ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-672/2018 от 28.03.2018 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33-672/2018 судья Конных Т.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Рязань

28 марта 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Вергазовой Л.В.,

судей Споршевой С.В., Рогозиной Н.И.,

при секретаре Ивановой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Горулевой Юлии Евгеньевны на решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 14 декабря 2017 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Горулевой Юлии Евгеньевны к ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области», ГКУ Рязанской области «Центр социальных выплат Рязанской области», ПАО «Ростелеком» о взыскании ежемесячного пособия по уходу за ребенком – отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения Горулевой Ю.Е. и её представителя Горулева В.И., представителя ПАО "Ростелеком" Хлюпиной Н.В., представителя ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» Штурмановой Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Горулева Ю.Е. обратилась в суд с иском к ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» о взыскании ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В обоснование иска указала, что работает в Рязанском филиале ПАО «Ростелеком». 03.04.2015г. родила ребенка – ФИО2. По окончании отпуска по беременности и родам с 19.06.2015г. по 03.10.2016г. она находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет.

Ей было назначено и выплачивалось пособие по уходу за ребенком в двойном размере на основании Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так как она и ребенок зарегистрированы в доме, расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом по адресу: <адрес>.

С 04.10.2016г. по 02.04.2018г. она ушла в отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет и продолжала получать пособие в двойном размере.

Однако в период данного отпуска она родила второго ребенка – ФИО3, в связи с чем с 26.12.2016г. по 14.05.2017г. находилась в отпуске по беременности и родам. По окончании указанного отпуска она ушла в отпуск по уходу за ребенком – ФИО2 до достижения им возраста 3-х лет, и ей должно выплачиваться пособие по уходу за ребенком в двойном размере, поскольку она продолжает проживать в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Однако с 15.05.2017г. ей не выплачивается никаких пособий на содержание детей, а только выплаты по чернобыльскому закону: ежемесячная выплата как лицу, проживающему в зоне с льготным социально-экономическим статусом – 505,73 руб., компенсация за молочную кухню на ребенка, родившегося в зоне с льготным социально-экономическим статусом, – 481,15 руб., и 50 руб. от работодателя как лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

Истец полагает незаконным отказ в выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3-х лет в двойном размере, в связи с чем просил суд обязать ГКУ Рязанской области "Управление социальной защиты населения Рязанской области" выплатить ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере с 15.05.2017г. по октябрь 2017г. в сумме 170887,8 руб. и выплачивать в дальнейшем ежемесячно в сумме 28481,3 руб. до 02.04.2018г.

В дальнейшем Горулева Ю.Е. предъявила исковые требования также к ГКУ Рязанской области «Центр социальных выплат Рязанской области», ПАО «Ростелеком» и просила:

признать действия ПАО «Ростелеком» в связи с прекращением с 15.05.2017г. передачи данных Горулевой Ю.Е. в Списке получателей пособий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в соответствии с ФЗ РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере незаконным;

признать действия ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» в связи с прекращением с 15.05.2017г. выплат ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере Горулевой Ю.Е. незаконным;

признать Горулеву Ю.Е. находящейся в отпуске по уходу за ребенком с 15.05.2017г. по настоящее время;

обязать ПАО «Ростелеком» с целью продолжения выплат Горулевой Ю.Е. ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере с 15.05.2017г. включить в Список получателей пособий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в соответствии с ФЗ РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Горулеву Ю.Е. и передать в ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» указанный Список, копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком ФИО2 до трех лет, копию свидетельства о рождении ФИО2, копию паспорта Горулевой Ю.Е., копию справки о регистрации по месту жительства ФИО2;

обязать ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» произвести начисление Горулевой Ю.Е. ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере с 15.05.2017г. по ноябрь 2017г. в сумме 199 369,1 руб. и в дальнейшем ежемесячно в сумме 28 481,3 руб. до 03.04.2018г.;

обязать ГКУ Рязанской области «Центр социальных выплат Рязанской области» произвести выплату в пользу Горулевой Ю.Е. ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере с 15.05.2017г. по ноябрь 2017г. в сумме 199 369,1 руб. и выплачивать пособие в дальнейшем ежемесячно в сумме 28 481,3 руб. до 03.04.2018г.

По заявленным требованиям судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Горулева Ю.Е. просит решение отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, на неисследование судом вопроса о законности прекращения выплат пособия по уходу за ребенком в двойном размере, нерассмотрение указанного требования; на несоответствие обстоятельствам дела выводов суда о необращении за назначением указанного пособия и о непроживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом по адресу: <адрес>, и о проживании в <адрес>.

В письменных возражениях ПАО "Ростелеком" указал, что с заявлением о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере или в ином размере Горулева Ю.Е. в общество по окончании отпуска по беременности и родам не обращалась, права на получение указанного пособия в двойном размере по Закону РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с изменениями, вступившими в силу с 01.07.2016г., истец не имеет, вывод суда о проживании Горулевой в г.Рязани является верным, в связи с чем просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу Горулевой Ю.Е. – без удовлетворения.

В письменных возражениях ГКУ РО "Управление социальной защиты населения Рязанской области" указало, что с решением суда учреждение согласно, Горулева Ю.Е. за назначением и выплатой соответствующего пособия к ним не обращалась, Горулева Ю.Е. обращалась с просьбой о разъяснении причины невыплаты пособия, которые ей были разъяснены, судом установлено, что истец проживает с детьми в г.Рязани, ПАО "Ростелеком" не включило в представленный список для получения работником пособия Горулеву Ю.Е., в связи с чем просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставив решение суда – без изменения.

В письменных возражениях ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области" указывает на то, что в соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" Горулевой Ю.Е. с 26.12.2016г. прекращена выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", выплата указанного пособия истцу действующим законодательством не предусмотрена, фактическим постоянным местом жительства Горулевой Ю.Е. является г.Рязань, в связи с чем просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции представитель ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области" не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. На основании ч.5 ст.167 и ч.2 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя указанного ответчика.

В суде апелляционной инстанции Горулева Ю.Е. и её представитель поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель ПАО "Ростелеком" и представитель ГКУ Рязанской области "Управление социальной защиты населения" возражали по доводам апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Горулева Ю.Е. является работником ПАО "Ростелеком".

На основании её заявления и листка нетрудоспособности ей приказом работодателя от 02.02.2015г. был предоставлен отпуск по беременности и родам с 30 января 2015г. по 18 июня 2015г.

3 апреля 2015г. у неё родился сын – ФИО2.

На основании заявления истца с 19 июня 2015г. по 3 апреля 2018г. Горулевой Ю.Е. приказом от 19.06.2015г. предоставлен отпуск по уходу за ребенком.

На основании заявления Горулевой Ю.Е. от 28 декабря 2016г. ей приказом работодателя от 28.12.2016г. предоставлен отпуск по беременности и родам с 26 декабря 2016г. по 14 мая 2017г.

24 февраля 2017г. Горулева Ю.Е. родила сына ФИО3.

На основании заявления Горулевой Ю.Е. от 24 апреля 2017г. о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет приказом от 15.05.2017г. – ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 15 мая 2017г. по 3 апреля 2018г.

18 июня 2015г. Горулева Ю.Е. подала заявление о выплате ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста полутора лет с 19 июня 2015г. до 3 октября 2016г. в двойном размере.

Как установлено судом, истцу Горулевой Ю.Е. с 19 июня 2015г. выплачивалось ежемесячное пособие по уходу за ребенком – ФИО2 в двойном размере на основании п.7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до 1 июля 2016г.

С 26 декабря 2016г. по 14 мая 2017г. ей выплачивалось пособие по беременности и родам.

С 15 мая 2017г. ежемесячное пособие по уходу за ребенком истцу Горулевой Ю.Е. не выплачивается.

Согласно положениям ст.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 1 ст.3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлены виды государственных пособий, к числу которых относятся, в том числе, пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Часть 2 той же статьи предусматривает, что порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу второму статьи 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

Абзацем вторым ч.1 ст.13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ установлено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Частью 4 той же статьи предусмотрено, что в случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Согласно ч.5 этой же статьи матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований (ч.6 ст.13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").

Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н утвержден "Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".

Согласно п.2 "Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" в соответствии с настоящим Порядком гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются пособия, перечисленные в данном пункте, к числу которых относятся пособие по беременности и родам (п."а") и ежемесячное пособие по уходу за ребенком (п."д").

В силу п.5 "Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (далее – Порядок) лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными настоящими Порядком, необходимыми для получения пособий.

Согласно подпункту "а" п.39 вышеназванного Порядка право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии с п.41 Порядка лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В силу п.44 Порядка в случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

При этом в случае, если действующим законодательством отдельным категориям граждан предусмотрены гарантии выплаты ежемесячных пособий по уходу за ребенком в двойном размере, то общий размер пособия не может быть менее двух размеров суммированного минимального размера пособия.

Согласно п.52 Порядка матери, имеющие право на отпуск по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать пособие по беременности и родам или ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

В этом случае на основании заявления женщины о замене послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются заявление о назначении пособия и другие документы, указанные в п.54 Порядка.

Пунктом 7 части первой ст.18 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей на момент рождения истцом Горулевой Ю.Е. первого ребенка, предусматривалось, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 процентов заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Согласно п.2 "Правил предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 № 439, пособие предоставляется гражданам в порядке, предусмотренном для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 названных Правил пособие предоставляется гражданам, указанным в статье 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Пособие предоставляется по день достижения ребенком возраста трех лет (п.4 указанных Правил).

В силу п.5 этих же Правил предоставление пособия осуществляется по месту подачи гражданином заявления о назначении пособия: в организации по месту работы (службы) или по месту жительства - в органе в сфере социальной защиты населения, уполномоченном органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - орган в сфере социальной защиты населения).

В соответствии с пунктом 2 ст.2 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" пункт 7 части первой статьи 18 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложен в новой редакции, согласно которой гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона гарантируется ежемесячная выплата на каждого ребенка:

до достижения возраста полутора лет - в размере 3 000 рублей;

в возрасте от полутора до трех лет - в размере 6 000 рублей.

Частью 2 ст.8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" установлено, что за гражданами, которые указаны в пунктах 7, 8 и 9 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30 июня 2016 года, сохраняется право на получение указанного пособия в размере и на условиях, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до наступления оснований прекращения его выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанным в настоящей части гражданам ежемесячная выплата, установленная пунктом 7 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции настоящего Федерального закона), не осуществляется.

Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 № 588 "Об утверждении Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены прилагаемые Правила предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (п.1 Постановления).

В соответствии с п.4 указанного Постановления Правительства РФ ежемесячная выплата не осуществляется гражданам, указанным в пунктах 7 - 9 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым до 30 июня 2016 г. назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста 3 лет.

Пунктом 2 Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 № 588, установлено, что ежемесячная выплата предоставляется гражданам, указанным в пунктах 7 - 9 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - получатели), при условии их постоянного проживания и (или) работы непосредственно перед датой рождения (усыновления) ребенка, на которого назначается выплата, или установлением над ним опеки:

а) в зоне отселения - не менее 1 года;

б) в зоне проживания с правом на отселение - не менее 3 лет;

в) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.

Согласно п.5 этих же Правил ежемесячная выплата предоставляется одному из родителей (усыновителей, опекунов) с месяца возникновения права на нее (рождение, усыновление ребенка, установление над ним опеки) по месяц наступления оснований для ее прекращения включительно, если обращение за ее предоставлением последовало не позднее достижения ребенком возраста 3 лет.

В силу п.6 вышеназванных Правил основаниями для прекращения ежемесячной выплаты являются:

а) достижение ребенком возраста 3 лет;

б) смерть ребенка до достижения им возраста 3 лет;

в) исключение населенного пункта, в котором проживает (работает) получатель, из перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - перечень);

г) выезд получателя и (или) ребенка на новое место жительства, расположенное за пределами населенных пунктов, включенных в перечень;

д) увольнение получателя из организации (ее обособленного подразделения), находящейся в населенном пункте, включенном в перечень, либо изменение места нахождения организации (ее обособленного подразделения, отдельного рабочего места) на место нахождения за пределами населенных пунктов, включенных в перечень.

В соответствии с п.8 указанных Правил для предоставления ежемесячной выплаты получатели подают в уполномоченный орган по месту жительства или работы, а в случае одновременного проживания и работы в населенных пунктах, включенных в перечень, - по месту жительства заявление о предоставлении ежемесячной выплаты.

Из анализа указанных норм следует, что лица, которые имели право на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере и реализовали это право до 30 июня 2016г., сохраняют право на его выплату до наступления оснований прекращения его выплаты, к которым законодательство относит: достижение ребенком возраста 3 лет, смерть ребенка до достижения ребенком возраста 3-х лет, исключение населенного пункта, в котором проживает (работает) получатель, из перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015г. № 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; выезд получателя и (или) ребенка на новое место жительства, расположенное за пределами населенных пунктов, включенных в указанный Перечень; увольнение получателя их организации (её обособленного подразделения), находящейся в населенном пункте, включенном в перечень, либо изменение места нахождения организации (её обособленного подразделения, отдельного рабочего места) на место нахождения за пределами населенных пунктов, включенных в Перечень.

Истец ФИО1 относится к числу лиц, которым было назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет до 30 июня 2016г., в связи с чем она имеет право на его получение до наступления оснований прекращения его выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, реализация права на получение пособия связана с подачей заявление о его выплате, то есть носит заявительный характер.

Истцу выплата ежемесячного пособия в двойном размере по уходу за ребенком с 26.12.2016г. по 14.05.2017г. была заменена на выплату пособия по беременности и родам. Указанную выплату ФИО1 не оспаривает и с ней согласна.

С 15.05.2016г. у неё возникло право на получение пособия по уходу за ребенком – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, либо на получение пособия по уходу за ребенком – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Однако соответствующее заявление ею подано не было. Поданное истцом работодателю заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком не заменяет собой заявление о выплате соответствующего пособия.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с несоблюдением истцом заявительного порядка реализации права.

Доводы апелляционной жалобы истца ФИО1 о том, что она обращалась по поводу невыплаты суммы пособия в двойном размере, не свидетельствуют о факте подаче ею заявления о выплате соответствующего пособия. Обращение за разъяснением вопроса о пособии не заменяет собой заявление о выплате этого пособия. Доводы истца и её представителя в суде апелляционной инстанции о том, что для выплаты пособия по уходу за ребенком в двойном размере подача заявления после выхода из отпуска по беременности и родам не требовалась, поскольку ранее, в 2015г., при рождении первого ребенка истец такое заявление подавала и ответчик был обязан продолжить выплату указанного пособия после окончания отпуска истца по беременности и родам второго ребенка, являются не состоятельными. В силу действующего законодательства приведенного выше после окончания отпуска по беременности и родам у истца возникло право на получение пособия по уходу за ребенком по двум основаниям: по уходу за первым ребенком или по уходу за вторым ребенком, пособие может быть назначено только по одному из оснований, право выбора принадлежит только истцу, реализация указанного выбора возможна только в форме подачи соответствующего заявления, такой выбор ФИО1 реализован не был.

Доводы ответчиков об отсутствии у ФИО1 права на получение ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком в двойном размере, судебная коллегия по гражданским делам находит также не состоятельными, поскольку такое пособие ей было назначено до 30 июня 2016 года и основания прекращения его выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, не наступили. Тот факт, что она, находясь в отпуске по уходу за ребенком при наступлении у нее отпуска по беременности и родам, и получая пособие по уходу за ребенком, воспользовалась своим правом выбора одного из видов пособий: пособия по уходу за ребенком или пособия по беременности и родам, не является основанием прекращения её прав на получение пособия по уходу за ребенком в двойном размере после окончания срока выплаты пособия по беременности и родам.

Вместе с тем, судебная коллегия находит, что вывод районного суда о фактическом месте жительства истца ФИО1 с детьми по адресу: <адрес>, не соответствует обстоятельствам дела.

Так, в судебном заседании истец ФИО1 и её представитель поясняли, что ФИО1 с детьми проживают и зарегистрированы в <адрес>, в доме, принадлежащем на праве собственности истца, дети состоят на медицинском учете и на них заведены медицинские карточки в Кораблинской районной поликлинике.

Ответчики в суде первой инстанции, возражая против иска, не оспаривали факт проживания истца с детьми в зоне с льготным социально-экономическим статусом и не ссылались на это обстоятельство в подтверждение своей правовой позиции.

Суд не определял указанное обстоятельство как юридически значимое обстоятельство, имеющее значение для дела, и не выносил его на обсуждение сторон.

Кроме того, в ст.2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" дано понятие места жительства, под которым понимается - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства; а также понятию регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, под которой понимается - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19 декабря 2014г., выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, копия которого имеется в материалах дела, ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно справкам администрации муниципального образования – Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области от 10.11.2017г. № 993 и № 948 ФИО1 проживает и зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с 24.01.2015г. по настоящее время, совместно с ней зарегистрированы и проживают её сын – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 17.06.2015г., и сын – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 29.03.2017г. по настоящее время.

Согласно свидетельствам о регистрации по месту жительства от 24.03.2017г. и от 23.04.2015г. ФИО3 и ФИО2 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.

Пояснения истца о проживании в настоящее время в г.Рязани в квартире бывшей свекрови, о не высокой степени благоустроенности жилого дома, принадлежащем ей на праве собственности (печное отопление, отсутствие газа и воды в самом доме, наличие колонки для воды на улице, приготовлении пищи на электроплитке), и об обращении с детьми в поликлиники <адрес>, а также копии медицинских карточек, в которых указано место проживания ФИО3: <адрес>, и ФИО2: <адрес>, не свидетельствуют об их постоянном проживании по адресу: <адрес>, и о не проживании по адресу: <адрес>.

Доказательств факта возникновения у истца ФИО1 и её детей права на жилое помещение по адресу: <адрес>, в квартире бывшей свекрови, в материалах дела не имеется.

С учетом указанных обстоятельств вывод суда о проживании истца с детьми по указанному адресу подлежит исключению из мотивировочной части решения суда на основании п.3 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 14 декабря 2017 года изменить, исключив из мотивировочной части решения суда вывод о фактическом месте жительства истца по адресу: <адрес>.

То же решение в остальной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи