ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6723/18 от 25.07.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Гончарова В.Н. дело № 33-6723/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 25 июля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.

судей: Синани А.М., Харченко И.А.

при секретаре: Гамуровой М.А.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 6 декабря 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, об обязании совершить определенные действия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Саки и Сакском районе Республики Крым указав, что 08 ноября 2016 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. 12.05.2017 года Управлением отказано в назначении досрочной пенсии по старости, а 15.05.2017 года Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым отказано в перерасчете пенсии по старости, т.к. 12.05.2017 года было вынесено решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Полагая решение незаконным истец просил суд отменить отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым в назначении пенсии от 12.05.2017года, о перерасчете пенсии от 15.05.2017 года; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы: с 13.04.2005 года по 20.07.2007 года в должности диспетчера УПР 1-го класса районного диспетчерского центра в государственном предприятии обслуживания воздушным движением Украины г. Симферополя; с 20.07.2007 года по 14.03.2008 года в должности диспетчера службы Движения РДЦ; с 14.03.2008 года по 31.12.2014 года в должности диспетчера службы Движения РДЦ, диспетчера управления воздушного движения РДЦ, диспетчера управления воздушного движения РДЦ службы аэронавигационного обслуживания; с 29.07.1986 года по 11.07.1990 года в должности диспетчера службы движения в Гурьевском авиаотряде; с 01.08.1994 года по 03.01.1995 года в должности диспетчера по управлению воздушным движением 1-го класса в Атырауском объединении авиаотряда и назначить досрочную пенсию по старости на льготных условиях с момента обращения - 09 ноября 2016 года, взыскав с ответчика судебные расходы в сумме 600 рублей (за 2 требования).

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 6 декабря 2017 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Саки и Сакском районе Республики Крым от 12.05.2017 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ФИО1 признано незаконным; на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Саки и Сакском районе Республики Крым возложена обязанность включить периоды трудовой деятельности ФИО1 в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости: с 02.03.2004 года по 02.04.2014 года - работа в должности диспетчера управления воздушным движением местного диспетчерского пункта местных воздушных линий Заводской службы обслуживания воздушного движения, в службе регионального структурного подразделения «Крымаэрорух», в государственном предприятии «Крымаэронавигация»; с 03.04.2014 года по 31.12.2014 года в должности диспетчера управления воздушным движением районного диспетчерского центра службы аэронавигационного обслуживания, диспетчера службы движения, управления воздушным движением районного диспетчерского центра службы движения, диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление воздушным движением 1 класса районного центра службы движения, осуществляющего непосредственное управление воздушным движением 1 класса районного центра Симферопольской службы движения в филиале «Крымаэронавигация» ФГПУ «Госкорпорация» по организации воздушного движения РФ; с 01.01.2015 года по 30.09.2016 года в должности диспетчера службы движения в филиале «Крымаэронавигация» ФГПУ «Госкорпорация» по организации воздушного движения РФ; с 28.07.1986 года по 15.08.1990 года в должности диспетчера в Гурьевском авиаотряде; с 01.08.1994 года по 03.01.1995 года в должности диспетчера в Атыроуском объединении, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2003 № 400 - ФЗ, с 09 ноября 2016 года.

Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Саки и Сакском районе Республики Крым от 15.05.2017 года по заявлению № 128948/17 от 27.02.2017 года об отказе в перерасчете пенсии ФИО1 также признано незаконным, на пенсионный орган возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о перерасчете пенсии истцу по заявлению № 128948/17 от 27.02.2017 года, взысканы судебные издержки в сумме 600 рублей.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственным учреждением – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В качестве доводов апеллянт указал, что в соответствии со Списком №1 от 1991 г. (раздел XXI) право на досрочное обеспечение предоставлено работникам гражданской авиации (диспетчерам, диспетчерам-инструкторам, страшим диспетчерам, руководителям полетов), осуществляющим непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспечерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения.

По предоставленным документам не подлежат включению в специальный стаж следующие периоды работы:

28.07.1986 — 15.08.1990 гг. - работа в Гурьевском авиаотряде в должности диспетчера.

01.08.1994 — 03.01.1995 гг. - работа в Атыроуском объединении авиаотряда в должности диспетчера, в связи с отсутствием сведений об осуществлении непосредственным управлением воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах наибольшей интенсивностью или сложностью движения, осуществляющих в Гражданской авиации.

02.03.2004-02.04.2014 гг. - в должности диспетчера управления воздушным движением местного диспетчерского пункта местных воздушных линий Заводской службы обслуживания воздушного движения, в службе движения регионального структурного подразделения «Крымаэрорух», в государственном предприятии «Крымаэронавигация», поскольку в перечнях от 1992 года и от 2007 года не содержаться сведения об интенсивности или сложности зоны управления воздушным движением организации.

03.04.2014-31.12.2014 гг. - в должности диспетчера управления воздушным движением районного диспетчерского центра службы аэронавигационного обслуживания, диспетчер службы движения, управления воздушным движением районного диспетчерского центра службы движения, осуществляющего непосредственное управление воздушным движением 1 класса районного центра службы движения, осуществляющего непосредственное управление воздушным движением 1 класса районного центра Симферопольской службы движения в филиале «Крымаэронавигация» ФГПУ «Госкорпорация по организации воздушного движения РФ», так как в перечне от 1992 г. и от 2007 г. не содержаться сведения об интенсивности или сложности зоны управления воздушным движением организации.

По выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица с 01.01.2015 по 30.09.2016 гг., отсутствуют сведения об уплате филиалом «Крымаэронавигация» ФГПУ «Госкорпорация по организации воздушного движения РФ» страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу.

На указанную апелляционную жалобу ФИО1 подал возражения, в которых просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.

На заседание судебной коллегии представитель Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Саки и Сакском районе Республики Крым не явился, извещен надлежащим образом. В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения участвующих в рассмотрении дела лиц, полагавших возможным рассмотреть апелляционную жалобу судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав докладчика, Темиргалиева А.Ф и его представителя ФИО2, возражавших против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

На основании ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Списку N 1 раздел 3 «Гражданская авиация» подраздел 12003000-17541, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в редакции Постановления Кабинета Министров СССР от 23.07.1991 г. N 497 «О внесении дополнения в Список N 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10», работники (диспетчеры, диспетчеры - инструкторы, старшие диспетчеры, руководители полетов), осуществляющие непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, имеют право на пенсию по старости на льготных условиях.

В соответствии с п. 3.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР N 190 от 04 октября 1991 года, специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава для работников, осуществляющих управление воздушным движением, подтверждается трудовой книжкой, а также свидетельством диспетчера службы движения (руководителя полетов) с отметками о допуске к непосредственному управлению воздушным движением; справками предприятий (организаций) с указанием приказов о назначении специалиста на должность, связанную с непосредственным управлением воздушным движением.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 258н от 31.12.2013 г. утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п. 9 данного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для работников, осуществляющих управление воздушным движением, - трудовой книжкой, а также на основании свидетельства диспетчера службы движения (руководителя полетов) с отметками о допуске к непосредственному управлению воздушным движением на конкретные диспетчерские пункты; справок работодателя с указанием приказов о назначении специалиста на должность, связанную с непосредственным управлением воздушным движением.

Как следует из материалов дела, 08 ноября 2016 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

12.05.2017 года Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости. По мнению пенсионного органа не подлежат зачету в специальный стаж периоды работы: с 02.03.2004 года по 02.04.2014 года - работа в должности диспетчера управления воздушным движением местного диспетчерского пункта местных воздушных линий Заводской службы обслуживания воздушного движения, в службе регионального структурного подразделения «Крымаэрорух», в государственном предприятии «Крымаэронавигация» (10 лет 01 месяц 00 дней); с 03.04.2014 года по 31.12.2014 года в должности диспетчера управления воздушным движением районного диспетчерского центра службы аэронавигационного обслуживания, диспетчера службы движения, управления воздушным движением районного диспетчерского центра службы движения, диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление воздушным движением 1 класса районного центра службы движения, осуществляющего непосредственное управление воздушным движением 1 класса районного центра Симферопольской службы движения в филиале «Крымаэронавигация» ФГПУ «Госкорпорация по организации воздушного движения РФ», поскольку в Перечне от 1992 года и от 2007 года не содержатся сведения об интенсивности или сложности зоны управления воздушным движением организации (0 лет 08 месяцев 28 дней); с 01.01.2015 года по 30.09.2016 года, поскольку отсутствуют сведения об уплате филиалом «Крымаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация» по организации воздушного движения РФ» страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу, а также в Перечне от 1992 года и от 2007 года не содержаться сведения об интенсивности или сложности зоны управления воздушным движением организации (01 год 09 месяцев 00 дней); с 28.07.1986 года по 15.08.1990 года в Гурьевском авиаотряде (04 года 0 месяцев 17 дней) и с 01.08.1994 года по 03.01.1995 года в Атыроуском объединении авиаотряда (05 месяцев 02 дня), поскольку отсутствуют сведения об осуществлении непосредственным управлением воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромнодиспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах наибольшей интенсивностью или сложностью движения, осуществляющихся в Гражданской авиации.

Разрешая спор, руководствуясь положением п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», районный суд пришел к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, в связи с чем, признал незаконным решение пенсионного органа об отказе в зачет специального стажа периодов его работы: с 28.07.1986 года по 15.08.1990 года; 01.08.1994 года по 03.01.1995 года; с 02.03.2004 года по 02.04.2014 года; с 03.04.2014 года по 31.12.2014 года; с 01.01.2015 года по 30.09.2016 года, и обязал ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию.

Данные выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и соответствующими нормам материального и процессуального права.

Как усматривается из протокола пенсионных органов, спорные периоды с с 28.07.1986 года по 15.08.1990 года; 01.08.1994 года по 03.01.1995 года не включены в подсчет специального стажа истца, так как документально не подтверждено осуществление непосредственного управления воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, то есть обслуживание регулярных авиарейсов гражданской авиации.

Из трудовой книжки истца усматривается, что он серии ET-I №4749502 установлено, что 28.07.1986 года истец принят на работу диспетчером службы движения в Гурьевский авиаотряд, 14.06.1989 года истцу присвоен 2 класс диспетчера, где проработал до 15.08.1990 года (Приказы 92/лс от 29.07.1986г., №67 л/с от 11.07.1990 г.). С 01.08.1994 года истец принят на работу диспетчером по управлению воздушным движением 1 класса в Атырауский объединенный авиаотряд (пр. №90/лс от 03.08.1994 года), с 04.01.1995 года назначен руководителем полетов (пр. №8 л/с от 25.01.1995 года), с 16.02.1995 года допущен к самостоятельной работе с p/места СДП, с 14.06.1995 года Атырауский объединенный авиаотряд переименован в АО «Атырауавиа» (пр. №143 от 12.06.1995 года), с 05.09.1995 года назначен начальником сектора РЦ (приказ №77л/с от 12.09.1995 года), уволен 01.01.1996 года, переводом в филиал «Казаэронавигация» (пр. №1 л/с от 08.01.1996 года). С 01.01.1996 года истец принят на работу переводом на должность начальника сектора РЦ Атырауского филиала «КАН» (приказ №2 л/с от 09.01.1996 года), 08.01.1998 года назначен и.о. директора филиала (приказ № 7к от 12.01.1998 года), 19.01.1998 года назначен директором Атырауского филиала (приказ №5-к от 09.01.1998 года), 23.07.1998 года переведен руководителем полетов (приказ №82-к от 23.07.1998 года), с 17.07.2002 года уволен (приказ № 42 л/с от 02.07.2002 года).

С 02.03.2004 года ФИО1 осуществлял работу на территории Республики Крым, принят на работу диспетчером управления воздушным движением Заводской СОПР (приказ №21/6 от 01.03.2004 года), 16.07.2004 года допущен к самостоятельной работе как диспетчера УВД 1 класса на местном диспетчерском пункте Заводской СОПР (приказ № 92/о от 16.09.2004 года), 13.04.2005 года переведен на должность диспетчера УВД 1 класса районного диспетчерского центра (приказ № 60/о от 13.04.2005 года), 20.07.2007 года в связи с изменениями в штатном расписании переведен на должность диспетчера УВД 1 класса РДУ (приказ № 48/о от 14.03.2008 года), 14.03.2008 года переведен на должность диспетчера службы РДЦ на срок до 04.03.2009 года (приказ № 48/о от 14.03.2008 года), с 01.10.2008 года переведен на должность диспетчера УВД РДЦ (приказ № 187/о от 02.10.2008 года), с 31.03.2011 года в связи с изменениями в штатном расписании переведен на должность диспетчера УВД РДЦ службы аэронавигационного обслуживания (приказ № 62/о от 24.03.2011 года). Решением Президиума Государственного Совета Республики Крым от 21.03.2014 года № 1773-6/14 на базе регионального структурного подразделения «Кримаерорух» Государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины создано Государственное предприятие «Крымаэронавигация». С 25.03.2014 года истец принят диспетчером УВД РВЦ службы аэронавигационного обслуживания ГП «Крымаэронавигация» (приказ № 05/л от 25.03.2014 года), с 03.04.2014 года истец принят в Государственное предприятие «Крымаэронавигация» диспетчером УВД РДЦ службы аэронавигационного обслуживания (приказ № 05/л от 03.04.2014 года), с 01.01.2015 года переведен на должность диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление воздушным движением районного диспетчерского центра службы движения (приказ №767/л от 31.12.2014 года), с 01.02.2015 года переведен диспетчером службы движения, осуществляющего непосредственное управление воздушным движением 1 класса районного центра службы движения (приказ № 454/л от 19.03.2015 года), с 01.07.2015 года в связи с изменениями организационно-штатной структуры переведен диспетчером службы движения, осуществляющего непосредственное управление воздушным движением 1 класса районного центра Симферопольской службы движения (приказ № 1416/л от 06.07.2015 года), продолжает работать.

Период работы истца до 1995 года подтверждается: дипломами об окончании обучения от 30 мая 1986 года, согласно которому истцу присвоена квалификация диспетчер службы движения; дипломом от 23.06.1994 года, согласно которому истец получил специальность «эксплуатация воздушного транспорта», квалификация «инженер по управлению движением»: архивной справкой Коммунального государственного учреждения «Государственный архив г. Атырау Управления культуры, архивов и документации Атырауской области» от 17.03.2016 года № Т-5/25, согласно которой ФИО1 с 28.07.1986 года по15.08.1990 года работал диспетчером СД. С 21.02.1992 года Гурьевская область переименована в Атыраускую область, г. Гурьев - в г. Атырау; свидетельством диспетчера службы движения (руководителя полетов) с отметками о допуске к непосредственному управлению воздушным движением.

Кроме того, согласно действующему на момент работы истца в указанные периоды законодательству, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными

зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, расположенных на территории Российской Федерации», утвержденный Департаментом воздушного транспорта 16 января 1992 года и согласованный с Министерством труда и занятости населения Российской Федерации 24 января 1992 года.

Законодательного акта, принятого Российской Федерацией регулирующего вопросы включения в стаж на соответствующих видах работ времени работы в качестве диспетчеров на территории государств бывшего СССР, не имеется.

Вместе с тем, Постановлением Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 года N 497 предусмотрено, что Перечень указанных зон, районов и секторов управления воздушным движением утверждается Министерством гражданской авиации СССР по согласованию с Министерством труда и социальных вопросов СССР.

