ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6718/2022 от 28.06.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Лопутнев В.В. гр. дело № 33-6718/2022

(номер дела суда первой инстанции 2-122/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 28 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Акининой О.А.,

судей Бредихина А.В., Мельниковой О.А.,

при секретаре Корпуховой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГБПОУ Самарской области Нефтегорский государственный техникум на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 22.03.2022 года, которым постановлено:

«Обязать ГБПОУ Самарской области «Нефтегорский государственный техникум», Министерство образования и науки Самарской области в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать образовательное учреждение системой охранной сигнализации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бредихина А.В., пояснения прокурора Валюткиной С.Ш., ФИО1, действующей в качестве представителя ГБПОУ Самарской области Нефтегорский государственный техникум, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Нефтегорский межрайонный прокурор обратился с иском к ГБПОУ Самарской области «Нефтегорский государственный техникум», Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просил суд обязать Министерство имущественных отношений Самарской области оборудовать ГБПОУ Самарской области «Нефтегорский государственный техникум» охранной сигнализацией в течении трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, и обязать ГБПОУ Самарской области «Нефтегорский государственный техникум» установить и обеспечить охранной сигнализаций образовательное учреждение. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной в мае 2021 года проверки соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений установлено, что в ГБПОУ СО Нефтегорский государственный техникум проведено категорирование и объекту присвоена 3 категория опасности. В нарушение утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 требований в техникуме отсутствует система охранной сигнализации. Выявленные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье детей, обучающихся в образовательном учреждении, в связи с чем, в адрес директора вносилось соответствующее представление об устранении нарушений. Акт прокурорского реагирования рассмотрен, из ответа на него следует, что образовательное учреждение не может обеспечить в полной мере исполнение требований законодательства ввиду отсутствия дополнительного финансирования.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГБПОУ Самарской области Нефтегорский государственный техникум просит отменить данное решение суда, и направить дело на новое рассмотрение.

В заседании судебной коллегии ФИО1, действующая в качестве представителя ГБПОУ Самарской области Нефтегорский государственный техникум, просила решение суда отменить, и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Дополнительно пояснила, что в настоящее время утвержден новый паспорт безопасности ГБПОУ Самарской области Нефтегорский государственный техникум, которым установлена 4 категория опасности объекта, в связи с чем, оборудование здания системой охранной сигнализации не требуется.

В заседании судебной коллегии прокурор Валюткина С.Ш. просила решение суда оставить без изменения. Ссылаясь на то, что новый паспорт безопасности объекта был утвержден, и согласован после вынесения обжалуемого судебного акта, считала возможным восстановить права ответчика путём обращения в суд с заявлением об отмене решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств не представили.

Министерство образования и науки Самарской области направило в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу, в которой содержится мнение о её обоснованности.

В силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на образовательные организации, в том числе, возложена обязанность создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими сохранность жизни и здоровья обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательной организации.

В соответствии со п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 года утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства, мероприятия по которой являются обязательными для выполнения (далее – Требования).

В соответствии с п. 2 Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения РФ, организации, подведомственные Министерству просвещения РФ, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности.

Перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются: Министерством просвещения РФ - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения РФ, а также в отношении подведомственных Министерству просвещения РФ организаций; органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования РФ, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования (п. 4 Требований). Предусмотрено категорирование опасности объектов (п. 13 Требований).

Согласно п. 25 данных Требований в отношении объектов (территорий) 3-й категории опасности дополнительно осуществляются такие мероприятия как оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.

В силу п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Постановлением Правительства Самарской области № 642 от 14.12.2010 года утвержден «Порядок осуществления органами исполнительной власти Самарской области функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения Самарской области, государственного казенного учреждения Самарской области», который регулирует отношения, связанные с осуществлением органами исполнительной власти Самарской области функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения Самарской области (бюджетное учреждение).

Согласно п. 2 данного Порядка функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения в случае, если иное не установлено Правительством Самарской области, осуществляются органом исполнительной власти Самарской области, в ведении которого находится это учреждение (отраслевой орган), и органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области (орган по управлению имуществом Самарской области).

В силу п. 3 Порядка к функциям и полномочиям отраслевого органа относится финансовое обеспечение выполнения государственного задания в отношении бюджетного учреждения в установленном порядке; осуществление контроля за деятельностью бюджетного учреждения в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Самарской области.

К функциям и полномочиям органа по управлению имуществом Самарской области отнесено закрепление имущества за бюджетным учреждением на праве оперативного управления (п. 4 Порядка).

Анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и обязанных согласно Уставу органов – их учредителей, и, что принимая во внимание положения установленного указанным постановлением порядка осуществления полномочий учредителей органами исполнительной власти Самарской области, надлежащим органом в этом направлении является Министерство образования и науки.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании акта приема-передачи от 8.11.2005 года м.о. Нефтегорский район передало в собственность Департаменту имущественных отношений Самарской области здание школы по адресу <...>, которое в соответствии с приказом Министерства имущества Самарской области от 13.10.2006 года было передано ГОУ НПО ПУ-19 г.Нефтегорска на праве оперативного управления. В настоящее время праве оперативного управления данный объект принадлежит ГБОУ СПО «Нефтегорский государственный техникум», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.04.2013 года.

Проведенной Нефтегорской межрайонной прокуратурой проверкой было установлено, что образовательная организация ГБПОУ СО «Нефтегорский государственный техникум» является объектом 3 категории опасности, и в нем до настоящего времени отсутствует система охранной сигнализации. По данному факту в адрес директора вынесено соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого указано на направление в Юго-Восточное управление Министерства образования и науки Самарской области письма о выделении денежных средств на установку охранной сигнализации.

Установив, что на момент рассмотрения дела здание Нефтегорского государственного техникума охранной сигнализацией так и не было оснащено, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд первой не принял во внимание доводы представителя Министерства образования и науки Самарской области о предполагающемся в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 года № 289 изменении категории опасности данного объекта, при котором оборудование охранной сигнализацией станет необязательным. Отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции сослался на то, что такая процедура к настоящему времени не проведена, а Нефтегорский государственный техникум как образовательное учреждение осуществляет свою деятельность.

Между тем, для правильного разрешения настоящего спора суду надлежало дать основанную на правильном применении норм материального права квалификацию сложившихся между сторонами правоотношений, установить, в том числе, фактическое соответствие категории опасности объекта Нефтегорского государственного техникума критериям установленным Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года N 1006 с учётом изменений внесенных в него Постановлением Правительства РФ от 05.03.2022 N 289 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)".

Суд первой инстанции заявленные ответчиком доводы в полном объёме не проверил, ограничившись установлением формальных условий применения нормы, а именно, категории опасности объекта согласно паспорту безопасности на момент принятия решения, и не исследуя фактические обстоятельства дела связанные с соответствием категории опасности объекта Нефтегорского государственного техникума критериям установленным Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года N 1006 с учётом изменений внесенных в него Постановлением Правительства РФ от 05.03.2022 N 289, чем существенно ущемил право на судебную защиту, гарантированное не только истцу, но и ответчику, что, как отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12 июля 2007 г. N 10-П, недопустимо.

Между тем, судебной коллегией установлено, что представитель ответчика в подтверждение заявленных доводов представил суду Распоряжение Министерства образования и науки Самаркой области от 18.03.2022 года № 127-од «О проведении категорирования и паспортизации объектов (территорий) государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Нефтегорский государственный техникум». Из содержания данного Распоряжения следует, что в целях реализации требований Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)", в том числе, был утвержден состав комиссии по обследования и категорированию указанного объекта, и, директору техникума поручено обеспечить составление и подписание паспортов безопасности объекта, а также согласование и утверждение паспортов безопасности объекта.

Согласно изменениям, внесенным Постановлением Правительства РФ от 05.03.2022 N 289, в отношении объектов образовательных учреждений к 4 категории опасности отнесены объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек.

В ходе рассмотрения апелляционной жалобы судебной коллегии был предоставлен паспорт безопасности ГБПОУ Самарской области «Нефтегорский государственный техникум», утвержденный директором техникума 30.03.2022 года, и согласованный соответствующими ведомствами 07.04.2022 года и 14.04.2022 года, из содержания которого следует, что данному объекту установлена 4 категория опасности, а также установлено, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, отнесенных к четвертой категории опасности, выполнены в полном объёме.

При этом судебной коллегией установлено, что 4 категория опасности вышеуказанного объекта была утверждена и согласована исходя из критериев закона, а не в связи с тем, что изменились прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на указанном объекте.

Таким образом, фактическая категория опасности данного объекта была изменена Постановлением Правительства РФ от 05.03.2022 N 289, которое вступило в силу 13.03.2022 года, т.е. до принятия обжалуемого решения.

Согласно положениям Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства, мероприятия по которой являются обязательными для выполнения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 года, оборудование объектов 4 категории опасности системой охранной сигнализации не требуется.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает не верным вывод суда первой инстанции о наличии законных оснований для удовлетворения требований прокурора, в связи с чем, решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 22.03.2022 года подлежит отмене, с постановкой по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Нефтегорского межрайонного прокурора к ГБПОУ Самарской области «Нефтегорский государственный техникум», Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области о возложении обязанности обеспечения антитеррористической защищенности.

Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 22.03.2022 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым отказать в полном объёме в удовлетворении иска Нефтегорского межрайонного прокурора к ГБПОУ Самарской области «Нефтегорский государственный техникум», Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области о возложении обязанности обеспечения антитеррористической защищенности, удовлетворив апелляционную жалобу ГБПОУ Самарской области Нефтегорский государственный техникум.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи