ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-671 от 20.01.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33-671

Судья Анищенко Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 января 2016 год город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Судневой В.Н.,

судей Никитиной Т.А., Кустовой И.Ю.,

при секретаре Мальцевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Свердловского района г. Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 14 октября 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ожеговой Т.А. удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации Свердловского района г. Перми, выразившееся в непринятии мер, установленных « Положением о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми», утвержденным Решением Пермской городской Думы № 192 от 08.11.2005г., по выявлению и демонтажу самовольно установленных движимых объектов (металлических гаражей) вдоль ГСК № ** (напротив домов по ул. **** в г. Перми).

Обязать администрацию Свердловского района г. Перми выполнить действия, установленные «Положением о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы № 192 от 08.11.2005г., по выявлению и демонтажу самовольно установленных движимых объектов (металлических гаражей) вдоль ГСК № ** (напротив домов по ул. **** в г. Перми) в сроки и в порядке, установленные нормативно-правовыми актами, и сообщить об исполнении решения в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении требований Ожеговой Т.А. к департаменту экономики и промышленной политики администрации г. Перми отказать».

Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя администрации Свердловского района г. Перми Рябовой М.С., поддержавшей апелляционную жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ожегова Т.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Свердловского района г. Перми, департаменту экономики и промышленной политики администрации г. Перми о признании незаконным бездействия по результатам ее обращения от 22.07.2015, возложении обязанности на администрацию Свердловского района г. Перми провести проверку информации, содержащейся в обращении, составить акт проверки; возложении обязанности на департамент экономики и промышленной политики администрации г. Перми в течение трех рабочих дней после составления акта проверки поставить на учет самовольные (незаконные) объекты вдоль ГСК № ** (напротив домов по ул. ****); возложении обязанности на администрацию Свердловского района г. Перми в течение пяти рабочих дней после постановки на учет самовольных (незаконных) объектов разместить на объектах и на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» объявление с требованием о добровольном демонтаже объектов в срок десять рабочих дней; при наличии признаков состава административного правонарушения - составить протокол, а в случае отсутствия у администрации района полномочий по составлению протокола об административном правонарушении в срок, не превышающий пяти рабочих дней после дня составления акта проверки, проинформировать об этом факте органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях; в течение пяти рабочих дней после дня окончания срока, отведенного на демонтаж объектов, проверить исполнение требования с составлением акта; в течение трех рабочих дней после составления акта издать распоряжение о принудительном демонтаже самовольных (незаконных) объектов и опубликовать данное распоряжение в установленном порядке; в день опубликования распоряжения направить уведомление участковому уполномоченному полиции с указанием даты, времени и места принудительного демонтажа самовольных (незаконных) объектов, определенных в распоряжении; обеспечить их принудительный демонтаж в срок установленный распоряжением, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования, и не позднее десятирабочих дней после дня официального опубликования; обеспечить дальнейшие действия по демонтажу, перемещению, хранению, транспортировке и захоронению (утилизации) демонтированных самовольных (незаконных) объектов в порядке, установленном нормативными правовыми актами. В обоснование требований указано, что в адрес администрации Свердловского района г. Перми истцом было направлено заявление от 22.07.2015г. о самовольно (незаконно) установленных (размещенных) металлических гаражах вдоль ГСК № ** (напротив домов по ул. ****) с приложением распечатки их местоположения со спутника, в котором она просила принять все меры, установленные «Положением о порядке выявления и демонтажа, самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми», и осуществить демонтаж объектов. Истцу поступил ответ от 11.08.2015 № СЭД-39-04-06-П-2152 неопределенного содержания, из которого следует, что никакие меры по демонтажу указанных объектов администрацией не предприняты. Бездействие ответчиков нарушают права истца.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит в апелляционной жалобе администрация Свердловского района г. Перми в части удовлетворения требований. Жалоба мотивирована тем, что для признания действий (бездействия) органа незаконным необходимо одновременно наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону и нарушение прав и законных интересов истца. В 2015г. на демонтаж, перемещение и хранение, транспортирование и захоронение либо утилизацию самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов были выделены денежные средства в размере *** руб. По результатам проведенного аукциона администрацией района с ООО «Западно-Уральская Строительная Компания» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по демонтажу таких объектов. Цена контракта с учетом снижения составила *** руб. В связи с чем в муниципальную программу были внесены изменения в размер денежных средств, выделенных на указанные выше цели, который составил *** руб. Судом первой инстанции данному обстоятельства правовая оценка не дана, также не учтено, что администрация района не отказывалась от выполнения возложенных на нее задач и функций. В настоящее время составлен акт осмотра земельного участка, информация направлена в департамент экономики и промышленной политики администрации г. Перми для включения в соответствующий реестр. Срок для исполнения решения установлен судом без учета характера и объема мероприятий, которые необходимо совершить. С выводами суда о нарушении прав истца ответчик не согласен, в чем выразилось нарушение прав суд не указал.

В возражениях на апелляционную жалобу Ожегова Т.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Разрешая требования, суд руководствовался ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч.2 ст. 62, ч.1 ст. 219 КАС Российской Федерации, ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Типовым положением о территориальных органах администрации г. Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 (пункты 3.2.3.4, 3.2.3.5, 3.2.7.23, 3.2.7.24), пунктами 9-12 «Положения о порядке освобождения земельных участков, занятых самовольно установленными (размещенными) некапитальными объектами и самовольными постройками, на территории города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 08.11.2005г. № 192, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом г. Перми.

Судом установлено, что Ожегова Т.А. обратилась с заявлением в администрацию Свердловского района г. Перми от 22.07.2015г., в котором сообщила о самовольно (незаконно) установленных (размещенных) металлических гаражах вдоль ГСК № ** (напротив домов по ул. ****), представила распечатку местоположения объектов со спутника и просила предпринять меры по их выявлению и демонтажу.

По результатам рассмотрения обращения администрацией Свердловского района г. Перми дан ответ от 11.08.2015 № СЭД-39-04-06-П-2152 из которого следует, что работа по выявлению самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории г. Перми проводится. В настоящее время демонтаж самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов осуществлен в соответствии с распоряжением главы администрации района от 11.06.2015 № СЭД-39-01-05-168. Вопрос о демонтаже металлических гаражей, установленных вдоль ГСК №**, будет рассмотрен в текущем году (в случае экономии бюджетных средств, выделенных на демонтаж самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов) или при формировании плана на 2016-2017 годы.

С учетом положений действующего законодательства, обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеет место незаконное бездействие администрации Свердловского района г. Перми в невыполнении функций по своевременному выявлению самовольно возведенных гаражей, привлечению виновных лиц к административной ответственности, что нарушает права истца на благоприятную окружающую среду, в связи с чем суд возложил обязанность на административного ответчика выполнить действия, установленные указанным выше Положением.

Поскольку доказательств, свидетельствующих о принятии администрацией района мер по выявлению и организации сноса самовольно возведенных объектов по результатам обращения Ожеговой Т.А., в суд первой инстанции представлено не было, факт наличия указанных объектов в качестве самовольных ответчиками не оспаривался, в связи с чем выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого бездействия являются правильными, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает, нарушений норм материального права судом не допущено.

Доводы ответчика о том, что полномочия по демонтажу самовольно возведенных объектов осуществляются в рамках муниципального контракта в пределах финансовых средств, а также о том, что обращение истца было рассмотрено, обоснованно отклонены судом как несостоятельные, указанным доводам в решении суда дана надлежащая правовая оценка.

Ссылка в жалобе об отсутствии нарушения прав Ожеговой Т.А., выводы суда не опровергает, основанием для отмены решения не является. Из материалов дела следует, что Ожегова Т.А. является собственником гаража-бокса № **, расположенного в ГСК ** по ул. **** г. Перми, в связи с чем нахождение на земельном участке вблизи гаража истца самовольно возведенных объектов, нарушает ее права пользования территорией общего пользования. Доводы Ожеговой Т.А. о том, что на земельном участке, где расположены самовольные объекты, ранее были газон и зеленные насаждения, земельный участок являлся местом отдыха жителей микрорайона, администрацией Свердловского района г. Перми не опровергнуты.

Ссылки в апелляционной жалобе на акт осмотра земельного участка от 13.11.2015г. № 15-06\28 о выявлении факта самовольно размещенных и незаконно установленных металлических гаражей в количестве 41 шт., письмо от 18.11.2015г., направленное администрацией района в адрес департамента экономики и промышленной политики администрации г. Перми о включении в Единый реестр указанных объектов, приложенных к жалобе, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку являются новыми доказательствами, указанные действия осуществлены ответчиком после принятия судом оспариваемого решения, а потому на его законность повлиять не могут.

Довод жалобы на незначительный срок, установленный судом для исполнения решения, без учета характера и объема проведения необходимых мероприятий, не влечет отмену решения суда. Администрация Свердловского района г. Перми при наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, не лишена возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке его исполнения на основании ст. 189 КАС Российской Федерации.

С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 309,311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Свердловского районного суда г. Перми от 14 октября 2015 года оставить без изменения,

апелляционную жалобу администрации Свердловского района г.Перми - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи