ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6706/20 от 29.10.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело

33-6706/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 29 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Нечаевой Т.М.,

судей Синельниковой Л.В., Ярыгиной Е.Н.,

при секретаре Солдатовой О.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сакмарского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Селекционно -Гибридный Центр «Вишневский» об обязании привести деятельность предприятия в соответствие с требованиями федерального законодательства,

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Селекционно -Гибридный Центр «Вишневский» на решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 11 февраля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Нечаевой Т.М., объяснения представителя ответчика Пичугиной Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Андреева А.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Сакмарского района Оренбургской области обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Селекционно -Гибридный Центр «Вишневский» (далее по тексту ООО «СГЦ «Вишневский») об обязании привести деятельность предприятия в соответствие с требованиями федерального законодательства, указав, что в ходе проверки исполнения ООО «СГЦ «Вишневский» природоохранного законодательства, законодательства об атмосферном воздухе установлено, что основными видами деятельности ООО «СГЦ «Вишневский» являются животноводство, разведение свиней. Промплощадка ООО «СГЦ «Вишневский» расположена в 4 км. от с. Беловка в юго-восточном направлении по автодороге «Сакмара-Верхние Чебеньки». На данной промплощадке расположены 6 корпусов, где содержатся свиньи. Напротив корпусов расположены 2 лагуны, содержащие жидкие биологические отходы свиней.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в ООО «СГЦ «Вишневский» не организован и не ведется производственный экологический контроль, отсутствуют документы, подтверждающие его проведение, не разработана Программа производственного экологического контроля для юридического лица, отсутствуют и не назначены лица, ответственные за соблюдение природоохранного законодательства на предприятии, что является нарушением ст.ст. 34, 67 Федерального закона № 7 от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Кроме того, в нарушение ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 15, 16 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», корпуса ООО «СГЦ «Вишневский» № 2,3 и 4 расположены от лагуны № 1 на расстоянии менее 60 метров.

Таким образом, ООО «СГЦ «Вишневский» нарушены требования Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Вышеуказанные нарушения природоохранного законодательства оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду, что в свою очередь, отражается на здоровье граждан, условиях их проживания. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.

С учетом уточнений просил суд:

- обязать ООО «СГЦ «Вишневский», расположенный в с. Беловка Сакмарского района, в срок до 01.06.2020 года разработать и утвердить в контролирующих органах программу производственного экологического контроля; в срок до 01.09.2020 года привести лагуны в соответствие с требованиями федерального законодательства, путем размещения их в 60 м. от свинокомплекса; в срок до 01.01.2021 года разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отвечающих требованиям действующего федерального законодательства; в срок до 01.01.2021 года разработать и утвердить проект предельно допустимых выбросов.

Решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от 11 февраля 2020 года исковые требования прокурора Сакмарского района Оренбургской области удовлетворены частично. Суд обязал ООО «СГЦ «Вишневский», расположенный в с. Беловка Сакмарского района, в срок до 01.06.2020 года разработать и утвердить в контролирующих органах программу производственного экологического контроля; в срок до 01.09.2020 года привести лагуны в соответствие с требованиями федерального законодательства, путем размещения их в 60 м. от свинокомплекса; в срок до 01.01.2025 года разработать и утвердить проект предельно допустимых выбросов. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе представитель ООО «СГЦ «Вишневский» просит решение суда в части возложения обязанности на общество по приведению лагун в соответствие с требованиями федерального законодательства путем размещения их в 60 м. от свинокомплекса, отменить, ссылаясь на то, что нормы законодательства, регламентирующие расстояние расположения лагун от свинокомплекса были приняты в 2016 году, после проведения реконструкции свинокомплекса в 2015 году, поэтому требования Приказа Минсельхоза России от 29.03.2016 № 114 не распространяются на ответчика. Кроме того, расстояние от лагун до корпусов, где содержатся свиньи, более 60 м., в связи с этим переноса лагун не требуется. Вывод суда о том, что месторасположение лагун оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, не подтвержден никакими доказательствами. Также в жалобе ответчик ссылается на нарушение судом правил подсудности.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, приходит к следующему.