На территории СССР применялся «Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения», утвержденный Министерством гражданской авиации СССР и согласованный с Министерством труда и социальных вопросов СССР 26 сентября 1991 года.

В связи с этим гражданам, проживающим в Российской Федерации, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 1 (раздел XXI, подраздел 3) подлежит включению трудовой стаж, приобретенный ими на территории республик бывшего СССР до 16 января 1992 года в качестве диспетчеров, старших диспетчеров, руководителей полетов, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, предусмотренных Перечнем от 26 сентября 1991 года.

Также, в связи с принятием Постановления Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 г. N 497 «О внесении изменений в Список N 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10», дополнившим раздел XXI «Транспорт» Списка N 1 подразделом: 12003000 3. Гражданская авиация 12003000-17541, Перечень зон поручено утвердить Министерству гражданской авиации СССР по согласованию с Министерством труда и социальных вопросов СССР.

Данный перечень зон утвержден 26 сентября 1991 г. (в том числе и в части Республики Казахстан). Однако в связи с ликвидацией союзных структур и в силу других известных причин указанные документы до министерств доведены небыли.

Поскольку частью 3 статьи 1 Закона «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР» предусмотрено соблюдение всех гарантий в области пенсионного обеспечения, установленных союзным законодательством, при назначении льготных пенсий по Списку N 1 указанной категории работников гражданской авиации, Постановлением Министерства труда Республики Казахстан и Министерства социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 марта 1993 г. N24/2, рекомендовано руководствоваться настоящими постановлением и Перечнем, в который включены: Гурьевский РЦ ЕС УВД - сектора: РЦ1, РЦ2, аэропорт Гурьев-ДПП, ДПК, ПДП, СДП, МДП 1, МДП 2.

Также обоснованными судебная коллегия находит выводы суда относительно периодов работы истца, исключенных ответчиком, в связи с отсутствием в Перечне от 1992 года и от 2007 года сведений об интенсивности или сложности зоны управления воздушным движением.

С 02.03.2004 года по 02.04.2014 года истец работал в должности диспетчера управления воздушным движением местного диспетчерского пункта местных воздушных линий Заводской службы обслуживания воздушного движения, в службе регионального структурного подразделения «Крымаэрорух», в государственном предприятии «Крымаэронавигация»; с 03.04.2014 года по 31.12.2014 года в должности диспетчера управления воздушным движением районного диспетчерского центра службы аэронавигационного обслуживания, диспетчера службы движения, управления воздушным движением районного диспетчерского центра службы движения, диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление воздушным движением 1 класса районного центра службы движения, осуществляющего непосредственное управление воздушным движением 1 класса районного центра Симферопольской службы движения в филиале «Крымаэронавигация» ФГПУ «Госкорпорация по организации воздушного движения РФ»; и с 01.01.2015 года по 30.09.2016 года, поскольку отсутствуют сведения об уплате филиалом «Крымаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация» по организации воздушного движения РФ» страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу, а также в Перечне от 1992 года и от 2007 года не содержаться сведения об интенсивности или сложности зоны управления воздушным движением организации.

Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом следует, что в указанные спорные периоды работа истца протекала на территории Украины.

Так, согласно ст.13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы работники, занятые полный рабочий день, на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда – по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах. Диспетчеры по управлению воздушным движением приобрели право на льготное пенсионное обеспечение по спискам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР № 10 от 26.01.1991г.

Положениями ст. 1 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014г. № 6 - ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014г. № 6 -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Статьей 11 данного Закона урегулирован вопрос социальной защиты, в том числе пенсионного обеспечения граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве.

При этом, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности ( в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Таким образом, судебная коллегия находит факт работы истца в на работах с вредными условиями труда, установленным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и подтвержденным представленными в материалы дела доказательствами, исследованными судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: выпиской из приказа Регионального структурного подразделения «Крымаерорух» от 01.03.2004 года №21/о, согласно которой ФИО1 с 02.03.2004 года принят на должность диспетчера УПД Заводской СОПР; приказом Регионального структурного подразделения «Крымаерорух» от августа 2004 года №75/о, согласно которому ФИО1 допущен с 16.07.2004 года к самостоятельной работе как диспетчер УВД на МДП Заводской СОПР РСП «Кримаерорух»; приказом Регионального структурного подразделения «Крымаерорух» от 13.04.2005 года № 60\о, ФИО1 переведен с 13.04.2005 года на должность диспетчера УВД 1 класса РДЦ; приказом Регионального структурного подразделения «Крымаерорух» от 09.2004 года № 92/0 о допуске ФИО1 к самостоятельной работе как диспетчера УВД 1 класса на МДП заводской СОПР РСП «Кримаерорух» с 16.07.2004 года; карточкой формы № П-2 ФИО1; личной карточкой работника ФИО1; свидетельством о праве осуществлять диспетчерское обслуживание воздушного движения от 25.09.1998 года; свидетельством диспетчера службы движения от 06.09.2004 года; свидетельством о праве осуществлять диспетчерское обслуживание воздушного движения от 26.06.2016 года; выпиской из приказа по ГП «Крымаэронавигация» № 05/л от 25.03.2014 года, согласно которой ФИО1 с 25.03.2014 года принят на работу по переводу на должность диспетчера управления воздушным движением РДЦ службы аэронавигационного обслуживания; справкой, уточняющей характер работы или условий труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда от 07.11.2016 №03.1/30, выданной ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», согласно которой ФИО1 с 02.03.2014 года по настоящее время постоянно в течение полного рабочего дня работал в службе движения регионального структурного подразделения «Кримаерорух» Государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины и осуществлял непосредственное правление полетами воздушных судов в зонах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения в Симферопольской зоне местного диспетчерского пункта местных воздушных линий (МДП MBП) Заводской службы обслуживания воздушного движения районного центра, работал в государственном предприятии «Крымаэронавигация», в службе движения Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиала «Крымаэронавигация» и осуществляет непосредственное управление полетами воздушных судов в зонах, районах и секторах управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения в Симферопольской зоне районного центра Симферопольской службы движения; актом документальной проверки с целью подтверждения сведений справки о специальном стаже работы, дающем право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда от 14 декабря 2016 года №95.

Приказом Крымского филиала Государственного предприятия обслуживания воздушного движения «Крымаэродвижение» от 05 ноября 1994 года № 59, утвержден Перечень рабочих мест, профессий, должностей работников, которым подтверждено право на льготную пенсию, предусмотренную законодательством (списки №1 и №2).

В силу приказа Государственного Предприятия обслуживания воздушного движения Украины Министерства транспорта Украины от 21 января 2005 года № 19 «О внесении дополнений к Приложению от 19.07.2004 №218 «об утверждении Перечня рабочих мест с льготным пенсионным обеспечением диспетчерского состава УРД», в Перечень рабочих мест, зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью воздушного движения с льготным пенсионным обеспечением по Списку №1 для работников, которые осуществляют непосредственное управление воздушным движением входят в том числе: РСП «Кримаерорух» г.Симферополь (Симферопольский ОАО, служба движения) - диспетчер, диспетчер-инструктор, старший диспетчер, руководитель полетов; РСП «Кримаерорух» г. Симферополь Заводская служба ОВД (Заводской ОАО, служба движения) - диспетчер, диспетчер-инструктор, старший диспетчер, руководитель полетов.

Согласно утвержденному Перечню рабочих мест зон, районов и секторов управления воздушным движением наибольшей интенсивностью или сложностью воздушного движения с льготным пенсионным обеспечением по Списку №1, результаты аттестации рабочих мест, распространяются на работников, которые осуществляют непосредственное управление воздушным движением на весь период существования в штатных расписаниях указанных рабочих мест (соответствующих должностей) в результате неизменности условий труда на указанных должностях (Приказ Государственного Предприятия обслуживания воздушного движения Украины Министерства транспорта Украины № 54 от 10.03.2006 года «О внесении изменений в приказ Украерорух от 19.07.2004 №218 «Об утверждении Перечня рабочих мест с льготным пенсионным обеспечением диспетчерского состава УВД»).

Кроме того, результаты аттестации рабочих мест, распространятся согласно утвержденного Перечня рабочих мест зон, районов и секторов управления воздушным движением наибольшей интенсивностью или сложностью воздушного движения с льготным пенсионным обеспечением по Списку №1, также на работников, которые осуществляют непосредственное управление воздушным движением на весь период существования в штатных расписаниях указанных рабочих мест (соответствующих должностей) в результате неизменности условий труда на указанных должностях (Приказ Регионального структурного подразделения «Крымаерорух» № 165 от 22.06.2007 года «Об аттестации рабочих мест диспетчерского состава УВД»).

Приказом Государственного Предприятия обслуживания воздушного движения Украины Министерства транспорта Украины от 21 февраля 2008 года № 46 «О внесении дополнений к Приложению от 19.07.2004 №218 «Об утверждении Перечня рабочих мест с льготным пенсионным обеспечением диспетчерского состава УРД», в Перечень рабочих мест, зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью воздушного движения с льготным пенсионным обеспечением по Списку №1 для работников, которые осуществляют непосредственное управление воздушным движением входят, в том числе: РСП «Кримаерорух» г.Симферополь (Симферопольский ОАО, служба движения) - диспетчер, диспетчер-инструктор, старший диспетчер, руководитель полетов; РСП «Кримаерорух» г. Симферополь Заводская служба ОВД (Заводской ОАО, служба движения) - диспетчер, диспетчер-инструктор, старший диспетчер, руководитель полетов.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 258н от 31.12.2013 г. утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п. 9 данного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для работников, осуществляющих управление воздушным движением, - трудовой книжкой, а также на основании свидетельства диспетчера службы движения (руководителя полетов) с отметками о допуске к непосредственному управлению воздушным движением на конкретные диспетчерские пункты; справок работодателя с указанием приказов о назначении специалиста на должность, связанную с непосредственным управлением воздушным движением.

На территории Российской Федерации применялся Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, утвержденный Приказом Федеральной аэронавигационной службы N 105 от 26.10.2007г., подготовленный в целях реализации Постановления Кабинета Министров СССР от 23.07.1991 г. N 497 «О внесении дополнения в Список N 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10».

Согласно указанному перечню в нем отсутствовали указания на зоны, районы и секторы с наибольшей интенсивностью в Республике Крым, поскольку данная территория отнесена к государству Украина, и указанные районы включались в перечень, утвержденные органами указанного государства, в полномочия которого входило его утверждение.

Согласно Приказу Минтранса России от 11.05.2017 N 185 «Об утверждении Перечня зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения» утвержден Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, в том числе: РЦ ЕС ОрВД Симферополь: все секторы РЦ, РДЦ, РДП, РЦ ЕС УВД, МДП, АСС/ТМА, АСС/СТА; аэродром Симферополь: ДПК, СДП, ВСДП, ПДП, СДП+ПДП, ДПСП, ДПР А и ЗВП, все секторы ДПП, АДЦ, АДВ, TWR/CTR, TWR.

В Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2009 N 260-О-О указано, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 по поручению законодателя в соответствии со статьей 83 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подпункт «з» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации) (определения от 24.07.2008 N 340-О-О; от 16.11.2006 N 512-О; от 21.12.2006 N 579-О).

Исходя из изложенного, суд законно и обоснованно включил в специальный трудовой стаж спорные периоды работы, поскольку ФИО1 проработал не менее 10 лет на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, на момент обращения в пенсионный орган он достиг возраста 50 лет, его специальный стаж составил более 10 лет, а страховой стаж свыше 20 лет, следовательно, он имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.

Таким образом, судебной коллегией установлено, что доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции, при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сакского районного суда Республики Крым от 6 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи