квалификационным требованиям.
Как следует из протокола заседания конкурсной комиссии Управления природных ресурсов и экологии НАО от 05 октября 2012 года № 4 ФИО1 представил документы о высшем профессиональном образовании по специальности «География», что не соответствовало квалификационным требованиям, предъявляемым к вакантной должности (л.д.27-29).
Решение об отказе в допуске к участию в конкурсах принято в соответствии с требованиями статьи 22 Федеральный закон «О государственной гражданской службе», пунктом 10 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 12 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации Управление природных ресурсов и экологии НАО 11 октября 2012 года ФИО1 направило ФИО1 уведомление о том, что он не допущен к участию в конкурсе на замещение вакантной должности заместителя начальника УПР НАО, а также к участию в конкурсе для формирования кадрового резерва для замещения указанной должности государственной гражданской службы в связи с несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности (несоответствие требованиям, предъявляемым к высшему профессиональному образованию).
Другие доводы жалобы аналогичны мотивам ФИО1 по иску, по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 31 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н.Гомола
Судьи С.С. Селезнев
А.Л. Карманов