В ходе проверки исполнения природоохранного законодательства ООО «СГЦ «Вишневский», законодательства об атмосферном воздухе, проведенной прокуратурой Сакмарского района Оренбургской области, установлено, что основными видами деятельности ООО «СГЦ «Вишневский» являются животноводство, разведение свиней. Промплощадка ООО «СГЦ «Вишневский» расположена в 4 км. от с. Беловка в юго-восточном направлении по автодороге «Сакмара-Верхние Чебеньки». На данной промплощадке расположены 6 корпусов, где содержатся свиньи. Напротив корпусов расположены 2 лагуны, содержащие жидкие биологические отходы свиней.

Данный объект поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Учитывая изложенное и руководствуясь положениями ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды РФ от 28.02.2018 года №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного контроля, прядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», положениями ст.ст. 21, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» суд первой инстанции обязал ООО «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский», разработать и утвердить в контролирующих органах программу производственного экологического контроля и проект предельно допустимых выбросов.

В данной части решение суда не обжалуется.

Удовлетворяя требования об обязании ООО «СГЦ «Вишневский» в срок до 01.09.2020 года привести лагуны в соответствие с требованиями федерального законодательства, путем размещения их в 60 м. от свинокомплекса, суд первой инстанции руководствовался абз.2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии", Приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 № 114 и исходил из их расположения на расстоянии менее 60 метров от корпусов, где содержатся свиньи.

Судебная коллегия считает выводы суда о несоответствии расположения лагуны с кадастровым номером требованиями федерального законодательства ошибочными, не соответствующими установленным фактическим обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что ООО «СГЦ «Вишневский» на основании договора купли-продажи от 18.08.2014 года является собственником двух лагун, расположенных по адресу: (адрес) одна-с кадастровым номером , площадью 4839,1 кв.м. и другая- с кадастровым номером , площадью 6308,8 кв.м..

Данные объекты введены в эксплуатацию разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № *** 26.12.2011 года (л.д.13-15 т.2)

В 2015г. ответчиком произведена реконструкция свиноводческого комплекса, что подтверждается Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 11.09.2015 года ***, выданным администрацией МО Сакмарский район Оренбургской области разрешает ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствие с Уставом ООО «СГЦ «Вишневский» основными видами деятельности общества являются животноводство, разведение свиней. Промплощадка ООО «СГЦ «Вишневский» расположена в 4 км. от с. Беловка в юго-восточном направлении по автодороге «Сакмара-Верхние Чебеньки», на ней расположены 6 корпусов, в которых содержатся свиньи. Напротив корпусов расположены 2 лагуны, содержащие жидкие биологические отходы свиней.

В ходе прокурорской проверки соблюдения природоохранного законодательства и законодательства об атмосферном воздухе прокуратурой Сакмарского района выявлены нарушения в деятельности ответчика, в т.ч. касающиеся расположения лагун от корпусов №2,3,4,6 свинокомплекса на расстоянии менее 60м., о чем составлен Акт от 17.07.2019г..

Так, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в т.ч. к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Пунктом 8 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещено проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной или иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.

Статьей 2.1 Закона РФ N 4979-1 от 14 мая 1993 года "О ветеринарии" установлено, что нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, при разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, являются ветеринарные правила.

Согласно абз.2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии" владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.

Приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 № 114 утверждены ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации.

Из положений п. 24 Правил следует, что территория свиноводческого предприятия должна разделяться на изолированные друг от друга зоны: производственную, в которой выделяются репродукторный и откормочный секторы, административно-хозяйственную, включающую здания и сооружения административно-хозяйственных служб, объекты инженерно-технического обслуживания (гараж, технические склады, механические мастерские), хранения, приготовления кормов, где размещаются сооружения для хранения и приготовления кормов. А также зону хранения и переработки навоза. Навозохранилище размещается с подветренной стороны на расстоянии не менее 60 м от помещений, в которых содержатся свиньи.

Таким образом, действующее законодательство регламентирует текущую деятельность предприятия по содержанию свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации и устанавливает требования к расстоянию от лагуны-навозохранилища до помещения, в которых содержатся свиньи,- не менее 60 м. Следовательно, вопреки доводам ответчика, соблюдение установленных требований к местоположению лагун относительно корпусов, где содержатся свиньи, в деятельности свинокомплекса обязательно.

Постановлением ведущего специалиста отдела незаразных болезней и госветнадзора МСХ иПП Оренбургской области главного ветеринарного инспектора ФИО11. директор ОО «СГЦ «Вишневский» ФИО10. привлечен к административной ответственности по ч*** КоАП РФ-нарушении требований законодательства в сфере ветеринарии, выразившемся в том, что территория свиноводческого предприятия не разделена на изолированные друг от друга зоны: производственную, административно-хозяйственную, хранения и переработки навоза, корпуса 32,3 и 4 расположены от лагуны на расстоянии менее 60м.

Из Заключения №198 от 23.12.2019 года кадастрового инженера ФИО12. усматривается, что расстояния от корпусов до лагуны, расположенной напротив корпусов №№1,2,3,4, 5 соответственно: 70,3м, 68,9м, 67,11м, 69,4м. и 70,4м.

В соответствии с Актом совместной проверки соблюдения требований законодательства в части расположения лагун от свинокмплекса, составленным прокурором и представителем ответчика, усматривается, что расстояние от лагуны с кадастровым номером: до корпусов, в которых содержатся свиньи, превышает 60.м., расстояние от лагуны № 2 с кадастровым номером до подкорпусов №1 и 2 корпуса №6, в которых также содержатся свиньи, менее 60м. Данное обстоятельство в суде апелляционной инстанции представителем ответчика Пичугиной Е.А. не оспаривалось.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о нарушении ответчиком законодательства об атмосферном воздухе, Приказа Минсельхоза России от 29.03.2016г. №114 в части расположения лагуны №1 с кадастровым номером: Поэтому решение суда подлежит изменению и обязанию ответчика привести только лагуну с кадастровым номером в соответствии с требованием федерального законодательства, путем размещения не менее 60 м от свинокомплекса.

Довод апелляционной жалобы о нераспространении положений Приказа Минсельхоза России от 29.03.2016 № 114, которым утверждены ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, на деятельность ответчика ввиду его издания после приобретения свинокомплекса ответчиком и его реконструкции не влияет на выводы суда о нарушении требований действующего законодательства при размещении лагуны с кадастровым номером и обязании устранить выявленные нарушения.

Согласно п. 1 Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации устанавливают требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации, требования к осуществлению мероприятий по карантинированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, индивидуальными предпринимателями, организациями и иными организациями и учреждениями.

Таким образом, Правилами установлены требования к условиям содержания свиней в текущей деятельности ответчика.

Довод апелляционной жалобы о том, что ответчиком не нарушаются нормативы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха, проводится работа по уменьшению воздействия на окружающую среду, используются ускорители биологических процессов не является основанием для отмены решения суда и освобождения ответчика от исполнения требований ветеринарных правил, санитарных нормативов в текущей деятельности свинокомплекса.

Вышеприведенные нормы права содержат требования к деятельности организаций, осуществляющих содержании свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации и являются обязательными для всех участников вышеуказанных правоотношений, независимо от наличия или отсутствия негативных последствий в результате деятельности хозяйствующего субъекта.

С доводом апелляционной жалобы о нарушении правил подсудности при разрешении спора судом судебная коллегия не соглашается.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 июля 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", при наличии нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации и частью 2 статьи 33 ГПК РФ отменяет постановление суда первой инстанции по основаниям части 3 статьи 330 ГПК РФ и передает дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение.

Дело может быть передано на рассмотрение по подсудности в суд первой инстанции, если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, представлении и суд апелляционной инстанции установит, что лицо, подавшее жалобу, или прокурор, принесший представление, заявляли в суде первой инстанции ходатайство о неподсудности дела этому суду либо что у них отсутствовала возможность заявить в суде первой инстанции такое ходатайство по причине их не извещения о времени и месте судебного заседания или не привлечения к участию в деле (п. 37).

Таким образом, учитывая, что ответчик участвовал в суде первой инстанции и ходатайство о неподсудности дела в суде первой инстанции не заявлял, данный довод является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.

Возлагая на ответчика обязанность по приведению лагун в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд установил срок для устранения нарушений законодательства до 01.09.2020 года.

Учитывая, что данный срок истек до рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ и учитывая возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, устанавливает срок исполнения судебного решения в данной части до 1 мая 2021 года.

При таких обстоятельствах, решение суда в части возложения обязанности по приведению лагун в соответствие с действующим законодательством, подлежит изменению.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 11 февраля 2020 года изменить, изложить абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции:

«Обязать общество с ограниченной ответственностью «Селекционно- Гибридный Центр «Вишневский» в срок до 01 мая 2021 года привести лагуну с кадастровым номером в соответствии с требованием федерального законодательства, путем размещения на расстоянии не менее 60 метров от свинокомплекса».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

Копия верна: Т.М. Нечаева