ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6718/2018 от 28.02.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Кобзарева О.А. Дело № 33-6718/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Бекловой Ж.В.,

судей Мариуца О.Г., Мизюлина Е.В.,

при секретаре Крохиной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 февраля 2018 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 12 октября 2017 года по делу по иску ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении компенсации и обязании предоставить компенсацию,

заслушав доклад судьи Мариуца О.Г.,

объяснения представителя ответчика, истца, его представителя,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения Балашихинского управления социальной защиты населения <данные изъяты>.20.04-995 исх. от 28.03.2017 года, обязании обеспечить реализацию права на получение льгот как ветерану боевых действий по месту фактического проживания по адресу: Московская обл., <данные изъяты>.

Требования мотивировал тем, что он является ветераном боевых действий, в настоящее время проживает в принадлежащей ему на праве собственности квартире по адресу: Московская обл., <данные изъяты>. Ответчиком ему отказано в предоставлении льготы по оплате жилого помещения в размере 50%, поскольку по адресу: Московская обл., <данные изъяты>, он не зарегистрирован, постоянно зарегистрирован по месту жительства в г. Москве.

В судебном заседании истец иск поддержал.

Представитель в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 12 октября 2017 года иск ФИО1 удовлетворен. Суд постановил: признать незаконным отказ Министерства социального развития Московской области (в лице Балашихинского управления социальной защиты населения) в предоставлении компенсации по пп.5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» ФИО1 Обязать Министерство социального развития Московской области (в лице Балашихинского управления социальной защиты населения) предоставить ФИО1 льготы по компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по помещению расположенному по адресу: Московская обл., г.о. <данные изъяты>

Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и не обоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах»).

В соответствии с положениями ст. 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме определяются Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2008 года № 1235/52 (пункт 1).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (пункт 2).

Компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации.

Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что для получения мер социальной поддержки, наряду с другими документами гражданин предоставляет документ, подтверждающий место жительства получателя в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющим личность.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 является ветераном боевых действий.

С 04.01.1996 года по настоящее время он постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Москва, <данные изъяты>

С 17.06.2016 года истцу на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: Московская область, <данные изъяты>

Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что истец фактически проживает в г. Балашиха. Суд также принял во внимание справку руководителя ЦГУ «Мои документы» от 29.06.2017года, согласно которой ФИО1 не получает социальных выплат в органах социальной защиты населения г. Москвы.

С учетом этого, а также руководствуясь положениями ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», суд пришел к выводу о наличии у истца права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий. Суд исходил из того, что истец фактически проживает в квартире № <данные изъяты> по адресу: Московская обл., <данные изъяты>, в связи с чем само по себе отсутствие регистрации по месту фактического проживания не может лишать его предоставленных положениями ФЗ «О ветеранах» льгот.

С такими выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном определении фактических обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права.

В силу приведенных выше норм закона, правом на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета Московской области пользуются ветераны боевых действий, имеющие место жительства в Московской области.

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства. подтверждающие проживание истца на территории Московской области.

Согласно выписке из домой книги на квартиру по адресу: Московская область, <данные изъяты>, в ней никто не зарегистрирован.

В счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг на данную квартиру за январь-май 2017 года указано, что в ней проживает 1 чел(л.д.<данные изъяты>). Однако, данных о том, кто именно проживает в квартире, в деле не имеется.

В то же время, как пояснил истец в суд апелляционной инстанции, в МФЦ г.Москвы ему выдана социальная карта москвича, которая предоставляет льготы для лиц, проживающих в г. Москве. Он работает в г. Москве.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о фактическом проживании истца в г. Балашиха Московской области нельзя признать правильным.

Поскольку истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих его фактическое проживание на территории Московской области, судебная коллегия находит необоснованными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для обязания ответчика предоставить ему льготы по компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по квартире по адресу: Московская обл., <данные изъяты>

С учетом изложенного, в силу пунктов 3 и 4 части первой статьи 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Балашихинского городского суда Московской области от 12 октября 2017 года – отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1:

- о признании незаконным отказа Министерства социального развития Московской области в предоставлении компенсации по пп.5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» ФИО1;

- об обязании Министерство социального развития Московской области предоставить ФИО1 льготы по компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по квартире по адресу: Московская обл., <данные изъяты> – отказать.

Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области удовлетворить.

Председательствующий

Судьи