Судья: Дурова И.Н. | № 33-6718 |
Докладчик: Овчаренко О.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июня 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в
составе председательствующего: Молчановой Л.А.,
судей: Овчаренко О.А., Бычковской И.С.,
с участием прокурора Самойлова А.А.,
при секретаре: Гордиенко А.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Овчаренко О.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка – Буровой Н.Н.
на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 марта 2019 года
по делу по иску Прокурора Центрального района г. Новокузнецка к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31», Комитету образования и науки администрации г. Новокузнецка, Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Новокузнецка обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31», Комитету образования и науки администрации г. Новокузнецка, Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий.
Требования мотивирует тем, что Прокуратурой района в соответствии с поручением прокуратуры Кемеровской области, с привлечением специалистов Новокузнецкого филиала Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области», отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Новокузнецка и Новокузнецкого района в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 31» проверено исполнение законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся, а также законодательства о пожарной безопасности.
Установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии №, выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ; Устава, утв. председателем Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка 09.02.2015.
В соответствии с приказами Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ за Школой на праве оперативного управления закреплены здания (здания школы) по адресам: <адрес>, <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ право оперативного управления зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По результатам обследования объекту (территории) по <адрес> присвоена первая категория опасности (акт категорирования от 2017 г., паспорт безопасности, утв. директором Школы ДД.ММ.ГГГГ); объекту (территории) по <адрес> присвоена вторая категория опасности (акт категорирования от 2017 г., паспорт безопасности, утв. директором Школы ДД.ММ.ГГГГ)
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Устава Школы учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Полномочия собственника имущества Школы в соответствии с нормативно-правовыми актами Новокузнецкого городского округа осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательной организации, но и органа местного самоуправления, в связи с чем администрация г. Новокузнецка привлекается к участию в деле в качестве соответчика.
В результате проверки установлено, что ответчиками, не выполняются мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) первой категории, второй опасности, расположенных по <адрес>, <адрес>.
В результате проверки установлено, что эксплуатация зданий (помещений), используемых для осуществления образовательной деятельности по <адрес>, <адрес>, осуществляется с нарушением требований законодательства о пожарной безопасности.
Прокуратурой района установлено, что ответчиками при эксплуатации помещений объекта защиты (здания Школы) не исполняются требования законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности. Ответчиков следует обязать, устранить нарушения требований вышеупомянутого законодательства, указанные в настоящем иске (заявлении), поскольку они являются условием формирования реальной угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в тот или иной момент времени в помещениях Школы, причинения вреда имуществу граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 1.3 Устава Школы функции и полномочия Учредителя осуществляются Комитетом образования и науки администрации города Новокузнецка. В соответствии с п./п. 1.4., 1.7., 1.8., 3.13. 3.17., 3.19. Положения о Комитете образования и науки администрации г. Новокузнецка, утв. Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.06.2011 № 6/103, Комитет наделен правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением; ему подведомственны муниципальные образовательные организации. Комитет является главным распорядителем бюджетных средств, а также администратором доходов местного бюджета, закрепляемых в решениях о бюджете на финансовый год по подведомственным учреждениям. Комитет реализует функцию формирования муниципального задания для подведомственных учреждений; финансового обеспечения выполнения муниципального задания подведомственными учреждениями.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства и правовые основания Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка привлекается к участию в деле в качестве соответчика.
Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 11.02.2019г. принят отказ Прокурора Центрального района г. Новокузнецка от заявленных требований в части:
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31», администрацию города Новокузнецка выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности, расположенного по адресу: <адрес>:
-обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны);
-оборудовать, критические элементы (электрощитовая, подвал), указанные в паспорте безопасности образовательного учреждения системой охранного телевидения с архивированием и хранением данных в течение одного месяца.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31», администрацию города Новокузнецка выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) второй категории опасности, расположенного по адресу: <адрес>:
-обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны);
Обязать Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» устранить в помещениях здания по адресу: <адрес> нарушения законодательства о пожарной безопасности:
-провести проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций крыши в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и с составлением акта;
Обязать Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» устранить в помещениях здания по адресу: <адрес> нарушения законодательства о пожарной безопасности:
-обеспечить работоспособность систем и средств противопожарной защиты объекта, а именно системы речевого оповещения.
Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 11.02.2019г. к участию в деле в качестве третьего лица третьего лица на стороне ответчиков привечено Финансовое управление г. Новокузнецка.
Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 12.03.2019г. принят отказ Прокурора Центрального района г. Новокузнецка от заявленных требований в части обязания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» разработать план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Просит:
1. Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31», администрацию города Новокузнецка выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности, расположенного по адресу: <адрес>:
-обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны);
-разработать план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
-оборудовать, критические элементы (электрощитовая, подвал), указанные в паспорте безопасности образовательного учреждения системой охранного телевидения с архивированием и хранением данных в течение одного месяца.
-оборудовать въезды на территорию образовательного учреждения (объект первой категории опасности) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
2. Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31», администрацию города Новокузнецка выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) второй категории опасности, расположенного по адресу: <адрес>:
-обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны);
-разработать план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
3. Возложить на администрацию города Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 31» мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой, второй категории опасности, расположенных по <адрес>, <адрес>.
4. Обязать Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» устранить в помещениях здания по адресу: <адрес> нарушения законодательства о пожарной безопасности: -провести проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций крыши в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и с составлением акта;
-обеспечить работоспособность кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону (путем замены кабельных линий и электропроводки с необходимым прелом огнестойкости).
5. Обязать Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» устранить в помещениях здания по адресу: <адрес> нарушения законодательства о пожарной безопасности:
-обеспечить работоспособность систем и средств противопожарной защиты объекта, а именно системы речевого оповещения;
-обеспечить работоспособность кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону (путем замены кабельных линий и электропроводки с необходимым прелом огнестойкости).
6. Обязать Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка обеспечить выполнение Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 31» с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, достаточных для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, указанных в пунктах 4, 5 просительной части настоящего иска (заявления).
7. В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчикам разумный срок для исполнения вышеуказанных действий.
Судом приняты к производству измененные исковые требования, в которых истец просит внести изменения в пункт 1 просительной части искового заявления прокурора, а именно: обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности, расположенного по адресу: <адрес>:
-оборудовать въезды на территорию образовательного учреждения (объект первой категории опасности) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
На оставшейся части исковых требований настаивает.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Центрального района г. Новокузнецка Оченева Е.И. оставшиеся исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель МБОУ "СОШ № 31" Маликова Л.О., действующая на основании приказа № 215-к от 14.10.2018, возражала против удовлетворения требований.
В судебное заседание представитель ответчика администрации г. Новокузнецка не явился, о времени, дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка не явился, о времени, дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка не явился, о времени, дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФГКУ «Управление вневедомственной охраны ВНГ России по Кемеровской области» Бахорина К.А., действующая на основании доверенности от 26.12.2018, поддержала заявленные истцом требования.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 марта 2019 года постановлено:
«Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) первой категории опасности, расположенного по адресу: <адрес>:
-оборудовать въезды на территорию образовательного учреждения (объект первой категории опасности) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» устранить в помещениях здания по адресу: <адрес> нарушения законодательства о пожарной безопасности:
-обеспечить работоспособность кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону (путем замены кабельных линий и электропроводки с необходимым пределом огнестойкости).
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» устранить в помещениях здания по адресу: <адрес> нарушения законодательства о пожарной безопасности:
-обеспечить работоспособность кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону (путем замены кабельных линий и электропроводки с необходимым пределом огнестойкости).
Возложить на Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 31» всех вышеуказанных мероприятий.
Установить срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей».
В апелляционной жалобе представитель ответчика Комитета образования науки администрации г. Новокузнецка – Бурова Н.Н. просит решение суда отменить в части возложения на Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка обязанности по финансированию исполнения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» мероприятий, отраженных в решении суда, а также в части установлении срока для совершения действий до ДД.ММ.ГГГГ, как незаконное и необоснованное, по доводам жалобы.
Относительно довода апелляционной жалобы принесены возражения прокурором, участвующим в деле – Оченевой Е.И. и представителем администрации г. Новокузнецка Ахунзяновой Р.Д.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Самойлова А.А., поддержавшего возражения прокурора, но просившего отменить решение в части возложения обязанности по финансированию на Комитет образования и науки и возложить эти обязанности на администрацию г. Новокузнецка, в остальной части полагающего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон «О противодействии терроризму») правовую основу противодействию терроризму составляет Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на таких основных принципах как обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.
Согласно п. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» юридические лица должны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 4 ч.2 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования).
Пунктом 24 Требований установлено, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.
К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.26 Требований).
Из разъяснений по вопросам применения Требований, содержащихся в письме МВД России от 29.12.2015 № 1/10983, следует, что мероприятия по физической охране являются вопросами договорных отношений правообладателя места массового пребывания людей, и организаций, предоставляющих соответствующие услуги. Расчет количества постов и патрулей для обеспечения безопасности различными организациями, осуществляющими охранную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, производится индивидуально, исходя из поставленных задач и заключенных договоров, с соблюдением принципов необходимости и достаточности. Физическая защита осуществляется членами общественных объединений на основании решений его руководящего органа или общего собрания указанных объединений.
С 21.10.2017 действуют также Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 (далее - Требования № 1235)
Согласно подп. «а» п. 17 Требований № 1235 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (подп. «г» п.18 Требований №1235).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п.4 Требований №1235).
Пунктом «д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации») целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах: ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причинение ему вреда.
При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка (п.1 ст.9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Пунктом 11 Приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.09. 2008 № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» установлены антитеррористические мероприятия, к которым отнесены установка, в том числе инженерно-технические средства охраны (ОПС, тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения и контроля), обеспечение охраны.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что МБОУ "СОШ № 31" осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии №, выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ; Устава, утв. председателем Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказами Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ за Школой на праве оперативного управления закреплены здания (здания школы) по адресам: <адрес>, <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ право оперативного управления зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По результатам обследования объекту (территории) по <адрес> присвоена первая категория опасности (акт категорирования от 2017 г., паспорт безопасности, утв. директором Школы ДД.ММ.ГГГГ); объекту (территории) по <адрес> присвоена вторая категория опасности (акт категорирования от 2017 г., паспорт безопасности, утв. директором Школы ДД.ММ.ГГГГ).
В результате проверки, организованной истцом, было установлено, что не выполняются мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов ((территорий) первой категории, второй опасности, расположенных по <адрес>, <адрес>.
По зданию школы по <адрес>:
В нарушение требований, предусмотренных п./п. «а» п.23 Требований охрана объекта первой категории опасности сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не организована.
Вопреки положениям, установленным п./п. «в» п.23 Требований на момент проверки (ДД.ММ.ГГГГ) отсутствует план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Критические элементы (электрощитовая, подвал), указанные в паспорте безопасности образовательного учреждения, не оборудованы системой охранного телевидения с архивированием и хранением данных в течение одного месяца, что свидетельствует о неисполнении требований, предусмотренных п./п.«в» п.24, п.27 Требований.
Кроме того, в нарушение положений, предусмотренных п/п. «в» п.22, п./п. «а», «д» п.24 Требований въезды на территорию образовательного учреждения (объекта первой категории опасности) не оснащены воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
По зданию школы на <адрес> :
В нарушение требований, предусмотренных п./п. «а» п.23 Требований охрана объекта второй категории опасности сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не организована.
Доказательствами вышеприведенных нарушений законодательства являются: Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченного работника прокуратуры района - старшего помощника прокурора <адрес>; информация от ДД.ММ.ГГГГ№ начальника ОНД и ПР <адрес> и <адрес>С.
Разрешая спор, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.п. 2,3,7 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 3, п. 4 ч. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», положениями постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст.ст. Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Уставом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31», пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что поскольку установлено, что при эксплуатации помещений объекта защиты (здания школы) не исполняются требования законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, следует обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» устранить в помещениях здания по адресу: <адрес> и по адресу: <адрес>, нарушения законодательства о пожарной безопасности, при этом суд посчитал необходимым возложить на Комитет образования и науки администрации <адрес> как главного распорядителя средств муниципального бюджета в области образования, обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 31» всех вышеуказанных мероприятий.
Судебная коллегия не может согласиться с решением в части возложения на Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка обязанности по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 31» всех мероприятий, отраженных в решении суда, и полагает, что довод апелляционной жалобы в данной части заслуживает внимание.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон N 35-ФЗ) противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч. 3 ст. 5 Закона N 35-ФЗ).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Пункт 7.1 ч. 1 ст. 14 и п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения поселения и муниципального района участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (в границах поселения).
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью органа местного самоуправления. Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка не обладает собственными денежными средствами и не способен осуществлять финансирование указанных мероприятий.
Исходя из вышеприведенных норм права и представленных документов, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части возложения на Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка обязанности по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 31» всех вышеуказанных мероприятий, с принятием в отмененной части нового решения о возложении на администрацию г. Новокузнецка обязанности по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 31» всех указанных в решении суда мероприятий.
Кроме того, суд первой инстанции при разрешении вопроса о сроке исполнения вышеуказанных мероприятий и установлении его до ДД.ММ.ГГГГ, исходил из того, что ответчиками длительное время не исполняются требования законодательства и что от выполнения требуемых мероприятий зависит безопасность эксплуатации здания школы, и, как следствие, безопасность жизни и здоровья граждан, в том числе, и детей. Таким образом, довод апелляционной жалобы в данной части несостоятельный, и решение суда в данной части не подлежит отмене или изменению.
Таким образом, в остальной обжалуемой части решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 марта 2019 года отменить в части возложения на Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 31» всех указанных в решении суда мероприятий и в отмененной части принять новое решение.
Возложить на администрацию г. Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 31» всех указанных в решении суда мероприятий.
В остальной обжалуемой части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: