Судья Сотникова Е.В. Дело № 33-6725/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 июня 2015 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.
судей Петрушенко Ф.П., Куденко И.Е.
при секретаре Обуховой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вороновой Е. М. к администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным перерасчета пенсии за выслугу лет, возложении обязанности по выплате пенсии в прежнем размере,
по апелляционной жалобе Вороновой Е. М.,
на решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 07 апреля 2015 года, которым исковые требования Вороновой Е. М. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Воронова Е.М. обратилась в суд с иском к администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным перерасчета пенсии за выслугу лет, возложении обязанности по выплате пенсии в прежнем размере.
В обоснование заявленных требований указала, что в связи с выходом на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ ей, как замещавшей муниципальную должность Фроловского муниципального района Волгоградской области, в соответствии с Решением от 26 февраля 2010 года № 8/63 Фроловской районной Думы, соответствующему Закону Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области» была назначена пенсия за выслугу лет в размере 75% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего Фроловского муниципального района, что составляло <.......> руб. 10 коп. Однако ДД.ММ.ГГГГ администрация Фроловского муниципального района опубликовала в газете «Фроловские вести» решение от 31 января 2014 года № 64/507 Фроловской районной Думы «О внесении изменений и дополнений в решение Фроловской районной Думы от 26 февраля 2010 года №8/63 (в редакции от 30 сентября 2011 года №31/250, от 26 октября 2012 года №45/370)», «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области», согласно которого размер муниципальной пенсии был пересчитан и с ДД.ММ.ГГГГ составил <.......> руб. 43 коп.
Считая вновь установленный размер ежемесячной пенсии за выслугу лет незаконным, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, просила суд признать вновь установленный размер ежемесячной пенсии за выслугу лет в размере <.......> руб. 43 коп. незаконным, установить пенсию в размере <.......> руб. 10 коп. в месяц, обязать администрацию Фроловского муниципального района Волгоградской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, исходя из расчета <.......> руб. 10 коп. в месяц с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, и произвести доплату за соответствующий период.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Воронова Е.М. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в связи с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя Вороновой Е.М. – Петрова Е.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области – Пономаревой М.Ю., возражавшей относительно них, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1, исходя из стажа муниципальной службы 25 полных лет, является получателем муниципальной пенсии за выслугу лет в соответствии с Решением Фроловской районной Думы от 26 февраля 2010 года № 8/63 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области» в размере 75% от среднемесячного денежного содержания в сумме <.......> руб. 22 коп.
Решением Фроловской городской Думы № 45/370 от 26 октября 2012 года в п. 2 ст. 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности Фроловского муниципального района и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района, утвержденное решением Фроловской районной Думы от 26 февраля 2010 года № 8/63 (в редакции решения Фроловской районной Думы от 30 сентября 2011 года № 30/236), внесены изменения об исключении положений, что пенсия за выслугу лет устанавливается за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации».
В связи с чем, ФИО1 произведен перерасчет муниципальной пенсии, и её размер с ДД.ММ.ГГГГ составил <.......> руб. 66 коп.
С ДД.ММ.ГГГГ произведена индексация размеров пенсии на 6 процентов, размер муниципальной пенсии ФИО2 составил с ДД.ММ.ГГГГ - <.......> руб. 10 коп.
Руководствуясь Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 года № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области», Уставом муниципального образования Фроловский район Волгоградской области, а также в целях оптимизации расходования бюджетных средств, 31 января 2014 года Фроловской районной Думой Волгоградской области принято Решение № 64/507 «О внесении изменений и дополнений в Решение Фроловской районной Думы от 26 февраля 2010 года № 8/63 (в редакции решений от 30 сентября 2011 года № 30/236, от 26 октября 2012 года № 45/370) «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лиц замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области» абзац 1 пункта 1, пункт 2 статьи 5 изложены в следующей редакции: лицам, замещавшим должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного п.3 ст.4 настоящего Положения, в размере 45% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, а лицам, замещавшим муниципальные должности Фроловского муниципального Волгоградской области до 01 января 2006 года, назначается пенсия за выслугу лет в размере 75% ежемесячного денежного содержания за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации», которое опубликовано в газете «Фроловские вести» № 8(262) от 22 февраля 2014 года. Настоящее Положение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до его принятия (п.2).
На основании Решения Фроловской районной Думы Волгоградской области от 31 января 2014 года № 64/507, с ДД.ММ.ГГГГФИО2 произведен перерасчет размера муниципальной пенсии, размер которой уменьшен на размер страховой части трудовой пенсии по старости, которая составила <.......> руб. 45 коп.
Разрешая заявленные ФИО1 исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что органы местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) муниципальным служащим, поскольку решение о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Выплата пенсии муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), определение ее размера (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), а также дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (ст. 86 Бюджетного кодекса РФ).
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления. Определение размера пенсии с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления.
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу, что финансирование доплаты к пенсии (пенсии муниципального служащего за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, которые вправе вводить и изменять порядок и условия доплаты к пенсии муниципальным служащим, как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий, поскольку решение вопроса о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Следовательно, внесение изменений в абз 1 п. 1, п. 2 ст. 5 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области» учитывая дополнительный характер такой пенсии, не свидетельствует об ухудшении положения истцы, так как установление размера такой доплаты к получаемой ФИО1 трудовой пенсии по старости является правом органа местного самоуправления исходя из финансово-экономических возможностей.
Таким образом, действия администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области по перерасчету ФИО1 размера ранее назначенной пенсии являются законными, в связи с чем, оснований для признания незаконным перерасчета пенсии за выслугу лет и возложении обязанности по выплате пенсии в прежнем размере, у суда первой инстанции не имелось.
Указание в апелляционной жалобе на то, что нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не должны противоречить положениям законов субъектов Российской Федерации, регулирующих сходные правоотношения о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих, в том числе в части размера подлежащей к выплате пенсии, убедительным к отмене решения суда не является, поскольку из системного толкования вышеприведённых норм материального права усматривается, что пенсия за выслугу лет муниципальному служащему по своей юридической природе является дополнительным обеспечением, предоставляемая им за счет средств соответствующих бюджетов, помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому изменение правил предоставления таких выплат не может расцениваться как нарушение права на получение пенсии в установленном законом случаях и размерах.
Иных доводов, имеющих правовое значение для разрешения спора, апелляционная жалоба не содержит.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленные сторонами доказательства оценены судом в строгом соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства, исковые требования разрешены в соответствии с нормами материального права, процессуальных нарушений не допущено.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения как законное и обоснованное.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Фроловского районного суда Волгоградской области от 07 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Судья
Волгоградского областного суда ФИО3