Судья Стебихова М.В. Дело №
Докладчик Кузовкова И.С. Дело №
УИД 54RS0№-90
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Недоступ Т.В.,
судей Кузовковой И.С., Карболиной В.А.,
при секретаре Митрофановой К.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по апелляционной жалобе, с учетом дополнениями к ней, ГКУ НСО «Государственный архив » в лице директора Симонова Д. Г. на решение Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Министерства науки и высшего образования РФ к ГКУ НСО «Государственный архив » об обязании принять документы.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузовковой И.С., объяснения представителей ГКУ НСО «Государственный архив » - Семеновой Ю.А., МКУ «Госархив» - Емец А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы с дополнениями, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Истец Министерство науки и высшего образования РФ в лице представителя Чупиной В.А. обратилась в Центральный районный суд с иском к ГКУ НСО «Государственный архив » об обязании принять документы, просила суд обязать ответчика принять на хранение документы по личному составу Сибирского территориального управления Министерства науки и высшего образования РФ в связи с его ликвидацией.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ Сибирское территориальное управление Министерства науки и высшего образования РФ ликвидировано, при этом, документы по личному составу учреждения на хранение в государственный или муниципальный архив переданы не были.
Решением Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Министерства науки и высшего образования РФ удовлетворены, судом постановлено:
Обязать ГКУ НСО «Государственный архив » принять на хранение документы по личному составу Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования РФ.
С данным решением не согласился ответчик государственное учреждение – ГКУ НСО «Государственный архив », в апелляционной жалобе директор ФИО1 просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении требований Министерства науки и высшего образования РФ в полном размере.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, о том, что ГКУ НСО «Государственный архив » не является надлежащим ответчиком по делу, полагает, что документы по личному составу ликвидированного Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования РФ подлежат хранению в федеральном казенном учреждении «Государственный архив Российской Федерации», поскольку Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования РФ являлось организацией федеральной формы собственности, поскольку учредителем выступало Минобрнауки России.
Кроме того, в соответствии с п. 18 Положения о Сибирском ТУ Минобрнауки России, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.08.2018 № 666, реорганизация и ликвидация Сибирского ТУ Минобрнауки России осуществляется Минобрнауки России в установленном порядке. В случае ликвидации все документы независимо от сроков хранения передаются в установленном порядке в архив Минобрнауки России.
До настоящего времени Российской Федерацией, в соответствии с п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, не переданы полномочия по организации хранения документов по личному составу федеральных организаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, включая , при этом, бюджетом не предусмотрены расходы по приему и хранению в ГКУ НСО ГАНО документов по личному составу ликвидируемых федеральных организаций.
Кроме прочего, ГКУ НСО ГАНО не имеет технической возможности (отсутствие свободных площадей) принять на государственное хранение документы по личному составу Сибирского ТУ Минобрнауки.
В дополнениях к апелляционной жалобе, директор ГКУ НСО ГАНО ФИО1, указывает о том, что отсутствует закон, в том числе, субъекта Российской Федерации о наделении ответчика полномочиями по хранению архивных документов по личному составу должника, включенных в состав Архивного фонда Российской Федерации, а также отсутствует выделение соответствующих субвенций из федерального бюджета на данные цели. При этом статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов по хранению архивных документов, включенных в состав Архивного фонда Российской Федерации.
Представителем Министерства науки и высшего образования РФ ФИО2 направлены возражения на апелляционную жалобу ГКУ НСО ГАНО, согласно которым, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные заинтересованные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, в том числе, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно приказу Министра науки и высшего образования РФ от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ликвидации, в том числе, Сибирского территориального управления Министерства науки и высшего образования РФ (л.д. 9-13).
Сибирское территориальное управление Министерства науки и высшего образования РФ ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки ЕГРЮЛ.
В процессе ликвидации указанной организации документы по личному составу учреждения на хранение в государственный или муниципальный архив переданы не были.
ДД.ММ.ГГГГ руководителем Сибирского территориального управления Министерства науки и высшего образования РФ в адрес руководителя Федерального архивного агентства (Росархив) было направлено письмо о том, что Управление прекращает свою деятельности, по итогам которой сформированы документы длительного срока хранения, в том числе, по личному составу, в соответствии с законодательством об архивном деле подлежащие архивному хранению.
Сибирским территориальным Управлением в ответ на направленные ходатайства о передаче на хранение документов по личному составу для оперативного их поиска лицами, проживающими на территории и , в МКУ «Новосибирский городской архив» и ГКУ «Государственный архив », были получены отказы. На основании этого просит рассмотреть вопрос о возможности передачи документов длительного срока хранения в учреждение Государственного архива РФ (л.д. 28-29).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра высшего образования и науки РФ в адрес заместителя руководителя Федерального архивного агентства было направлено письмо, в котором заявитель просил оперативно изыскать возможность рассмотреть вопрос о месте хранения документов упраздненного (ликвидированного) Сибирского ТУ Минобрнауки РФ постоянного хранения и по личному составу, а именно 270 дел постоянного хранения и 320 дел по личному составу за № годы (л.д. 29-32).
По запросу суда, из Росархива поступили объяснения, из которых следует, что Росархив полагает законными и обоснованными требования истца, поскольку хранение поступающих документов по личному составу в государственных и муниципальных архивах направлено прежде всего на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при их обращении в органы публичной власти, за судебной защитой и т.п. (л.д. 100-102, 104).
При этом указано, что принятие и хранение указанных документов направлено на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности, в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти и за судебной защитой.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», п.2.1 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утв. Приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526, ст. 18 Конституции РФ, пришел к выводу о том, что исковые требования Сибирского территориального управления Министерства науки и высшего образования РФ подлежат удовлетворению, обязав Государственное казенное учреждение «Государственный архив » принять на хранение документы по личному составу ликвидированного Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» при ликвидации государственных и муниципальных организаций документы по личному составу в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
Действующее законодательство под государственным архивом подразумевает федеральное государственное учреждение, создаваемое Российской Федерацией (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое субъектом Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов (пункт 10 статьи 3 Закона об архивном деле).
В Российской Федерации в форме федеральных казенных учреждений созданы и действуют следующие федеральные государственные архивы: Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив древних актов, Российский государственный исторический архив, Российский государственный военно-исторический архив, Российский государственный архив экономики, Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный архив новейшей истории, Российский государственный военный архив, Российский государственный архив Военно-Морского Флота, Российский государственный архив литературы и искусства, Российский государственный архив научно-технической документации, Российский государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный архив фотодокументов, Российский государственный исторический архив Дальнего Востока.
Ни один из упомянутых федеральных государственных архивов не предназначен для хранения документов по личному составу ликвидируемых федеральных государственных бюджетных учреждений, расположенных на территории .
Так, в частности, Указом Президента Российской Федерации от 24.01.1995 N64 Государственный архив Российской Федерации включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В состав этого архива входят фонды высших органов власти, контроля и управления Временного правительства России, правительств периода гражданской войны, Российской Советской республики, РСФСР, СССР, а также федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и непосредственно подчиненных им учреждений, находящихся в городе Москве.
Государственный архив Российской Федерации технически не может обеспечить хранение всего массива документов по личному составу ликвидируемых федеральных организаций, дислоцированных в разных субъектах Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона об архивном деле документы по личному составу - это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем.
Хранение в государственных и муниципальных архивах документов по личному составу, поступающих от ликвидируемых государственных и муниципальных организаций, направлено, прежде всего, на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти, за судебной защитой и т.п.
Отсутствие в настоящее время федеральных государственных архивов, имеющих реальную возможность осуществлять длительное хранение совокупности документов по личному составу, образующихся в результате деятельности всех федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся во всех субъектах Российской Федерации, не может расцениваться как обстоятельство, исключающее соблюдение прав и законных интересов бывших работников на получение соответствующей информации.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения статьи 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, учитывая, что отношения в сфере организации хранения архивных документов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, исходя из необходимости обеспечения доступности документов по личному составу пользователям архивных документов, проживающим по большей части на территории того субъекта Российской Федерации, где было расположено ликвидированное федеральное предприятие, в целях исключения условий для возложения обязанности по приему однородных документов по личному составу на публичные архивы разного уровня и различной компетенции, что существенно затрудняет поиск соответствующих сведений гражданами, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по приему и хранению данных документов на ГКУ «Государственный архив », исходя из территориального принципа (по месту нахождения ликвидированной организации).
Подпунктом "д" пункта 3 части 1 статьи 4 Закона об архивном деле к полномочиям Российской Федерации в сфере архивного дела относятся: разработка и проведение единой государственной политики в сфере архивного дела; установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил; хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов в том числе федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений, в том числе расположенных за пределами Российской Федерации;
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, применительно к указанному положению, в лице областного архивного учреждения, приняв документы федерального государственного образовательного учреждения, архивное хранение которых отнесено к полномочиям Российской Федерации (подпункт "д" пункта 3 части 1 статьи 4 Закона об архивном деле) и полагая, что соответствующие расходы не компенсируются в рамках межбюджетных отношений, вправе обратиться к Российской Федерации с заявлением о выплате справедливой, соразмерной компенсации.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о том, что при ликвидации федеральных организаций документы по личному составу подлежат передаче на государственное хранение в соответствующий федеральный государственный архив, бюджетом не предусмотрены расходы по приему и хранению в ГКУ НСО ГАНО документов по личному составу ликвидируемых федеральных организаций, подлежат отклонению.
Само по себе отсутствие закона, в том числе, субъекта Российской Федерации о наделении ответчика полномочиями по хранению архивных документов по личному составу федеральных организаций, включенных в состав Архивного фонда Российской Федерации, и отсутствие соответствующих субвенций из федерального бюджета на данные цели не означает, что все публично-правовые образования вправе уклоняться от хранения имеющих социальное предназначение документов по личному составу, гарантирующих бывшим работникам возможность реализации права на подтверждение сведений об их трудовых отношениях.
Иные доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений не содержат каких-либо фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судом решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями влекущих отмену принятого по делу судебного акта, на основании статьи 330 ГПК РФ, не допущено,
Таким образом, законных оснований для отмены судебного постановления не усматривается.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе оставить без изменения, апелляционную жалобу директора ГКУ НСО «Государственный архив » и дополнительную апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи