ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-670 от 06.05.2015 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Ветрова С.В. дело № 33-670А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«06» мая 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Демьяновой Н.Н. и Лукоянова А.Н.,

при секретаре Колесниковой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Афанасьева Андрея Павловича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 февраля 2015 года, которым удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Царева Артема Александровича к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения, на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Цареву Артему Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Шарья Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения прокурора Рыловой Т.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шарьинский межрайонный прокурор Костромской области обратился в суд в интересах Царева А.А. с иском к администрации Костромской области, просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить Цареву А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области на территории г. Шарьи.

Требования мотивировал тем, что Царев А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен. Его мать Ц.С.И., бывшая одинокой матерью, умерла 10 октября 2009 года. На основании приказа от 18 августа 2010 года № 147 межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 6 Царев А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения из жилищного фонда Костромской области. До 2001 года Царев А.А. с матерью проживали по адресу: <адрес>. 2 августа 2011 года указанный дом уничтожен пожаром. На основании акта и заключения от 15 октября 2014 года № 172 межведомственной комиссии дом <адрес> восстановлению не подлежит. С ноября 2002 года Царев А.А. с матерью проживали в доме маневренного жилого фонда по адресу: <адрес>. На основании заключения межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства от 09 октября 2014 года № 6 проживание Царева А.А. по указанным выше адресам признано невозможным. Других жилых помещений в собственности или по договору социального найма Царев А.А. не имеет. Поскольку он не обеспечен жилым помещением, он имеет право на его получение. Обязанность по предоставлению Цареву А.А. жилого помещения законом возложена на администрацию Костромской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, администрация г. Шарьи.

Судом по делу постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Афанасьев А.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что требования о предоставлении квартиры вытекают из публичных правоотношений и подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ. Указывает на необходимость привлечения к участию в деле в качестве соответчика департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области. Отмечает также, что у администрации отсутствуют полномочия по заключению договоров найма жилых помещений, специализированного жилищного фонда в собственности она не имеет, её участие в обеспечении жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается только в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещения, что возможно лишь при наличии жилого помещения в собственности Костромской области. Согласно п. 5 ст. 10.1 Закона Костромской области от 06.10.2007 года №196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом исполнительной власти Костромской области. Судом не установлено, что право истца на жилое помещение возникло ранее, чем у иных лиц указанной категории. Ссылается на отсутствие доказательств того, что Царев А.А. в установленном порядке признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Указывает также, что судом необоснованно не применен Закон Костромской области от 23.12.2014г. № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», в соответствии с которым органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями, в том числе, и по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан. Выражая несогласие с выводом суда о невозможности применения данного Закона в виду того, что в Законе Костромской области от 25.12.2014г. № 618-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов» не предусмотрены субвенции бюджетам городских округов, указывает, что в силу ст. 2 Бюджетного кодекса РФ субвенции носят исключительно целевой характер, в связи с чем возникновению расходных обязательств в виде передачи субвенций на выполнение отдельных государственных полномочий должна предшествовать процедура наделения органов местного самоуправления такими полномочиями. В Законе об областном бюджете на 2015 год предусмотрены средства на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. То есть, фактически уже было предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий без распределения по конкретным городским округам. Вопросы предоставления субвенций органам местного самоуправления являются отношениями в сфере межбюджетных трансфертов и не входят в предмет судебного разбирательства. Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, ст. 52 ЖК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 года № 376-О-П, указывает, что предоставление детям-сиротам жилых помещений возможно при признании их в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, однако данные обстоятельства по настоящему делу не доказаны, что влечет отмену решения в апелляционном порядке.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к выводу о том, что Царев А.А. должен быть обеспечен жильем по месту жительства на территории г. Шарьи, а обязанность по предоставлению ему жилого помещения лежит на администрации Костромской области.

Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Царев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом № 147 от 18 августа 2010 года межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 6 Царев А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из жилищного фонда Костромской области.

Судом установлено, что Царев А.А. собственником жилого помещения не является, жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, относится к муниципальному маневренному фонду. Отсутствие у Царева А.А. жилого помещения для проживания лицами, участвующими в деле, не оспорено.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о предоставлении Цареву А.А. жилого помещения.

Действующим законодательством, а именно положениями ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28.12.2012 года № 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01.01.2013 года), ст.10.1 Закона Костромской области № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», введенной Законом Костромской области от 28.12.2012 года № 322-5-ЗКО, обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.

С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению Цареву А.А. специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области. Основанием для заключения с истцом договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.

В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Костромской области не заключает договоры найма специализированных жилых помещений с лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, что в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, а её участие в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории заключается только в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещения, не могут являться основанием к отмене решения суда.

Судебная коллегия полагает несостоятельной и ссылку в жалобе на невозможность рассмотрения дела без привлечения к участию в нём в качестве соответчика департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, поскольку данный орган принимал участие в процессе в качестве третьего лица, ходатайства о привлечении его в качестве соответчика администрация не заявляла.

Из содержания положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 года № 185-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013 года) и ст. 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По настоящему делу такие юридические факты установлены, поэтому доводы жалобыотносительно порядка приобретения и очередности предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на правильность выводов суда не влияют. Отсутствие в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве Царева А.А. на предоставление жилого помещения, в связи с чем с доводом апелляционной жалобы по указанному вопросу согласиться также нельзя. При этом решение вопроса об обеспечении жилыми помещениями категории лиц, к которой относится истец, не связывается с их малоимущностью, что следует из указанных выше законодательных актов как федерального, так и регионального уровня.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда о невозможности применения при разрешении данного спора Закона Костромской области от 29.12.2014г. № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления городских округов Костромской области отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (ст. 1).

Статьей 10 Закона Костромской области № 620-5-ЗКО предусмотрено, что настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.

Вместе с тем, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции в статье 26 Закона Костромской области от 25.12.2014г. № 618-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Закон Костромской области от 29.12. 2014 года № 620-5-ЗКО не поименован.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отверг довод представителя администрации Костромской области о том, что администрация Костромской области не является надлежащим ответчиком по делу.

Поскольку доводы жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: